Поиск

ФОРМУЛА успеха

09/02/2015
КОВИНЬКО Луиза
641

школа

 

Призыв школы «Поможем детям научиться учиться», обращенный к семье, родителями понимается неоднозначно. Одни видят в нем требование домашнего контроля за приготовлением уроков. Другие — призыв помочь ребенку приспособиться к резко изменившемуся распорядку дня. Третьи спокойны: «продленка» все сделает. Иные усматривают в этом призыве попытку школы переложить на семью «свои обязанности». В семьях, где дети все схватывают «на лету», порой безмятежны — оценки хорошие, ребенок не утомляется. А в самом призыве многими бывает услышано лишь «помогите учиться!». Вот и помогаем в меру своего разумения...

Чаще всего пик родительского энтузиазма приходится на первый год учебы ребенка. Затем, особенно если дела в школе идут благополучно, родительский интерес к учебе не ослабевает, конечно, но как бы теряет трепетность. И крепнет уверенность: чем скорее ребенок станет самостоятельным в учебных своих делах, тем лучше для него, контроль нужен лишь внешний, «чтобы отметки были хорошие».

Но что означает эта самостоятельность в учебе? Когда малыш становится самостоятельным? И каждый ли становится? Что делает и что может сделать для этого семья?..

В повседневной речи слово САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ означает для нас СОВЕРШАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, БЕЗ ЧУЖОЙ ПОМОЩИ. И самостоятельность — в поступках ли, в мыслях — зиждется на основательной либо безосновательной уверенности в своих силах. Не упустим отмеченное В.И.Далем значение слова «сам»: местоимение это употребляется «для придания особой важности личной деятельности».

Школа под учебной самостоятельностью ребенка понимает прежде всего его личную деятельность в освоении культуры учебного труда. На язык школьного обихода эта целевая образовательная установка переводится как призыв, обращенный к школьнику: «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»

Опыт педагогический, да и житейский, показывает, что развитое умение учиться (учить СЕБЯ) — сложная, но доступная, неврожденная способность. Специальные исследования подтверждают это, питая оптимизм родителей и педагогов. Воспитание, взращивание этой способности — дело небыстрое, но посильное каждой семье, осознанно сотрудничающей со школой.

Осознанное сотрудничество со школой стоит на трех китах: постоянном контакте с педагогами, целенаправленном родительском самообразовании, развитии способности родителей к осмыслению собственных педагогических поступков.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Успешное учение — основа самоутверждения малыша, залог его душевного равновесия. Ребенок стремится к этому равновесию, но без помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему не одолеть принципиально новой для него деятельности — учебной.

Нет успешного учения без необходимых умений, равно важных для изучения любого школьного предмета. Они так и называются — «общие учебные умения школьника». И начальная ступень обучения закладывает фундамент таких умений, обеспечивающих прочность и красоту учения, дающих основание уверенности в своих силах, — умений, на которых строится самостоятельность в учении.

Классный руководитель или завуч начальной школы должен познакомить родителей с конкретными требованиями учебных программ к формированию общих учебных умений ребенка. Они включают умения, связанные с организацией учебного труда; с работой над определенным кругом источников информации и образных представлений, где печатное слово, книга — в центре внимания; с культурой устной и письменной речи, культурой мышления. Шаг за шагом, по годам обучения прослежена перспектива и указаны координаты формирования общеучебных умений.

Родительское самообразование — важный залог успеха в воспитании у ребенка учебной самостоятельности. Особенно подчеркну цель такого самообразования, ибо смещение акцентов во многом становится причиной родительских неудач.

Да, важно знать, чему и как учит школа, какие задачи ставит она перед ребенком. Но ваш малыш уникален. Это человек с определившимся темпераментом, биоритмическими особенностями и особенностями внимания и памяти, волевых проявлений, с определенным житейским опытом и культурной одаренностью...

Знаете вы это о своем ребенке? Без такого знания ваша помощь в обретении им самостоятельности будет весьма проблематичной, а может быть, и осложняющей развитие ребенка. Именно это узнавание становится важнейшей целью родительского самообразования для того, чтобы действовать в согласии с природой ребенка, способствовать проявлению ее милостей и мягко нейтрализовать ее оплошности.

Что же может сделать семья для воспитания учебной самостоятельности малыша? В последующих публикациях мы познакомим вас с рекомендациями специалистов, психологов и педагогов, родительским опытом по воспитанию учебной самостоятельности младшего школьника.

Начнем же с главного — домашней психотерапии неуспеха ребенка. Отнеситесь к нижеследующим правилам с позиции трех китов осознанного сотрудничества со школой.

Правило первое. Не бейте лежачего. Отметка, расстроившая малыша, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.

Правило второе. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их «не более одного в минуту». По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье. Не гонитесь за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для вашего наследника. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.

Правило четвертое. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение. Это правило — центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок же склонен любую отметку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность.

Правило пятое — самое трудное правило. Оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать! Домашняя оценка (в суждениях, в маленьких праздниках, а не в баллах!) сравнивает сегодняшние успехи малыша с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания, как это делает учитель, выставляя отметку, и не с успехами других детей.

Правило шестое. Не скупитесь на похвалу, строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо очень дробно, дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и внешний вид работы...). При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое. Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед малышом предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Попробуйте (с помощью учителя) определить «составляющие» не удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.

Правило девятое. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. «Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них», — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению) без стресса, но осознанно.

Подробнее ознакомит с психотерапией неуспеваемости, с трудностями научения учиться умная и человечная книжка психолога Г.А.Цукерман «Школьные трудности благополучных детей», откуда и взяты эти правила.

Психотерапия неуспеха поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему учебному труду. Именно так обретает малыш уверенность в собственных силах — основе учебной самостоятельности.

 

Любовь НИКОЛАЕВА, кандидат педагогических наук

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.