Спокойствие, только спокойствие!
Мы готовим кроху к школе, повышая общий уровень его развития. Мы формируем отношение к окружающему миру, навыки чтения и письма, развиваем умение создавать что-то новое – рисовать, лепить из пластилина. Вариантов масса!
Ребенок-дошкольник становится грамотным, разносторонне развитым, когда вы с ним:
-
учите стихи и песни;
-
придумываете и рассказываете истории;
-
пишете письма вашим друзьям;
-
создаете условия для занятий письмом: удобное рабочее место, красивые письменные принадлежности и т.д.;
-
исследуете взаимосвязь звуков и символов;
-
узнаете и запоминаете новые слова;
-
вместе рисуете и обсуждаете созданные картины.
И непременно нужно читать с ребенком. Читать для него. Читать вместе с ним: по буквам, по слогам, целыми словами… Какие книги? «Золотой ключик» и «Алиса в стране чудес» – само собой. Но по каким же книгам – первым учебникам – готовиться к поступлению в школу, учиться читать и писать?
Сегодня на рынке огромное разнообразие учебной литературы. Выбирай и учись!
Узорова О., Нефедова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе
В этом издании вы сможете найти самые разные задания: математические задачки, логические головоломки, вопросы на проверку знаний об окружающем мире, задания на воображение, развитие речи. В конце книги даются примерные вопросы, на которые ребенок должен уметь отвечать при поступлении в школу. Примеры подобных заданий позволяют обнаружить «слабые места». К минусам издания мамочки относят невысокое качество бумаги и то, что задания нужно выполнять в книге – для второго ребенка пособие уже не оставишь.
Безруких М., Филиппова Т.
Ступеньки к школе.
Учимся учиться
Эта книга-рабочая тетрадь – часть учебного комплекта «Ступеньки к школе», который предлагают вашему вниманию М. М. Безруких, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, и Т.А. Филиппова, старший научный сотрудник Института, кандидат биологических наук.
В этих пособиях представлена уникальная система подготовки детей к школе.
В тетрадь «Учимся учиться» входят задания, необходимые для формирования организации деятельности (понимание инструкции, составление плана работы, проверка выполнения задания и другое).
Илюхина В. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе. В двух частях
С этой рабочей тетрадью малыш учится грамоте. В ней представлены графические и творческие задания, разработанные заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук В.А. Илюхиной.
К комплекту тетрадей, отличающихся качеством бумаги и большим количеством цветных иллюстраций, прилагается методическое пособие. Это подсказка для мам и пап, в которой даны советы по правильной организации занятий с детьми с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
Петерсон Л., Холина Н. Раз – ступенька, два – ступенька... Математика для детей 5-6 лет
Эти учебные тетради – дополнительное пособие к программе математического развития детей 5-6 и 6-7 лет.
Учебно-методический комплект ориентирован на развитие интереса к математике у малышей. Именно поэтому в тетрадях приводятся нестандартные, оригинальные задания, которые не оставят равнодушным пытливый ум юного математика.
В книге собраны логические, математические задачи, задания по подготовке руки к письму. Как отмечают родители, задания преподносятся в понятной ребенку форме. Есть задачки и на развитие воображения: например, нужно продолжить узор на листе в клеточку, используя карандаши разных цветов согласно образцу, то есть помимо тренировки руки задание хорошо развивает логическое мышление.
Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы и сказки. Для детей 5-7 лет. В трех частях
В этой книге вы найдете серию авторских фонетических рассказов по сюжетным картинкам. Что не текст – новое задание на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Работа с этой тетрадью поможет малышу понимать и пересказывать прочитанное, последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту.
Задания потребуют от ребенка внимательной работы со словом. Он будет учиться выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам. Работа с такими профильными учебниками может помочь проявить склонность вашего ребенка к наукам. Физик он или лирик? Математик или лингвист? Подобные пособия помогают в определении способностей ребенка, что немаловажно при выборе профиля класса и даже школы.
Олеся Жукова Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта
С этой книгой дети учатся, решая нестандартные задачки, выдумывая и сочиняя, создавая новое. Задания в книге направлены на общее развитие вашего малыша. Логика, внимание, речь… Оригинальные задания понравятся вашему ребенку, он с азартом будет искать правильный ответ.
Маме с папой на заметку
-
Учимся различать буквы. Игра: «Находим одинаковые буквы»
-
Вырежьте сами или помогите своему ребенку вырезать пустые карточки.
-
Напишите каждую букву имени своего ребенка на одной из карточек.
-
Напишите их еще раз и, таким образом, у вас будет по две карточки с каждой буквой.
-
Положите карточки на стол лицевой стороной (т.е. с буквами) вниз.
-
Каждый играющий переворачивает две карточки и называет буквы, которые написаны на этих карточках.
-
Если у играющего карточки совпадают (т.е. если он перевернул две карточки с одной и той же буквой), то он берет себе карточки. Если же нет, то он снова переворачивает карточки лицом вниз и наступает очередь второго играющего.
-
Продолжайте играть, пока не будут найдены все одинаковые буквы.
-
Помогите ребенку расположить карточки с буквами так, чтобы получилось его имя.
-
Напишите другие буквы на оставшихся пустых карточках (у вас обязательно должно быть по две карточки с каждой буквой).
-
Вы можете продолжать играть в эту игру, изготавливая все новые и новые карточки, до тех пор, пока ваш ребенок не будет узнавать все буквы алфавита.
-
Примеры тестов для новых первоклашек
Методика №1. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе
В ходе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Ребенку задают вопросы, как его зовут, сколько ему лет и сколько будет через год-два, кем работают его родители, где он живет. Педагог может попросить малыша показать, где лево, а где право, попросить сравнить цифры (что больше) и спросить, что нужно делать в определенных жизненных ситуациях (например, что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?)
За правильный и полный ответ ребенок получает 1 балл, за неполный – полбалла. Полным считается развернутый ответ, когда ребенок может не просто ответить на вопрос правильно одним словом, но и способен построить предложение или пытается обосновать свой ответ.
Ошибочными считаются ответы, типа: «Папа работает на работе» (вопрос: «Кем работает твой папа?»).
В этом тесте есть так называемые контрольные вопросы, которые оцениваются особым образом. В классическом тесте 22 вопроса, среди которых 4 контрольных. Так, если на вопрос «где ты живешь?», малыш называет полный домашний адрес с названием города, ему присваивают 2 балла. 2 балла получает и ребенок, развернуто ответивший на вопрос «что ты сделаешь, если нечаянно сломаешь чужую вещь?» («Попрошу прощения. Отдам свою»). Если на вопрос о возрасте малыш отвечает с точностью до месяца – 3 балла. За обоснованный ответ на вопрос «какое сейчас время года?» с перечислением признаков (не менее трех признаков) – 2 балла, до трех признаков – 1 балл. За каждое правильное указание применения школьной атрибутики («Зачем нужна парта, портфель, школьная доска?») – 1 балл.
Общая оценка результатов методики:
24-29 баллов – высокий уровень школьной зрелости,
20-23 балла – средний уровень школьной зрелости,
15-19 баллов – ребенок условно не готов к школьной жизни.
Методика № 2. Мышление и речь
Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Психолог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки». Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе.
Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка – игрушки». На обдумывание ответа дается до 10 секунд.
Обработка результатов
методики:
3 балла – ребенок допустил не более двух ошибок;
2 балла – допущено от 3 до 6 ошибок;
1 балла – ребенок допустил более 7 ошибок.
Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
Дети, допустившие более 7 ошибок, нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).
Методика № 3. Умозаключения
Данная методика позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Предлагается 11 заданий. Например:
Огурец : овощ = Гвоздика : ?
сорняк, роса, садик, цветок, земля
Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом:
1 балл – выполнение задания с первого предъявления;
0,5 балла – задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была дана подсказка.
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов. Выделяется 3 уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень – от 39 до
47 баллов;
средний уровень – от 28 до
38 баллов;
низкий уровень – от 17 до
27 баллов.