Поиск

Что должен знать и уметь ребенок к первому классу с учетом новых стандартов

22/12/2023
6666

Все российские детские сады с сентября 2023 года должны руководствоваться федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФГОС ДО). Нововведение призвано унифицировать подготовку детей к школе. Руководитель методического отдела онлайн-школы Synergy Kids Анна Соколова рассказала, на какие знания и умения ориентироваться родителям будущего первоклассника, чтобы убедиться, что ребенок готов к учебе.


Как было раньше

Главный документ для дошкольного образования в России ― федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем прописаны требования и целевые ориентиры, к которым должно стремиться обучение в детских садах. Важно отметить, что, согласно ФГОС ДО, детские сады не являются обязательной образовательной ступенью: дети развиваются индивидуально, скачкообразно, поэтому целевые ориентиры нужны, чтобы определить вероятные достижения ребенка дошкольного возраста.


Например, в числе целевых ориентиров к моменту завершения дошкольного образования указаны следующие:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать с ее помощью свои мысли, чувства и желания, умеет выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может их контролировать;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

До сентября 2023 года детские сады работали в соответствии с ФГОС и на основе одной из рекомендованных авторских программ дошкольного образования: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и др. Каждая из них имела перечень сопровождающих пособий для обучения. Однако в них разнилось содержание: чему учить детей, сколько занятий должно быть и каких образовательных результатов ожидать.

Решение о выборе программы оставалось за детскими садами. Это приводило к своего рода перекосам: в одних учреждениях был слишком облегченный подход к подготовке детей к школе, в других, наоборот, неоправданно завышали требования к знаниям воспитанников.

Таким образом, в первом классе за одной партой могли оказаться дети, не умеющие читать и считать, и дети, освоившее беглое чтение и подбирающиеся к таблице умножения.


Что изменилось в сентябре 2023 года

ФГОС остался основным документом, но теперь детские сады при составлении образовательных программ должны брать за основу федеральную образовательную программу (ФОП ДО) и ориентироваться на планируемые результаты, которые в ней обозначены.

Исходя из новой ФОП ДО, к первому классу ребенок должен приобрести следующие знания и умения:

Математика

В рамках формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) рекомендуется научить выпускника сада:

  • определять время по часам с точностью до 15 минут;

  • иметь представления о календаре (сезоны и месяцы);

  • сравнивать предметы по количеству, геометрической форме, величине (выше/ниже, уже/шире);

  • считать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, знать состав чисел в пределах 10 (например, 5 ― это 3 и 2, 7 ― это 6 и 1);

  • уметь ориентироваться в пространстве («это левая рука», «это правый верхний угол»).

Особо подчеркивается, что ребенку нужно уметь совершать логические операции: обобщения, классификации и т. д. Например: «Стол, стул и шкаф ― это мебель»; «У яблока есть несколько признаков, по которым его можно классифицировать: круглое, съедобное, красное, большое».

Из всего списка требований как раз логические операции и пространственное ориентирование ― основополагающие для успешного обучения математике в школе.

Грамота

В рамках обучения грамоте детей учат:

  • звукам и буквам;

  • различать гласные и согласные;

  • делать звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков;

  • составлять схему слова;

  • выделять ударный звук;

  • выполнять графические диктанты и штриховку.

Четкого требования, что ребенок должен уметь читать к первому классу, нет. При этом анализ слова по звукам обычно дается детям сложнее, чем чтение по слогам.

Отдельно остановлюсь на прописях. Никто не просит детей писать буквы к первому классу. Как раз наоборот, учителя начальной школы просят этого не делать. В прописи букв много нюансов, а переучивать гораздо сложнее, чем научить.

Однако необходимо подготовить руку ребенка к письму. Для красивого и понятного почерка нужны:

  • развитые мышцы ― их можно тренировать лепкой;

  • зрительно-моторная координация ― развивается во время игр с мячом;

  • ориентация на листе бумаги ― для понимания, что мы пишем слева направо и сверху вниз, полезны штриховки в разных направлениях и графические диктанты (рисунки по клеточкам).


Окружающий мир и речь

От поступающих в первый класс детей ожидается широкий кругозор: знание социального мира (профессий, стран, исторических событий, традиций) и природного мира (животных, растений, полезных ископаемых, экологических понятий). По всем темам ребенку надо уметь поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.


Что еще должен уметь ребенок к первому классу

Умение читать и считать ― лишь частные навыки из сферы познавательного развития дошкольника. Чтобы действительно хорошо подготовиться к школе, нужно обратить внимание на гармоничное развитие ребенка в пяти областях: познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической, а также в физическом развитии.

В первом классе нужно понимать, как общаться с ровесниками и как обратиться к взрослому, быть достаточно физически развитым, чтобы носить рюкзак и сидеть с ровной спиной, уметь точно выражать мысли, знать, как держать кисточку.

Рекомендую обратить внимание на навыки самообслуживания. В первом классе ребенок должен уметь следить за личной гигиеной, самостоятельно ходить в туалет, завязывать шнурки, пользоваться молниями и пуговицами, чтобы раздеваться и одеваться без посторонней помощи. Подобные навыки крайне важны: их отсутствие влечет риск формирования психологических травм.


Что делать, если ребенок не умеет читать и писать к первому классу

Пункт 4.1 ФГОС ДО гласит, что требования конкретных образовательных результатов неправомерны ― ребенка примут в первый класс в любом случае.

Однако есть практический опыт и статистические данные. Согласно Росстату, детские сады посещают 88% дошкольников, из них 93% детей ходят в государственные учреждения. ФОП реализуется во всех садах, поэтому большая часть детей к выпуску достигнет общепринятых образовательных результатов.

Учителя начальных классов руководствуются программой, которая также четко прописана в ФОП начального образования и федеральных рабочих программах по предметам (ФРП). Они предполагают обучение чтению и счету — как правило, к концу первого класса сложно определить, с каким уровнем знаний и навыков дети поступили в школу.

У родителей будущих первоклассников по-прежнему остаются вопросы: как быстро будут осваивать школьную программу подготовленные дети и ребята, с которыми мало занимались до школы; какие переживания будут испытывать неподготовленные дети и насколько сильно это скажется на их адаптации; не потеряет ли мотивацию очень подготовленный ученик и т. п. Единых ответов нет. Родителям нужно опираться на индивидуальные черты ребенка и быть готовыми скорректировать подход на любом этапе обучения.



Боюсь на всякий случайЧитать статью
Советы детского невролога родителямЧитать статью
Можно ли научиться играть на гитаре без преподавателя?Читать статью
Педиатр поможет ребенку вырасти здоровым!Читать статью
Студия красоты. И вы не отразимыЧитать статью
Детская брендовая одежда в бутике «Даниэль»Читать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.