С тех пор, как к российским первоклассникам-семилеткам добавились шестилетки, каждый год родители будущих школьников решают непростой вопрос: с 6 или с 7 лет отдавать ребенка в первый класс?
Компетентно ответить на него мы попросили Нину Николаевну Старостину – кандидата психологических наук, специалиста по психологической готовности детей к школе.
Умения нужные и не очень
Прежде чем ответить на вопрос «когда?», надо понять, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы начало учебы было успешным. Должен ли он уметь читать, писать, считать? «Конечно!» — воскликнут родители. «Совсем не обязательно», — возразят психологи. Разные школы сегодня требуют разного уровня умений, знаний и навыков, в том числе чтения, письма, счета, но есть нечто, что необходимо любому ребенку, поступающему в любую школу.
Прежде всего ребенок должен хотеть учиться и уметь слушать взрослого. Учитель говорит: делай так и задает какой-то образец. И если ребенок не умеет работать по образцу, он не сможет быть успешным учеником. Еще ребенок должен уметь применить правило. Оно может касаться учебного предмета, а может быть правилом поведения.
Желание учиться, умение работать по образцу и правилу – очень важные составляющие психологической готовности к школе, отсутствие которой обрекает ребенка на будущую неуспеваемость.
Психологическая готовность к школе необходима ребенку, чтобы обучаться в группе детей, по одному плану. В случае индивидуальных занятий с педагогом, когда учитель идет от того, что ребенок уже умеет, психологическая готовность к школе не так важна.
Готовность номер один
Итак, в 1 класс должен идти ребенок, готовый к школе психологически. Как распознать в нем эти важные качества? Психологическая готовность к школе включает: мотивационную готовность развитие произвольности интеллектуальное развитие, речевое развитие.
Итак, прежде всего у ребенка должна быть сформирована учебная мотивация. Почему он может хотеть учиться? Во-первых, ему хочется узнавать новое (познавательный интерес). Во-вторых, ребенку важно, как к нему относится учитель (который становится в это время значимым взрослым), и хочется добиться похвалы этого взрослого, а значит – хочется хорошо играть роль ученика (психологи называют это широкими социальными мотивами учения). В-третьих, существует еще мотив достижения: для ребенка становится важным завершить начатое дело, увидеть результат своего труда.
Произвольность поведения обычно понимается, как сознательное регулирование человеком своего поведения. Применительно к обучению в 1 классе производительность, это, в частности, умение работать по образцу и по правилу. Любая школьная программа базируется на введении учителем образцов, которые надо копировать (на этом построено, в частности, обучение письму), и правил, которые надо уметь применять.
Под интеллектуальным развитием разные психологические школы понимают разное. Для нас решающим был вопрос: какие особенности интеллекта непосредственно влияют на успешность обучения? Оказывается, наиболее важен уровень развития обобщения. Что это значит? Например, учитель объяснил объяснил ученикам, как с помощью действия сложения можно решать целый класс задач. При этом неважно, о чем именно будет идти речь в задачах о яблоках, машинах, людях. Если ребенок усвоил принцип решения данного класса задач, то, применяя обобщение, он сумеет справиться с задачами разного содержания, имеющими в основе общий принцип решения.
На речевое развитие ребенка мы обращаем внимание потому, что обучение чтению сегодня построено на звуковом анализе слова, а многие дети плохо различают звуки. Если ребенок после 5 лет неправильно произносит отдельные звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду.
Итак, если все благополучно с названными четырьмя составляющими, а с учителем (это очень важно!) установились нормальные отношения – ребенок может обучаться по любой грамотно составленной программе. Для того, чтобы принять такого малыша в класс, совершенно не нужны популярные сейчас проверки уровня его интеллектуального развития.
Пропасть шириною в год
Однако все эти признаки психологической готовности к школе, часто встречающиеся у 7-летнего ребенка, у 6-летних детей наблюдаются редко.
Так, непосредственность поведения, как правило, пропадает только к 7 годам. А это значит, ребенку пока еще трудно соблюдать все требования школьной дисциплины. С этим столкнулись учителя, когда впервые взяли классы шестилеток. Дети просто не слушали учителя! Неудивительно, что учителя испытывали большие трудности.
Неудивительно: шестилетки, несмотря на то, что пошли в школу, по сути своего психического развития продолжают оставаться дошкольниками. А это значит, что ведущей деятельностью для них является игра – внутри игры внимание, память, мышление развиваются интенсивнее, чем внутри учебной деятельности, которая станет ведущей только после 7 лет.
Шестилетний ученик слишком устает, ему уже не до игры – соответственно, психологическое развитие тормозится. При этом познавательная мотивация тоже может пострадать. Если шестилетка пришел в школу, умея читать и писать, то ничего принципиально нового в 1 классе он для себя не узнает. По обычной программе 1-4 в первой четверти дети изучают алфавит, азы чтения и учатся считать. Неудивительно, что ребенку становится очень скучно. Стоило ли отдавать его в школу?
Но сегодня трудно встретить школу, в которой 1 класс формировался бы только по возрастному принципу. Чаще классы формируются по уровню развития детей, который определяется на собеседовании при приеме в школу. Таким образом в одном классе могут оказаться дети 6 и 7 лет.
Что делать до школы
Давать ребенку нормально развиваться: играть столько, сколько ему нужно, читать ему книжки, лепить, рисовать, слушать музыку, ходить с ним в театры и музеи.
Нормально развивающийся дошкольник от игры с предметами через развернутую сюжетно-ролевую игру приходит к игру с правилами. Но для этого у него должны быть необходимые для развития игрушки. Помимо красивых кукол, мебели, машин нужны так называемые развивающие игрушки и игры.
В 3-5 лет это пирамидки, кубики, из которых можно сложить картинку по образцу, лото, мозаика, простые деревянные и пластмассовые конструкторы. Детям 5-7 лет необходимы мозаика, разнообразные по сложности конструкторы, всевозможные настольные и дидактические (развивающие) игры. Читая с ребенком книги, надо обсуждать прочитанное, просить его пересказать услышанное, учить с ним стихи, играть в игры со словами.
Если детство малыша будет наполнено всем этим, у него нормально разовьются познавательная мотивация, интеллект, речь, и к 6 годам он сам захочет научиться читать и считать, что при желании несложно сделать и в домашних условиях. Как вы понимаете, для этого совсем не обязательно отдавать 3-4-летнего кроху в прогимназии и мини-лицеи.
Любить ребенка и заниматься с ним оказывается вполне достаточно для того, чтобы к 7 годам малыш правильно сформировался психологически и смог стать успешным учеником.
Фото: Freepik
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.