Поиск

По Давыдову или по Ховарду

30/10/2010
МИТИН Дмитрий
1286

В прошлом номере речь шла о том, какую школу выбрать для своего ребенка: частную или государственную, обычную или специальную. Сегодня есть смысл поговорить о различных педагогических системах, которые сейчас применяются.


Педагогические системы
Разнообразие московских школ не исчерпывается формой собственности. Сегодня родители могут доверить своих малышей представителям нетрадиционных педагогических систем. Некоторые из этих систем зародились у нас в стране (системы Занкова или Давыдова), а некоторые — за рубежом (система Ховарда или Вальдорфская педагогика). Родители часто задаются вопросом: что представляют собой эти системы?

Система Л.В.Занкова

Леонид Владимирович Занков (1901—1977) закончил Московский государственный университет (1922—1927 гг.), работал заместителем директора (с 1929 г.), а затем директором Института дефектологии (1944—1951 гг.), увлекся педагогикой младших классов.
С 1957 г. на базе одного класса 172-й московской школы начался эксперимент по проблеме связи школьного обучения и умственного развития. В работе приняли участие сотрудники лаборатории Занкова, включавшей как психологов, так и специалистов-предметников. Опыт, полученный в эксперименте, стал распространяться на другие школы и регионы: в общей сложности было охвачено 1200 классов по всей стране.


В настоящее время существует движение последователей системы Занкова, выпускаются учебники. Дважды в год проходят конференции, где участвуют учителя, использующие систему Занкова. Система, выработанная на протяжении многих лет научной и практической работы крупного советского психолога и педагога Л.В.Занкова, делает акцент на развитие способностей ребенка. Для этого изменяется содержание образования — программа обогащается дополнительными сведениями, в начальное обучение включаются дополнительные предметы — география, естествознание, история. Они преподаются на повышенном уровне трудности, в быстром темпе и с преобладанием теории над практикой. Кроме занятий в классе и домашних заданий, практикуется обучение в виде специальных экскурсий. Система Л.В.Занкова направлена на развитие разных сторон психики ребенка, однако связана с существенным повышением учебной нагрузки. Кроме того, она разработана только для начальной школы, и некоторую проблему представляет ее взаимосвязь с обучением в средней школе.

Система В.В.Давыдова

В.В.Давыдов
Закончил Московский государственный университет, защитил докторскую диссертацию, в 1972 году стал директором Института общей и педагогической психологии, академиком АПН СССР. Однако в начале 80-х годов Давыдов подвергся партийным взысканиям, лишился должности директора, вынужден был покинуть Институт. В 90-х годах он вновь возвращается на должность директора Института психологии, затем становится Вице-президентом Российской Академии образования.


Свою педагогическую систему, основанную на идеи Гегеля о присвоении общественного опыта и восхождении от абстрактного к конкретному, опробовал и внедрял на базе московской школы № 91. По мере получения положительных результатов к эксперименту подключились многочисленные школы как в Москве, так и в других городах.
Система Давыдова направлена на формирование у детей теоретического мышления  реализует принцип философии Гегеля «восхождение от абстрактного к конкретному». В рамках этой системы малышей учат вначале наиболее общим операциям, а затем переходят к более конкретным способам их применения.
Система В.В. Давыдова в полном виде также разработана лишь применительно к начальной школе и включает курсы математики, русского языка и изобразительного искусства.
Считается, что система В.В.Давыдова успешно развивает теоретическое мышление. Все же решающих данных о преимуществе этой системы перед традиционной нет, и вряд ли когда-нибудь она станет основой школьного образования.

Вальдорфская педагогика

Деревянные некрашеные лавки, тканые половики, холщовые мешочки, солома —вот внешние атрибуты Вальдорфской школы, подчеркивающие близость к природе и старине. Электрическим светом в этих школах стараются не пользоваться, руководствуясь идеей важности для детей  естественного ритма смены дня и ночи. Также не поощряется радио и магнитофон — предпочтение отдается живой музыке.
Автор системы Вальдорфской педагогики — философ-мистик Рудольф Штейнер (1861—1925) — обращал особое внимание на развитие эмоциональной стороны личности ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на музыкальных инструментах — занимают основное место в расписании занятий, причем в старших классах количество часов на искусство увеличивается.
В меньшей степени Вальдорфскую школу волнуют научные знания, которые должны получать дети. За это ее и упрекают. Считается, что она не очень хорошо вписывается в нашу образовательную систему, где господствуют суровые требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в школьные годы.
В то же время есть данные о хороших результатах при обучении по адаптированной к нашим условиям Вальдорфской системе, особенно в отношении слабых детей.

Система Ховарда

Д.Ховард
Дональд Р.Ховард — современный американский педагог и предприниматель, доктор педагогики. В 1970 г. в Далласе организовал первую школу, реализующую принципы «Акселерированного Христианского Образования». В настоящее время по этой системе работают свыше 7000 школ более чем в 100 странах мира.
Школа Ховарда — это международное предприятие типа Макдоналдса: во всем мире оно предоставляет одинаковые услуги. Главная школа Ховарда находится в американском Луисвилле и построена в виде огромного круглого зала. Зал перекрыт куполом, изображающим звездное небо, как оно выглядит в полночь 20 марта, день весеннего равноденствия. В центре зала — место учителя, оформленное в виде космической станции. Места учеников с их личными компьютерами, объединенными с компьютером учителя, размещены по периметру. Каждый ученик самостоятельно ставит себе цель, проходит определенную часть материала, затем самотестирования, после чего отвечает на контрольные вопросы учителя.


В московских школах Ховарда, куда можно отдать ребенка за 300 долларов в месяц, помещения, конечно, значительно менее впечатляющие, но основные принципы обучения и программы те же, что и в американских школах, использующих эту систему. Ховард считает, что его система обучения развивает дисциплину и самостоятельность учеников в постановке целей, а воспитание детей на библейских ценностях способствует формированию нравственных и порядочных людей. Система безусловно позволяет индивидуализировать обучение в плане скорости освоения материала: каждый ученик занимается самостоятельно, и скорость его продвижения не зависит от скорости продвижения одноклассников. В то же время очевидно, что в «школе завтрашнего дня» уменьшено взаимодействие между учениками и ученика с учителем. Вопрос заключается и в соотношении с нашими образовательными нормами.

Табель о рангах

В заключение — о нескольких государственных школах, которые могут быть рекомендованы сильным детям без особых колебаний. Это те школы, которые показывают высокие результаты в так называемом «Интеллектуальном марафоне». «Интеллектуальный марафон» проводится в трех возрастных категориях: для 1—4-х, 5—7-х и 8—11-х классов. Интересно отметить, что результаты школ оказываются весьма различными в разных категориях.
Высокий показатель в «Интеллектуальном марафоне» говорит о том, что школа отбирает сильных детей и хорошо их учит. Для тех, кто не уверен в своих возможностях, поступление в такую школу может обернуться проблемами. В двух старших категориях лидирует известная школа № 57. Она же поставляет членов команды Москвы на олимпиады всех уровней. Это школа с математическим уклоном. Сегодня в ней есть математические (9 часов математики в неделю в старших классах) и гуманитарные параллели.
Традиционно высокую репутацию имеет ряд математических школ, среди которых школы №№ 2, 444 и школа им. академика А.Н.Колмогорова (так называемый СУНЦ при МГУ для школьников 10—11-х классов). Школа №1189 сумела занять место среди элитных в последнее время за счет привлечения научных сотрудников Российского Научного Центра «Курчатовский институт».
В «Интеллектуальном марафоне» высокие результаты показывают и некоторые школы с гуманитарным уклоном, как, например, школа № 1514. Очень интересна маленькая школа для одаренных детей №1199. Здесь учат с 7-го класса. В младших классах у «Интеллектуального марафона» другие победители. Хороший результат показывают ученики языковой спецшколы №1208 и ученики школы для одаренных детей «Созвездие», которую курируют сотрудники Психологического института РАО.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.