Профилактика дисграфии и дислексии у детей
09/12/2019
206

Актуальность темы обусловлена широким распространением детей с нарушениями письменной речи, наличием у них недоразвития всех компонентов языка, следствием чего является низкая степень готовности их к обучению в школе, а также важностью формирования фонетических процессов при общем недоразвитии речи у дошкольников. Таким образом, если не будут сформированы фонетические процессы, то дети будут допускать ошибки на письме и при чтении, а в старших классах, они могут привести к более сложным нарушениям, таким как дисграфия и дислексия. В тоже время активно идущие интеграционные процессы, обуславливают необходимость в системном улучшении коррекционных воздействий на детей.


Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников

Для того, чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они.

Коррекция дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Неуспеваемость многих учащихся по русскому языку – это явление не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст и прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо рассмотреть профилактику непосредственно речевых нарушений, которая складывается в основном из таких двух моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов:

  • предупреждение ушибов в области головы;
  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой ;
  • охрана органа слуха ребенка от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
  • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем :
  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки;
  • охрана нервной системы ребенка

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий, что выражается в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого ребенку образца для подражания;
  • поощрение лепета ребенка мимикой радости;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
  • медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;
  • отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его произношения;
  • приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более быстрому ее усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно. Необходимо организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
  • полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
  • занятия ритмикой, музыкой, пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточного гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

В целом, профилактика нарушений речи, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этом случае задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

Врачи предлагают проводить первичную профилактику дисграфии и дислексии, которая заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям и, рекомендует проводить следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Очень важно знать примерные сроки наступления отдельных этапов нормального хода речевого развития. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка, необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развитии у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.


А.А.Белецкая

воспитатель МБДОУ д.с. «Пчелка»

Вам также будет интересно
Женское здоровье: распространенные заболевания и их причиныЧитать статью
Первый раз в первый класс! Советы психологаЧитать статью
Профессиональный пылесос – это новый уровень уборкиЧитать статью
Как читать с выражением, чтобы вас слушали. Инструкция для детей и родителей от актрисы Яны ПоплавскойЧитать статью
Дачные напасти Читать статью
«Не хочу, не буду!» - ребенок не желает учить стихотворенияЧитать статью
Комментарии
Подпишитесь на рассылку полезных статей от "НЯНЯ.РУ"