Поиск

Как измерить удава

07/10/2008
705

- Ты умеешь считать?
- Умею. Хотите, до ста сосчитаю?
- А кто тебя считать научил?
- Мама. Мы с ней всегда считаем, когда она с работы приходит.
- Ну хорошо! А скажи мне, пожалуйста, что больше: два или пять?

Мама начинает заметно нервничать. Несмотря на то, что ее перед началом собеседования просили не вмешиваться в разговоры с девочкой, подает голос: «Ты чего, Дарья! Знаешь ведь! Чего молчишь?»
Даша подпирает голову, морщит лоб, отчего становится до смешного похожей на маму: та тоже сосредоточена, пытается, по всей видимости, понять, что же происходит?! Почему, несмотря на то, что с девочкой дома занимались всю зиму, она не может ответить на такой простой вопрос? Мы попросили прокомментировать ситуацию заслуженного учителя 2001 года Наталью Николаевну ЧЕРНЫШЕВУ

Начнем с того, что учительница беседовала с девочкой для того, чтобы составить общее впечатление о том, с какими трудностями встретится малышка в начале школьного пути. Все это для того, чтобы, по возможности, подсказать родителям, как в оставшееся до 1 сентября время исправить допущенные промахи в обучении. Поведение Даши - результат непрофессионального подхода к подготовке ребенка к школе. Родители очень часто неправильно понимают саму ее суть. Это ни в коем случае не попытка обеспечить малышку знаниями «впрок», заблаговременно пройти все, что будет изучаться в первом классе. И в данном случае подготовка девочки к школе свелась к эксплуатации ее памяти.

Семь слонов
Основа основ математики - понятие числа. Поэтому необходимо, прежде всего, задуматься над тем, что означают слова: «один», «семь», «пятьдесят четыре». Рассматривается один предмет или семь? Это может быть один человек или одно яблоко, семь кирпичей или семь слонов. Важно только, сколько предметов рассматривается, а какие они - по сути дела, значения не имеет. Известно, что человечество далеко не сразу научилось отделять числовую характеристику от всех прочих. И сейчас есть народы, в языке которых «один», когда речь идет о крокодиле, обозначается одним словом, а когда речь идет о человеке - другим.
Так вот, к тому времени, когда ребенок переступит порог школы, он должен проделать путь, на который человечеству пришлось затратить тысячелетия. Задача взрослых - помочь ему в этом, сделать так, чтобы в сознании ребенка числа связывались с количеством предметов, а какие они - неважно.
Итак, вы уверены, что до школы ребенок должен научиться считать. Ваша уверенность растет с каждым днем на фоне информации о том, что его ровесник - сын вашей коллегии - уже давно считает до... Какая разница до скольких? Дело решает в этом случае объем механической памяти. Именно это свойство помогает усвоить большое количество непонятных слов... И только. Учить счету нужно, используя пересчет предметов. А для таких «уроков» подходит и прогулка, и совместные хлопоты по дому, и игра, и поездка в гости.

Ближе мысли
Для формирования математического мышления целесообразно приучать ребенка сравнивать различные множества, не пересчитывая предметов. Приготовьте несколько блюдечек и поручите малышу достать столько же чашек или привести их количество и блюдец в соответствие.
Вариантом такого задания служит сравнение количества различных предметов: положи в ряд столько палочек (пуговиц, горошин), сколько игрушек стоит перед тобой. Сделай так, чтобы игрушек стало меньше (больше), чем фишек (палочек, пуговиц или горошин).
Положите перед ребенком две «кучки» мелких предметов. Предложите догадаться, в какой из них игрушек больше. Потом проверьте, соединяя предметы из одной и второй горки «парами». Когда задание будет выполнено, не забудьте спросить у ребенка, почему решил так, а не иначе.
Числа получаются не только в результате пересчета, но и когда что-то измеряют. Расскажите ребенку о том, что можно измерить: длину, ширину, высоту, расстояние, а также вес, время. И делать это люди научились очень давно. Расстояния мерили руками (толщина пальца, размер рук), ногами (длина стопы, длина шага). Время определяли по положению солнца на небе, смене времен года. Количество предметов «записывали», делая зарубки на палке. Именно от этой трудоемкой операции произошло устоявшееся выражение «зарубить на носу». При этом имелся в виду вовсе не тот нос, на котором по весне появляются веснушки, а палка, которую мужчины носили при себе.

Биссектриса - это такая...
Ознакомление дошкольника с геометрическими фигурами при правильном подходе открывает разнообразные возможности форми- рования таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, воображение... И здесь многое зависит от ваших возможностей и фантазии. Можно использовать мозаику, составляя с ее помощью треугольники, квадраты, прямоугольники. А какую радость вы доставите своему малышу, научив его превращать три круга в забавного поросенка, два круга - в кошку, несколько четырехугольников - в собаку, три овала - в утенка, большой круг и вписанный в него овал - в ушастого зайца... Нарежьте из плотной цветной бумаги или картона много-много геометрических фигур разного размера. Эту работу вместе с вами с радостью будет выполнять дошкольник. Комбинируя фигуры по цвету и размеру, можно создавать целые картины, детали которых легко заменяются. Треугольник и квадрат - получается домик с крышей. Два-три разных четырехугольника и два-три кружка - перед вами авомашина, а из зеленых треугольников можно составить елочку... Не бойтесь фантазировать! А главное - не жалейте сил и времени для общения с малышом. Оно не просто поможет ему лучше подготовиться к школе, но и раскроет для вас может быть талант вашего ребенка.

Успехов вам!

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.