Поиск

Узелок на память для первоклашки. Что нам в школе пригодится

07/10/2008
629

Необходимую информацию можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти. Можно помнить несколько секунд - это время, за которое вы прочтете одно предложение, - здесь мы имеем дело с кратковременной памятью. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять для заучивания. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию

.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда малыш пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение для развития ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в начальной школе.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но он и за день не может выучить, например, стихотворение. Дело в том, что от малыша требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровых детей.

Но самое главное для нас, что память ребенка можно развивать. Актеры, заучивающие наизусть много страниц текста, не родились с такими навыками, а приобрели его благодаря упражнениям. Для ребенка память - это основной способ познания и привыкания к миру. У разных детей главенствует либо зрительная, либо слуховая, либо моторная (запоминание движений) память. В зависимости от этого во время занятий более эффективно то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать новый материал, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Вот несколько игр и упражнений по развитию памяти, необходимых для успешного обучения в школе.

Отгадай-ка!

Игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

Попросите малыша по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и каждый выбрал предмет, водящий дает в руки любому играющему какую-либо игрушку как приглашение к рассказу. Получивший игрушку рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает игрушку в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не опишет свой загаданный предмет. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки предмета, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо предоставить возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.

Чаще учите с детьми стихи - это прекрасное занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и помимо тренировки памяти помогает привить ребенку хороший литературный вкус. Начинать следует с ритмичных, интересных для малыша стихов. Если же вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы - работы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти, кратковременной и долговременной. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки - 1-2 секунды. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Порядок значения не имеет. Важно, сколько предметов от их общего числа запомнил ребенок, повторы не считаются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите малышу те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Запишите результат. Затем предложите вспомнить все картинки через час.

Спрячем слово

Игра на развитие осмысленного запоминания.

Вы называете слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Обратите внимание малыша на то, что слов много, а листочек один и нужно постараться расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Поупражняйтесь с ним, чтобы убедиться, что ребенок понял, что от него требуется: пусть он нарисует картинку, например, к выражению «веселый праздник». А теперь предложите ему «закодировать» следующие слова и выражения: «вкусный ужин», «храбрая девочка», «болезнь», «веселая компания», «звездное небо», «радость», «мороз». Диктуйте не торопясь. После этого предложите малышу минут двадцать поиграть во что-либо другое, а затем попросите вернуться к картинкам и вспомнить слова, которые ему диктовали. Обратите внимание на ошибки, которые делает ребенок. Если вместо слова «расставание» малыш говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин», это ошибкой не считается. А вот если он вспоминает слово, не имеющее отношения к тому, что вы называли, постарайтесь восстановить ход его мысли и выяснить, что привело его к этой замене. Считается хорошим показателем, если ошибок не больше двух. Посмотрите, как располагаются рисунки на листе бумаги. Может быть, они идут в той последовательности, как вы и диктовали слова, при этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Но может быть и так: рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не уместились на одной стороне и ребенку пришлось переворачивать листок. Такой анализ расположения рисунков показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность и является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе.

В естественном стремлении развить память вашего наследника имейте в виду: независимо от того, хорошо или плохо он все запоминает, перегружать ребенка занятиями вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты малышом, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение.

  • Если малыш затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. То же самое можно попробовать сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
  • Прочитайте ребенку небольшой рассказ и попросите его пересказать содержание прочитанного. Если малыш не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, кроха мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Спустя какое-то время попросите малыша сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
  • Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - все помнят по фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналоги к каждой цифре.

И еще! Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.