Давайте представим себе готовность дошколенка к обучению в виде большого раскидистого
дерева. При этом понятие «готовность к школе» в нашем новом понимании будет
включать в себя не знания и умения, которые малыш накопил к шести годам и шести
месяцам.
Начнем. Если семечко, которое было посажено в землю, здорово и за ним хорошо
ухаживали, то оно пустит в землю крепкие, хорошие корешки. То есть, если ребенок
родился без проблем, не перенес серьезных болезней, его правильно кормили и
развивали, - он будет здоров.
Корни дерева - это здоровье или «физическая готовность».
Если корешки не точили червячки, и землю достаточно и своевременно поливали,
то они разовьются в крепкую корневую систему и дадут здоровый росток. То есть
если знания предлагались ребенку вовремя и в разумном количестве, с ним правильно
общались, играли, соблюдали режим, то основа его готовности к школе заложена
была еще в возрасте 3-4 лет. Так, например, раннее развитие порой бывает равносильно
чрезмерному поливу, от которого росток (нервная система малыша, его психика)
начинает болеть. Мозг маленького человека не выдерживает нагрузки и дает «сбои»
в виде, например, заикания.
n Корневая система и крепкий росток - это зрелость и здоровье мозга ребенка
- «физиологическая» готовность.
Следуем дальше. При благоприятных условиях росток тянется вверх, становится
стволом и разветвляется. На основе физической и физиологической зрелости при
участии хороших педагогов ребенок развивается в «нужном направлении». У него
формируется желание учиться и понимание, для чего это нужно. Психологи называют
это «мотивацией к обучению». Кроме того, у маленького человека появляется способность
делать то, что не хочется, но надо (эмоционально-волевая сфера и произвольность),
он учится общаться и согласовывать свое поведение с нормами и желаниями других
детей (коммуникативная сфера).
Ствол - это социально-психологическая готовность к школе.
Сильные и крепкие ветки - это зрелость шести психических процессов,
которые обеспечивают умственную готовность: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение и речь. Именно на них распустятся листочки и цветы - самые разные
знания.
Листочки и цветочки - это предметная готовность к школе. Причем сначала
листочки - умение слышать и выделять звуки из слова (предбукварный период обучения
чтению), а потом цветочки - непосредственно обучение чтению. То же и в математике:
сначала представления о составе числа, потом вычислительные действия.
Ну, и, наконец, плоды - легкая адаптация к школе и успехи в учебе.
А теперь представьте себе, что зернышко было нездорово - например, у малыша
была родовая травма. Что пострадает дальше? Корневая система. То есть нарушится
плавное развитие мозга, а результатом этого могут стать самые разные отклонения
в росте дерева.
Или, допустим, родители увлекались различными методиками развития. Малыш в три
года научился читать, в четыре писать... Это чрезмерный полив - корешки начинают
гнить, то есть страдает мозг - дерево снова растет плохо. Потому что «не с листьев»
нужно было начинать. Так не бывает, чтобы сначала листья, а потом корни.
Как же узнать, есть ли проблемы? И если есть, то где они? Согласитесь, чаще
всего хорошо подготовленного ребенка видно сразу, как видно здоровое, хорошо
развивающееся растение. А вот если есть проблемы, даже незначительные, то необходимо
сразу обратиться к специалисту. Например, чаду пять лет, а оно не выговаривает
некоторые звуки. Не ждите, что они появятся сами, идите к логопеду-дефектологу.
Хороший дефектолог распознает: проблема эта только на уровне «веток», то есть
речи, или на уровне «корешков», то есть мозга. Если речи, то он решит ее сам,
а если корешков, то направит к соответствующему специалисту. Вообще, когда в
поведении пятилетки вас что-то настораживает: невнимателен, не запоминает буквы,
стихи, чрезмерно активен, пишет то правой, то левой рукой, быстро утомляется
и так далее - то не следует ждать, лучше сразу обратиться к врачу, выявить и
исключить проблемы. И поможет вам в этом нейропсихолог. Он обследует ребенка
и подскажет, что делать дальше. Так, проблемы, связанные с педагогической запущенностью,
- некому и некогда заниматься с дошколенком - решает педагог-психолог. Он, при
отсутствии проблем на уровне «корешков», подкорректирует внимание, мышление,
память, восприятие, сложности, связанные с общением. Удачи!