Домашнее задание
28/08/2010
РЫСКИНА Наталия
218

Домашнее задание

Первый вопрос, который возникает у родителей при мысли о домашнем задании чада, звучит так: «А как усадить ребенка за уроки? Что сделать для того, чтобы он занимался домашними заданиями без напоминаний?» Вот основные правила, которые помогут вам в достижении этой действительно важной цели.
Трудно представить ребенка, который, едва вернувшись из школы, тут же спешит выполнять домашнее задание. И это неудивительно, ведь так же сложно представить себе взрослого, который после работы захочет поскорее сесть, например, за очередной бухгалтерский отчет. Ребенок нуждается в передышке.

Не спешите усаживать его за уроки сразу после школы, дайте ему возможность отдохнуть, поиграть 1–2 часа.
Установлено, что способность человека к умственному труду различна в разное время суток: с двух часов дня она понижается, между четырьмя-пятью часами пополудни вновь возрастает, в семь-восемь часов вечера резко ухудшается. Таким образом, самое неэффективное – это делать уроки вечером, после семи часов. При этом ребенку придется тратить времени значительно больше. Итак, наиболее благоприятное время для выполнения домашних заданий – 16 до 19 часов.

Для того, чтобы вам не приходилось ежедневно напоминать ребенку, что уже пора садиться делать домашнее задание, нужно помочь ему выработать такую привычку. А привычкой становится то, что регулярно и последовательно повторяется изо дня в день. Вместе с ребенком договоритесь о конкретном времени, когда он будет делать домашнее задание и внесите это время в расписание дня. На первых порах вам придется напоминать малышу о необходимости посмотреть в расписание и приступить к выполнению заданного на дом, но, если вы будете терпеливы, то через месяц удастся создать полезный стереотип поведения, и ваш ребенок без особых страданий будет приступать к этому, может быть, не самому желанному, но привычному делу.

Считается, что младшие школьники должны посвящать выполнению домашних заданий час-полтора в день, учащиеся 4–5 классов – два часа, старшие школьники – до трех часов. Если ребенок засиживается за тетрадками и учебниками дольше, то его работоспособность существенно снижается, и вскоре он ощутит такую усталость, что дальнейшее «высиживание» за столом станет бесполезным. Следите за тем, чтобы ребенок не сидел за уроками дольше положенного времени, и уж тем более не практикуйте такие жесткие требования к нему: «Пока не сделаешь (не выучишь) – не встанешь! Будешь сидеть до тех пор, пока...» l Для того чтобы малыш успевал сделать все необходимое, необходимо правильно организовать его деятельность. Научите его строить работу так, чтобы не выполнять подряд все устные задания, а затем – все письменные, или сначала все легкие, а затем все трудные (или наоборот). Занятия нужно чередовать.

Процесс приготовления домашних заданий должен быть динамичным, обязательно делайте «переменки», особенно хорошо, если они будут связаны с физическими упражнениями или просто движением.

 

Помогаем, не мешая
Выполнение домашней работы способствует формированию самостоятельности и ответственности у ребенка только в том случае, если вы не пытаетесь «помочь» чаду, выполняя домашнее задание вместо него. Помните: чем больше вы сделали за ребенка, тем меньшему он научился сам. Помощь малышу в выполнении заданного на дом должна заключаться в том, чтобы убедиться, понял ли он задание, и найти эффективные способы объяснения, если маленькому ученику что-то не ясно. Наибольшее родительское внимание и содействие потребуется в первый год обучения, когда навык самостоятельного выполнения заданий еще не сформирован.

Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»: «Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде.
Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.
Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту»...

 

Подключаем фантазию
Помогая учащимся начальной школы, полезно подключить свое воображение для того, чтобы ребенку захотелось сесть за уроки. Может быть, вы вместе с ребенком «отправитесь в опасное путешествие», в котором вас ждут разные испытания. А, может быть, вы предложите ему в данный момент стать учителем, а вы будете его любознательным учеником. «Учитель» будет объяснять вам задание, а вы будете его выполнять с ошибками. После чего «учитель» будет их исправлять и даже может поставить вам оценку. Еще одним простым, но зачастую очень эффективным способом помочь ребенку получать удовольствие от домашних заданий, может явиться дополнительный побудительный мотив. Например, после выполнения заданий можно будет вместе испечь и поесть вкусный пирог.
Напоследок хочется сказать, что, пожалуй, самым важным фактором сотрудничества родителей и ребенка при выполнении домашних заданий является обстановка доверия, спокойствия, поощрения стараний малыша. От вашего отношения к ребенку зависит, будет ли выполнение «домашки» для него и вас ежедневным мучением, или любимым временем, когда вы бываете вместе, спорите, изучаете, сотрудничаете Это очень важно при современном дефиците общения детей и родителей.

 

Наталия РЫСКИНА, психолог, психотерапевт Университетского детского цен- тра при Московском городском психолого-педагогическом университете

Вам также будет интересно
Кого ребенок любит, тому от него и достаетсяЧитать статью
Шпаргалка для мамы: как эффективно и правильно согреть замерзшего малышаЧитать статью
До трех еще раноЧитать статью
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.