Поиск

Домашнее задание. Грамотная помощь родителей

07/09/2011
БОЛЬШАКОВА Елена
850


История первая. Мы защитим тебя... от математики

Когда ученица второго класса Ирочка приходит из школы, дома начинается суматоха. Бабушка бежит к ней с горячими пирожками, мама сразу проверяет, не горячий ли лоб, дедушка помогает снять верхнюю одежду, а папа заглядывает в дневник... девочка покушала, немного отдохнула (хотя отдохнешь ли тут, когда вокруг тебя мечутся четверо взволнованных и суетливых взрослых). Самое время начинать делать уроки. Но и тут ее ни на секунду не оставляют в нужном сейчас одиночестве. Казалось бы, родители убедились, что дочка понимает смысл задачки или письменного упражнения, – и пора бы им удалиться на время. Но нет, дедушка сидит рядом и чуть ли не лезет под руку, а мама то и дело за чем-то заходит в детскую комнату. Ира первые пять минут пытается решить пример самостоятельно, но ей это быстро надоедает и звучит уже столь привычное: «Деда, а деда, как тут надо решить?». В итоге, большую часть примеров за нее решает дедушка, самостоятельно она только читает маленький рассказик из хрестоматии, не без подсказок мамы ударений некоторых слов...
А ведь Ира любознательная, сообразительная девочка, отмечает ее классный руководитель. Единственный ее недостаток – это неумение концентрироваться и прилагать усилия для решения той или иной проблемы. А все потому что при малейшем затруднении ее выручают взрослые. Как результат: домашнее задание всегда на «отлично», а контрольные – на слабые «тройки». Ведь навык самостоятельной работы у ребенка за два года учебы так и не сформировался. При ответах у доски она теряется – в школе не приходит на выручку армия домашних помощников и защитников. И, скорее всего, ближе к средним классам ее успеваемость будет только падать, если родители не дадут дома девочке хоть изредка делать домашние задания самой.



Интересно! Спасением для ленивых школьников и кошмаром для усердных учителей стали всем известные «ГДЗ». Однако и эти пособия можно использовать во благо, обсуждая с малышом на досуге выбранное автором книги решение задачки или придумывая альтернативные варианты выполнения упражнений.


История вторая. А нам все равно…

Первоклассник Петечка радостный бежит домой: в дневнике «поселилась» первая «пятерка» по математике. Дома его сухо, не отрываясь от ноутбука, хвалит папа: «Вот что значит трудиться. Терпение и труд все перетрут, учись так и дальше». Ребенок разогревает себе суп, наскоро обедает и идет в комнату заниматься. Задания приходится перечитывать по два, а то и по три раза – пока первоклашке далеко не все понятно. На уроках он весь превращается в зрение и слух: ведь дома подсказать будет некому, всем некогда... Родители заняты работой, поэтому самостоятельность – второе Петино имя.
Казалось бы, ребенок хорошо приспособился и не отстает от сверстников. Но день за днем копится усталость – физическая и моральная. Родителей тоже можно понять, они так усиленно работают именно ради него: Петя ходит в престижную гимназию, за обучение в которой надо ежемесячно вносить кругленькую сумму. Вот только все равно оставлять маленького первоклашку один на один с домашним заданием неразумно. Куда правильнее сначала убедиться, что ребенок понял порядок выполнения домашней работы, и лишь после удалиться из комнаты. Первоклассник должен быть уверен в том, что в случае серьезных затруднений он всегда может обратиться к вам за помощью. И, конечно же, надо периодически подходить и интересоваться, все ли в порядке. Когда задания выполнены на черновике – самое время их проверить, и если есть ошибки, то попросить ребенка объяснить, как именно он рассуждал, каким правилом руководствовался. Конечно, проще сразу сказать первокласснику ответ задачки или подсказать написание слова, но куда лучше, если он додумается до этого сам. Чаще всего наводящие вопросы о правилах или напоминание об аналогичных задачах, которые они решали в школе, помогут ребенку исправить ошибку самостоятельно.
Напоследок проверьте устные задания: пусть ребенок расскажет вам наизусть заданный стих или кратко перескажет содержание параграфа из учебника. Такая домашняя «тренировка» помогает избежать стеснения и страха при публичном ответе.



КСТАТИ. «Википедия» выделяет 6 видов «домашки»: изучение материала по учебнику, письменная работа, творческая работа, создание схем и диаграмм, подготовка гербариев и, наконец, наблюдения за явлениями природы и проведение опытов.


История третья. Учи уроки по моим правилам

Тимур – ученик третьего класса. Для своих девяти лет он настоящий рекордсмен – победитель школьных олимпиад по физкультуре. Придя домой, он тут же хватает с кухонного стола что-нибудь перекусить и быстро проскальзывает в свою комнату. Тут же негромко включает музыку, садится за компьютер и начинает готовить домашнее задание. Да-да, он не болтает с друзьями в чате или на форуме, а именно занимается. Тимуру надо как можно скорее сделать доклад по истории, а потом бежать на тренировку. Делать уроки после тренировки не получается: слишком устает, на носу очередное соревнование, команда на него надеется. Но тут в комнату входит взволнованная мама:
– Тимурчик, почему ты, не отдохнув, тут же засел за уроки? Голове нужен отдых. И выключи эту какофонию, она же мешает сосредоточиться. Лучше бы погулять сходил, а то через 40 минут на тренировку...
Казалось бы, мама права: действительно, после школы лучше немного отдохнуть и покушать. Но мальчик уже привык к своему режиму: так он успевает и по программе не отстать, и спортом заниматься. Да и обед, отсроченный на 30-40 минут, это не страшно. У каждого ребенка свои внутренние часы: кому-то удобнее делать уроки сразу после школы, а кому-то необходимо несколько часов восстановления; одни школьники могут сосредоточиться лишь в тишине, а другим нужен «шумовой фон» – таковы индивидуальные особенности психики, которые к 9-10 годам уже вполне сформированы. А первоклашкам, например, даже работающий в соседней комнате телевизор может мешать: у них внимание пока удерживается слабо. Что уж полезно всем школьникам вне зависимости от возраста, так это делать передышки после каждого получаса занятий. Во время кратковременного отдыха желательно подвигаться: размять затекшую спину, сделать зарядку, хотя бы простейшую «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» плюс парочку простых физических упражнений.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.