Поиск

Давай поиграем в задачу

07/10/2008
МОСИНА Марина
580

Маме, конечно, было тяжело: вскоре у нее должен был родиться второй ребенок. Но чего не сделаешь для блага любимой дочки! Когда малыш появился на свет, на занятия приходилось бегать с коляской. А потом новорожденного с мамой положили в больницу и теперь уже папа сломя голову мчался с Олей учиться. ...Когда же мама вернулась из больницы, то, к своему ужасу, она обнаружила, что дочка, не пропустившая ни одного занятия... разучилась читать! После нескольких домашних @уроков" Оля, конечно, все вспомнила, но больше ее в том году ни на какие занятия не водили. Что интересно, в тех же группах занимались дети, которые, по отзывам родителей, вполне успешно освоили чтение, письмо и счет. В чем же тут дело?

   –А дело в том, что, выбирая для своего ребенка группу по подготовке к школе, родители, как правило, предпочитают ту, что поближе к дому, подешевле и подходит по времени начала занятий. Но если программа, по которой будут учить их малыша, не соответствует его индивидуальным особенностям, то эти очевидные преимущества полностью теряют свою ценность, – считает психолог-педагог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекциии «Исток» Елена Владимировна Климачева.
      

    – Поэтому тестирование перед началом учебы – величайшее благо. Оно позволяет определить, подходит ребенку данная программа или нет.
      

    А может быть, и вовсе не стоит перегружать детей обучением чтению и письму? Успеют еще в школе...
      

    –Перегружать действительно не стоит. Подготовить к школе – это не значит любой ценой научить дошкольника читать. Для успешной учебы гораздо важнее любознательность, интерес к жизни, умение общаться, высказывать свои мысли и слушать других, обслуживать себя и ориентироваться в самых разнообразных жизненных ситуациях.
       В то же время учиться чтению, счету, письму в четыре-пять лет совсем не рано. Только вот организация занятий должна быть совсем не такая, как в первом классе общеобразовательной школы. А ведь преподают в группах подготовки к школе чаще всего школьные учителя. Они невольно переносят сугубо школьные методы и подходы в эту еще в общем-то «садовскую» группу. Они ждут от маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза. Малышам же это не под силу, им непонятно, скучно, неинтересно. Ведь самое естественное занятие для детишек этого возраста – игра. Только в игре они чувствуют себя сильными и могущественными, только в игре могут в полной мере проявить свою фантазию и сообразительность. Но взрослые забывают об этом. И большинство занятий по подготовке к школе страдает явным перекосом в пользу логического мышления и в ущерб образному. Создается впечатление, будто взрослые бессознательно жаждут поскорее изжить эту непонятную им, неудобную детскую эмоциональность, непосредственность и превратить маленьких фантазеров и мечтателей в свое подобие – в рациональных и рассудочных людей.

   Как же должен выглядеть правильно организованный учебный процесс для дошколят?
      

    –Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит? Если мы хотим, например, чтобы малыш научился считать, нужно дать ему прочувствовать, что такое один, два, много, на один больше. Предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Кружочки, квадратики, треугольнички, их обязательно надо подержать в руках, пощупать. Поговорить о том, где встречаются предметы похожей формы.
       Если изучаете буквы, то лучше не просто рассматривать их, а лепить из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что подготовка к школе – это не только обучение чтению, счету, письму.
       Для гармоничного развития не менее важны такие дисциплины, как рисование, лепка, танцы, музыка, спорт, в том числе плавание, фигурное катание.

   Какая из существующих программ ближе всего к этому идеалу?
      

    –На мой взгляд, одна из самых удачных – это «Школа–2100».Занятия по ней проводятся в игровой форме, используются музыка, образы фольклора. Дети рисуют, лепят, танцуют. Базовые учебные пособия этой программы – «По дороге к азбуке» (Бунев, Бунева, Кислова), «Игралочка» (Петерсон, Кочемасова), «Раз – ступенька...» (Петерсон, Холина), «Все по полочкам...» (Горячева, Ключ). Отличная программа, но – не для всех.
       Детям с отставанием в развитии памяти, внимания, речи эта программа не под силу, а таких, к сожалению, в последние годы становится все больше и больше.

   С чем это связано, как Вы считаете?
      

    –Во-первых, ухудшение здоровья новорожденных вызвано неблагоприятной экологической обстановкой. Во-вторых, как это ни парадоксально звучит, «медвежью услугу» оказывают достижения современной медицины. При помощи супертехнологий появляется на свет много детей с серьезными неврологическими проблемами, которым впоследствии ставится диагноз «задержка психического развития», сокращенно – ЗПР. Эти дети требуют особого внимания, строго индивидуального подхода и, конечно, особого старания и терпения при обучении.

   В чем выражается задержка псхического развития у детей?
      

    Чаще всего она выражается в том, что ребенок поздно начинает говорить. Его словарный запас беден, он не умеет выразить хоть сколько-нибудь сложную мысль или чувство. Кроме того, при ЗПР недостаточно сформированы каналы восприятия: слуховой, зрительный, тактильный. Если это не учитывать, можно совершить много ошибок. Например, если малыш в три-четыре года не способен на слух воспринять даже короткую сказку, отдавать его в любую группу подготовки к школе совершенно бесполезно. Все слова педагога о буквах, звуках, цифрах останутся для него пустым звуком.

   Как же обучать такого ребенка?
      

    –Начинать нужно со сказок. Не хочет слушать, отбрасывает книжку? Значит, надо не просто читать, а поиграть с ним в сказку. Ее персонажей лучше всего нарисовать и вырезать из картона. Если родители не умеют рисовать, подходящие картинки можно вырезать из старых журналов. Важно, чтобы их можно было подержать в руках, потрогать, подвигать. Хорошо помогают развить слуховой канал такие упражнения: наполнить спичечные коробки манкой, горохом, гречкой и учить ребенка различать на слух звук, который раздается, если их потрясти. Можно записывать на магнитофон голоса птиц и животных, знакомых и родственников и учить распознавать их. Такие упражнения, кстати, полезны всем детишкам без исключения, но с теми, которые отстают в развитии, заниматься нужно дольше, чаще.
       Другая разновидность задержки психического развития – недостаточное развитие зрительного канала восприятия. Если ребенок не способен на вид определить, что больше, что меньше, что длиннее, что короче, плохо ориентируется в цветах, об успешной учебе говорить тоже не приходится. Общаясь с таким ребенком, нужно все время обращать его внимание на предметы окружающего мира, их форму, цвет, фактуру, размер. Высший пилотаж в развитии зрительного канала – способность видеть мысленно, например, после того, как ребенку прочитали сказку, надо предложить ему закрыть глаза и представить, какого цвета платочек у Маши или ягодка в лесу.
       Чтобы скорректировать отставание в развитии речи, с малышом необходимо как можно больше разговаривать. Говорите обо всем, что происходит с ним и вокруг него – о еде, одежде, погоде, игрушках, зверюшках. Кроме того, развитию речи способствует занятие мелкой моторикой.

   А существуют ли корректирующие упражнения для детей, которые больше двух-трех минут не могут усидеть на месте?
      

    – Чаще всего в таких случаях врачи и психологи ставят ребенку диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Так, до трех-четырех лет для преодоления СДВГ бывает достаточно одних только физических упражнений. Причем одно из самых простых и в то же время эффективных занятий – ползание. Кроме того, малышам с СДВГ полезно подолгу качаться на качелях: вестибулярный аппарат расположен вблизи лобных долей мозга, которые отвечают за способность к самоконтролю.

   Родителям часто трудно бывает признать, что с их ребенком что-то не так, они склонны объяснять ситуацию тем, что он «просто не хочет», «ленится», «ему не интересно». По каким признакам родители должны определить, что ребенку требуется помощь?
      

    –Существуют нормы развития речи. Так, до года ребенку свойственно гуление, потом он начинает произносить отдельные слоги. К полутора годам должны появиться первые слова, также малыш должен понимать то, что ему говорят. К двум годам у девочек, а у мальчиков – к двум с половиной должны появиться первые короткие фразы. Если в три года фраз еще нет, надо срочно принимать меры! Необходимо обратиться к детскому психологу, который должен оценить степень отставания и подобрать соответствующую корректирующую программу занятий с ребенком. Если вы хотите, чтобы ребенок учился успешно и с удовольствием, то позаботьтесь об этом как можно раньше.

    

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.