Самооценка – это представление человека о самом себе. Она влияет на эмоциональное состояние, успех в учебе и отношения с окружающими. Развитие здоровой самооценки с детства — фундамент для уверенной личности в будущем.
Психолог загородной Ломоносовской школы №5 Василина Бычина рассказывает, как самооценка влияет на жизнь ребенка и как родителям помочь ее развитию.
Что такое самооценка
Самооценка – это совокупность убеждений и оценок, которые ребенок формирует о себе. Состоит самооценка из 2 компонентов:
-
Внутренние убеждения – собственные мысли и переживания, оценка «что у меня получается», «что я умею».
-
Внешние факторы – как на меня реагируют другие. Признание со стороны родителей, учителей, друзей и оценка окружающих. Чувство самоценности закладывается в первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Как самооценка влияет на повседневную жизнь
Самооценка ребенка сказывается на поведении и эмоциональном состоянии. Дети с высокой самооценкой более открыты к новым задачам и уверены в своих способностях, они легче преодолевают трудности и стремятся к новым знаниям. Низкая самооценка, напротив, может привести к чувству беспомощности, страху перед неудачей и даже социальной изоляции.
Виды самооценки
1. Адекватная самооценка.
Характеризуется реалистичным восприятием своих сильных и слабых сторон. Ребенок понимает, что он несовершенен, не всегда справляется с тем или иным заданием, и в этом нет ничего страшного.
Признаки: общительность, готовность учиться, пробовать новое и развивать свои навыки, открытость к советам и обратной связи. Ребенок с нормальной самооценкой уважает других, он более стрессоустойчив, способен проявлять эмпатию и заботу, поддерживать.
2. Завышенная самооценка.
Ребенок не реалистично оценивает свои действия, переоценивает возможности и способности. Часто завышенная самооценка кажется чем-то положительным, но на самом деле она может привести к сложностям адаптации во взрослом мире и обществе.
При завышенной самооценке ребенок считает, что он во многом превосходит других. Отмахивается от советов, считая, что он знает лучше. Это делает его уязвимым – не признает собственные ошибки и поражения, уклоняется от ответственности за свои поступки.
Признаки: болезненно реагирует на критику, ищет подтверждение своей значимости, из-за сильной фокусировки на себе страдает эмпатия и общение с другими людьми.
3. Заниженная самооценка.
Связана с чрезмерной критичностью по отношению к себе. Ребенок видит в себе больше недостатков, чем достоинств. Недооценивает свои способности и чувствует себя неуверенно.
Признаки: стеснительность, замкнутость, постоянная критика своих действий, отсутствие уверенности в своих способностях и возможностях, даже если ребенок обладает определенными навыками. На замечания других он может реагировать болезненно – долго обдумывать сказанное, чувствовать себя обиженным и оскорбленным.
При заниженной самооценке возникает страх перед неудачей – ребенок может избегать новых задач, боясь, что он не справится. Он предвидит «провал» заранее, ему сложно заставить себя даже попытаться.
Ребенок с низкой самооценкой часто сравнивает себя с другими – с одноклассниками, ребятами постарше, с блогерами или знаменитостями, и чувствует себя менее успешным и значимым.
Как определить, какая у ребенка самооценка?
Обратите внимание на его поведение и реакции в различных ситуациях.
-
Как воспринимает достижения и неудачи. Высокая самооценка проявляется в уверенности в собственных силах, адекватной оценке успехов. А вот сильные переживания при неудачах и ошибках, страх браться за новую задачу из-за возможного провала – признаки низкой самооценки.
-
Отношение к себе. Обратите внимание, как ребенок описывает себя. Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют реалистичное и положительное представление о себе. Те, у кого низкая самооценка, часто склонны к самокритике и раздуванию своих недостатков.
-
Общение с другими. Дети с высокой самооценкой, как правило, более открыты и уверены в себе в общении. Ребенок с низкой самооценкой более замкнутый, робкий и стеснительный в контактах с другими. Он будто все время боится сказать что-то не то, беспокоится, какое мнение сложится о нем.
-
Сравнение себя с другими. Обратите внимание, часто ли ребенок сравнивает себя с другими – одноклассниками, друзьями, блогерами. Это может быть признаком неуверенности в себе.
-
Реакция на похвалу и критику. Дети с адекватной самооценкой обычно спокойно принимают комплименты и открыты к конструктивной критике. Ребенок с низкой самооценкой может реагировать на похвалу с недоверием, будто он ее не заслужил, а на критику – сильными переживаниями.
Как родителям сформировать адекватную самооценку у ребенка
-
Положительная обратная связь. Оценивайте достижения ребенка, даже если они маленькие. Подчеркивайте усилия, а не только результат.
-
Уважение индивидуальности. Помогайте ребенку осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, и что нормально иметь слабости. Поощряйте развитие его способностей. Если ему интересно рисование, а не секция футбола, не настаивайте и позвольте заняться тем, что ему хочется.
-
Поощряйте самостоятельность. Давайте ребенку возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки. Это сформирует уверенность в себе.
Низкая самооценка часто формируется у детей, которые растут в гиперопекающей среде, где за них все решения принимаются родителями, а ребенку просто не дают право голоса. Важно создавать ситуации, в которых можно проявлять самостоятельность. Начать можно с мелочей – сам выберет себе новую куртку или школьные принадлежности, сам решит, что хочет на ужин, предложит идею, чем заняться всей семье на выходных.
-
Не сравнивайте с другими. Откажитесь от восклицаний: «А вот Маша учится на одни пятерки, и уже знает в какой университет поступать!», «… а ты какой-то ерундой занимаешься, что у тебя в голове?». Каждый ребенок уникален и имеет свои собственные темпы развития и интересы.
-
Поддержка в моменты трудностей. Помогите ребенку правильно прожить тяжелые ситуации. Подчеркните, что неудачи – это часть учебы и роста. Создание такой поддерживающей среды помогает ребенку развивать адекватную самооценку.
-
Будьте для ребенка примером. Показывайте здоровую уверенность в себе, позитивное отношение к своим достижениям, и легкое отношение к недостаткам.
-
Создание атмосферы безусловной любви. Это поможет ему чувствовать себя ценным. Ребенку необходимо знать, что его любят независимо от его достижений. И ему не нужно завоевывать эту любовь через пятерки и победы на олимпиадах. Ведь он заслуживает право быть другим – не таким, как вы.
В детстве психика гибкая и меняется легче, чем взрослая, когда основные паттерны поведения и реакции уже сформировались. Поэтому не переживайте, если обнаружили у ребенка признаки низкой самооценки. Это решается с поддержкой родителей и педагогов. Поощряйте ребенка, подчеркивайте его достижения и создавайте условия для развития уверенности в себе.
Фото: Freepik