Поиск

От зубрежки толку мало

28/12/2010
ПОЛИВАНОВА Катерина
599

Хотим мы этого или нет, но как-то получается само собой, что деление детей на возрастные группы связано именно с тем, посещают ли они школу. Судите сами: если речь идет о пятилетнем малыше, то его называют дошкольником, а если о ребенке на два-три года постарше, то о нем скажут, что он младшего школьного возраста. Если мы встретим такого ребенка, то обязательно спросим его, как дела в школе, как зовут его учительницу... Это говорит о большой значимости процесса учебы для развития маленького человека, о том, что
превращение ребятишек в первоклассников является очень важным этапом в их жизни.

 Чуткие и внимательные мамы и папы всегда вовремя реагируют на взросление своих детей, а потому общение с ними, как правило, соответствует их настроению, индивидуальным качествам. Но даже таким родителям полезно иногда задуматься именно над возрастными особенностями ребенка, понять, что это значит для него самого — быть в школе.
Младший школьный возраст задает ту рамку, или, если угодно, фон, на котором развертываются и личные особенности, и индивидуальность ребенка. Возраст определяет ту основную, как говорят, задачу развития, которую должны решать наши дети на пути взросления. И именно от того, успешен ли ребенок на этом отрезке пути, решил ли он свою задачу возраста, зависит в дальнейшем его успех в жизни, и родители должны все время помнить об этом.
Еще в начале уходящего века понятия «младший школьный возраст» вообще не было. Школа не делилась на отдельные ступени, существовал просто школьный возраст — и все. Потом время обязательного образования стало удлиняться, и тогда выделилась, обособилась младшая школа. Она стала самостоятельной и весьма важной частью школы вообще. Соответственно изменились и требования к детям, заканчивающим школу в целом, и к детям, завершающим младшую школу. Выпускник должен быть готов или к продолжению образования, или к производительному труду, и психологически главным для него является готовность сделать осмысленный выбор в жизни. Именно этим — выбором — отличается сегодня момент окончания школы. Юноша может быть хоть семи пядей во лбу, но если он не способен сделать выбор — его таланты пропадут впустую.
А вот младшему школьнику еще не приходится выбирать. Его будущее на ближайшие несколько лет предопределено — дальше учиться. Тогда чего же от него ждать, каков тот потенциал, с которым он переходит в следующий возраст, в подростковый?
Родители обязательно должны задать себе этот вопрос, а мы попробуем помочь им в нем разобраться, для чего поподробнее рассмотрим весь путь, который проходит ребенок от поступления в школу до завершения первого этапа обучения.
Каждый ребенок, который приходит в школу, как правило, хочет учиться. Точнее, он очень хочет поскорее стать взрослым, а школа видится ему как воплощение этой взрослости. Он так серьезно относится к своему новому положению школьника, так безоглядно доверяет учительнице, что в первые дни дело доходит до курьезов. Известен такой случай: у девочки-первоклассницы учительницей оказалась ее мать. В школе все шло нормально, никаких проблем не было, а вот дома возникли трудности. Как-то во время выполнения домашнего задания мама заглянула в тетрадь девочки и указала ей допущенную неточность. Девочка запротестовала: «А она нам так говорила!» Смешно? Конечно! Девочка словно бы разделила одного человека на два образа — матери и учительницы. И учительница оказалась главнее. Конечно, это редкий случай на первых порах, как правило, всегда авторитет учителя непререкаем.

Дети копируют его во всем — в походке, в манере говорить, в поведении. И первое время, как мы уже говорили, этот авторитет затмевает даже родительский. Дети подчас отказываются рассказывать дома о том, что
произошло в школе, зато любое учительское задание, даже ненароком оброненное замечание становится законом. И родители должны отнестись к этому с пониманием.
Для мам и пап, незнакомых с этим феноменом, такое изменение отношения к ним ребенка может стать неожиданным и неприятным. Его выбор в пользу учительского авторитета порой просто оскорбляет родителей. И здесь от них впервые требуется ЖДАТЬ и ТЕРПЕТЬ. Не навязывать свою помощь, удерживаться от лишних вопросов, оставаться на время в стороне. Если ребенку удается почувствовать себя взрослым, если он наиграется новой ролью, то через некоторое время он вновь станет «домашним», перестанет считать изолированность от родителей неизбежным атрибутом взрослости. И тогда мама с папой вновь станут для него самыми главными людьми.
Особенности поведения младших школьников связаны с двумя важными моментами. Во-первых, дети этого возраста особо чувствительны к правилам во всех сферах жизни и, во-вторых, для них впервые кроме домашнего мира с родными людьми возникает другой — социальный — мир взрослых, в который первоклассники лишь вступают. Стремление действовать точно по правилам, особенно в новом школьном мире, — вот основная черта первоклассников. При этом семилетние дети абсолютно некритичны. Они еще толком не понимают, зачем пришли в школу, поэтому их можно учить чему угодно. Традиционно ребенок в начальной школе получал первые культурные навыки — письма, счета, чтения. Подразумевалось, что именно эти навыки необходимы ему для дальнейшей жизни, а их отсутствие заблокирует многие возможности, которые могут открыться перед ним во взрослой жизни.
В современных условиях ситуация изменилась. Начальная школа завершается переходом в более сложную среднюю, значит, главное для ребенка — получить такой потенциал развития, который максимально позволил бы учиться дальше. Звучит парадоксально: младший школьник должен научиться учиться дальше. Поэтому современные программы все более ориентируются на развитие не конкретных навыков и умения, а мышления детей, на такое развитие, которое сделает возможным дальнейшее обучение, переработку больших объемов информации.
Ну действительно, разве нужно сегодняшнему школьнику уметь быстро считать в уме? Раньше это было необходимо, поэтому детей заставляли постоянно тренировать память, учить, например, таблицу умножения. А сегодня? Помнить не обязательно, можно посчитать на калькуляторе. А вот понимать, что такое умножение, в чем суть этого действия, — это действительно важно.
Когда задачей школы было обучение умению и навыкам, главным в работе с детьми был тренинг — упражнения, повторения. Теперь, когда на первый план выходит задача развития мышления, средством обучения становятся дискуссия, обсуждение, разнообразные формы анализа предложенных условий задачи. Именно анализ, именно «мозговой штурм» обеспечивают развитие, а не тренировку.
Ведь если тренировать ребенка с его безоговорочной ориентацией на правило, то можно дойти, как говорится, до абсурда. Дети младшего школьного возраста склонны и так все делать точно по инструкции, по регламенту, а мы еще и в школе тренируем это законопослушание, рискуя получить к концу начальной школы эдакого заводного солдатика. Конечно, если бы он, как это часто встречалось раньше, после короткого обучения пошел на производство (самое примитивное), то там именно память и умение действовать по правилу от него и потребовались бы. А вот если, как это происходит сейчас, ему необходимо продолжать учиться, в дальнейшем делать осмысленный выбор, возможно, неоднократно менять профессию, тогда школьнику требуется именно развитие. Нужно, чтобы возникли новые формы мышления, чтобы память стала «думающей», а не механической. Одним словом, надо научить ребенка учиться, не исключено, что всю жизнь.
Не только от педагогов, но и от родителей зависит, каким придет ребенок в следующий возраст. За младшим школьным последует подростковый, который когда-то назвали периодом «бури и натиска». И вот что интересно: если подростки в силу обстоятельств вынуждены идти работать, заботиться о хлебе насущном, они просто не становятся подростками психологически. Но если подростковый возраст придется, как у большинства наших детей, на среднюю школу, там законопослушному, «правильному» младшему школьнику будет гораздо труднее. Нет опыта пробы, анализа, критики. Ведь пробовать-то надо с умом. Здесь уже недостаточно простого послушания, следования инструкциям и подчинения авторитетам. Нужна какая-никакая способность мыслить творчески, ничего не принимая на веру. Только тогда ребенок убережет себя от неправедного влияния, от псевдоавторитетов.
Так кто же он, младший школьник? Психологически этот возраст «потенциален», а это значит, что в нем есть некое зернышко. В одном из следующих номеров мы расскажем, что должны делать родители, чтобы помочь росточку, который разовьется из этого зернышка, окрепнуть, не дать ему заглохнуть.

Большой секрет для маленькой компании
Многие мамы и бабушки, забирающие свое чадо после школы домой, изо дня в день получают на вопрос: «Что ты делал там сегодня?», один и тот же ответ: «Ничего». Создается впечатление, что либо маленьким школярам подсыпают в горячие завтраки на большой перемене особое снадобье, вызывающее полную потерю памяти, либо они дали какую-то страшную клятву молчать о том, что происходит в стенах учебного заведения. Мы советуем родителям пойти на маленькие хитрости, чтобы добыть стратегически важную информацию (а она действительно может быть очень важной, особенно если ваш ребенок выглядит расстроенным или обеспокоенным).
l Вместо традиционных общих вопросов попробуйте задать такие, которые вызовут у ребенка желание поддержать разговор, например: «Если бы волшебник предложил превратить тебя в одного из твоих одноклассников, кого бы ты выбрал?» или «Представь, что твоя бабушка оказалась на уроке в шапке-невидимке. От какой ситуации она пришла бы в восторг, а от какой — упала бы в обморок?»
l Когда вы идете домой не только с собственным ребенком, но и с его одноклассниками, чуть замедлите шаг, чтобы немного отстать от них, и не напоминайте ничем о своем присутствии. Не исключено, что вы станете свидетелем такой степени откровенности, какую обычно приберегают для очень узкого круга друзей.
l Сбор информации станет еще эффективнее, если вам удастся незаметно постоять недалеко от классной комнаты, когда возбужденные школяры будут выходить оттуда после уроков. Только постарайтесь не потерять самообладание от нахлынувшего на вас гвалта и выделить из него ценные сведения.
l Полезно бывает пообщаться с родителями одноклассников. При этом ребенку совершенно не обязательно знать о вашем разговоре с мамой Васи, в котором вы ненавязчиво пытались выяснить, правда ли, что и у него тоже написано на ладони несмываемыми чернилами имя какой-то девочки и чем это вызвано.
l Если ваше чадо соизволит все же поделиться с вами некоторой информацией, то старайтесь читать между строк. Его сообщение: «На сегодня домашнего задания нет!», на самом деле, скорее всего, означает, что школяр, увлеченный обсуждением очередного мультика с соседом по парте, просто забыл или не успел его записать.

Подытоживая вышесказанное, даем главный совет: почаще проявляйте изобретательность. Впрочем, она пригодится вам в любых ситуациях, связанных с воспитательным процессом. Покой нам только снится!

Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.