Все российские детские сады с сентября 2023 года должны руководствоваться федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФГОС ДО). Нововведение призвано унифицировать подготовку детей к школе. Руководитель методического отдела онлайн-школы Synergy Kids Анна Соколова рассказала, на какие знания и умения ориентироваться родителям будущего первоклассника, чтобы убедиться, что ребенок готов к учебе.
Как было раньше
Главный документ для дошкольного образования в России ― федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем прописаны требования и целевые ориентиры, к которым должно стремиться обучение в детских садах. Важно отметить, что, согласно ФГОС ДО, детские сады не являются обязательной образовательной ступенью: дети развиваются индивидуально, скачкообразно, поэтому целевые ориентиры нужны, чтобы определить вероятные достижения ребенка дошкольного возраста.
Например, в числе целевых ориентиров к моменту завершения дошкольного образования указаны следующие:
-
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать с ее помощью свои мысли, чувства и желания, умеет выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности;
-
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может их контролировать;
-
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
До сентября 2023 года детские сады работали в соответствии с ФГОС и на основе одной из рекомендованных авторских программ дошкольного образования: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и др. Каждая из них имела перечень сопровождающих пособий для обучения. Однако в них разнилось содержание: чему учить детей, сколько занятий должно быть и каких образовательных результатов ожидать.
Решение о выборе программы оставалось за детскими садами. Это приводило к своего рода перекосам: в одних учреждениях был слишком облегченный подход к подготовке детей к школе, в других, наоборот, неоправданно завышали требования к знаниям воспитанников.
Таким образом, в первом классе за одной партой могли оказаться дети, не умеющие читать и считать, и дети, освоившее беглое чтение и подбирающиеся к таблице умножения.
Что изменилось в сентябре 2023 года
ФГОС остался основным документом, но теперь детские сады при составлении образовательных программ должны брать за основу федеральную образовательную программу (ФОП ДО) и ориентироваться на планируемые результаты, которые в ней обозначены.
Исходя из новой ФОП ДО, к первому классу ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
Математика
В рамках формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) рекомендуется научить выпускника сада:
-
определять время по часам с точностью до 15 минут;
-
иметь представления о календаре (сезоны и месяцы);
-
сравнивать предметы по количеству, геометрической форме, величине (выше/ниже, уже/шире);
-
считать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, знать состав чисел в пределах 10 (например, 5 ― это 3 и 2, 7 ― это 6 и 1);
-
уметь ориентироваться в пространстве («это левая рука», «это правый верхний угол»).
Особо подчеркивается, что ребенку нужно уметь совершать логические операции: обобщения, классификации и т. д. Например: «Стол, стул и шкаф ― это мебель»; «У яблока есть несколько признаков, по которым его можно классифицировать: круглое, съедобное, красное, большое».
Из всего списка требований как раз логические операции и пространственное ориентирование ― основополагающие для успешного обучения математике в школе.
Грамота
В рамках обучения грамоте детей учат:
-
звукам и буквам;
-
различать гласные и согласные;
-
делать звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков;
-
составлять схему слова;
-
выделять ударный звук;
-
выполнять графические диктанты и штриховку.
Четкого требования, что ребенок должен уметь читать к первому классу, нет. При этом анализ слова по звукам обычно дается детям сложнее, чем чтение по слогам.
Отдельно остановлюсь на прописях. Никто не просит детей писать буквы к первому классу. Как раз наоборот, учителя начальной школы просят этого не делать. В прописи букв много нюансов, а переучивать гораздо сложнее, чем научить.
Однако необходимо подготовить руку ребенка к письму. Для красивого и понятного почерка нужны:
-
развитые мышцы ― их можно тренировать лепкой;
-
зрительно-моторная координация ― развивается во время игр с мячом;
-
ориентация на листе бумаги ― для понимания, что мы пишем слева направо и сверху вниз, полезны штриховки в разных направлениях и графические диктанты (рисунки по клеточкам).
Окружающий мир и речь
От поступающих в первый класс детей ожидается широкий кругозор: знание социального мира (профессий, стран, исторических событий, традиций) и природного мира (животных, растений, полезных ископаемых, экологических понятий). По всем темам ребенку надо уметь поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.
Что еще должен уметь ребенок к первому классу
Умение читать и считать ― лишь частные навыки из сферы познавательного развития дошкольника. Чтобы действительно хорошо подготовиться к школе, нужно обратить внимание на гармоничное развитие ребенка в пяти областях: познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической, а также в физическом развитии.
В первом классе нужно понимать, как общаться с ровесниками и как обратиться к взрослому, быть достаточно физически развитым, чтобы носить рюкзак и сидеть с ровной спиной, уметь точно выражать мысли, знать, как держать кисточку.
Рекомендую обратить внимание на навыки самообслуживания. В первом классе ребенок должен уметь следить за личной гигиеной, самостоятельно ходить в туалет, завязывать шнурки, пользоваться молниями и пуговицами, чтобы раздеваться и одеваться без посторонней помощи. Подобные навыки крайне важны: их отсутствие влечет риск формирования психологических травм.
Что делать, если ребенок не умеет читать и писать к первому классу
Пункт 4.1 ФГОС ДО гласит, что требования конкретных образовательных результатов неправомерны ― ребенка примут в первый класс в любом случае.
Однако есть практический опыт и статистические данные. Согласно Росстату, детские сады посещают 88% дошкольников, из них 93% детей ходят в государственные учреждения. ФОП реализуется во всех садах, поэтому большая часть детей к выпуску достигнет общепринятых образовательных результатов.
Учителя начальных классов руководствуются программой, которая также четко прописана в ФОП начального образования и федеральных рабочих программах по предметам (ФРП). Они предполагают обучение чтению и счету — как правило, к концу первого класса сложно определить, с каким уровнем знаний и навыков дети поступили в школу.
У родителей будущих первоклассников по-прежнему остаются вопросы: как быстро будут осваивать школьную программу подготовленные дети и ребята, с которыми мало занимались до школы; какие переживания будут испытывать неподготовленные дети и насколько сильно это скажется на их адаптации; не потеряет ли мотивацию очень подготовленный ученик и т. п. Единых ответов нет. Родителям нужно опираться на индивидуальные черты ребенка и быть готовыми скорректировать подход на любом этапе обучения.