Ребенок в начальной школе сталкивается со множеством сложностей. Одной из них может стать конфликт с учителем. По каким причинам он может возникнуть и что делать родителям, чтобы с ним справиться, рассказываем в статье.
Причины конфликта
Причины конфликта ребенка с учителем могут быть самыми разными. Мы постарались разобрать те, с которыми участники образовательного процесса сталкиваются чаще всего.
Проблемы с успеваемостью
В начальной школе основной причиной недопонимания с ребенком могут стать отметки. В первом классе дети еще не умеют правильно реагировать на оценивание — расстраиваются, обижаются, злятся на педагога, если у них не получилось достигнуть желаемого результата.
Наталья Боголюбова, учитель начальных классов
"Я считаю, что у учителя не может быть конфликта с ребенком. Может возникнуть недопонимание. Чаще всего из-за оценок. Я стараюсь всегда спокойно объяснить ученику, почему выставлена конкретная отметка и какие ошибки были допущены. Это важно и для понимания темы: если ребенок поймет, какие ошибки были в работе, он сможет разобраться в предмете".
В начальных классах детям непросто контролировать свое поведение, учитель может сделать замечание, а ребенка это может расстроить, возникает конфликт.
Контролировать свое поведение детям в начальных классах тоже непросто. Кто-то может заскучать на уроке и начать отвлекать соседа, кому-то захочется поделиться с другом последними новостями, а некоторым ребятам так проще привлекать к себе внимание. Конечно, учитель может сделать «нарушителю» замечание, а ребенка это может расстроить или обидеть. Из-за подобных ситуаций конфликт может затянуться, а отношения между ребенком и педагогом — испортиться.
Ребенку скучно на уроке
Бывает и такое, что школьная программа оказывается для ребенка простой: пока одноклассники учат алфавит, он читает под партой «Гарри Поттера». Реакция на такое положение дел у детей тоже может быть разной: кому-то приятно чувствовать свое превосходство, это только мотивирует получать знания и развиваться дальше, а кому-то быстро становится скучно, хочется пойти дальше, повышать свой уровень.
Проблемы в семье
Сложные ситуации в семье могут влиять на ребенка, его настроение и поведение. Он может стать агрессивным или, наоборот, апатичным, может срывать уроки или дразнить одноклассников. Здесь главное — разглядеть за резкой сменой поведения крик о помощи, вовремя заметить, что изменения характера связаны с происходящим в семье и, возможно, помочь и поддержать.
Как конфликт с учителем влияет на ребенка
Учитель в начальной школе — это авторитетный взрослый, чаще всего — второй после родителей. Это человек, с которым ребенок проводит много времени, который транслирует ему определенные ценности и взгляды, оценивает его и помогает полюбить учебу. Конфликт с таким значимым взрослым может сильно сказаться на самочувствии ребенка и его поведении.
Во время конфликта дети могут реагировать по-разному: один будет действовать активно по отношению к учителю, другой может замкнуться в себе и испытывать стресс.
Мария Кривонос, педагог-психолог
"Многое зависит от темперамента ребенка. Кто-то во время конфликта будет действовать слишком активно по отношению к учителю, чтобы выплеснуть эмоции и напряжение. Кто-то может замкнуться в себе, испытывать стресс и напряжение внутри. Другие просто теряют интерес к урокам, потому что пытаются игнорировать свои эмоции — решать проблему у них нет ни сил, ни желания. Конфликт всегда имеет негативные последствия. Страдает в нем прежде всего ребенок. Поэтому так важно помочь ему сбросить напряжение от конфликта и только потом найти пути его решения".
Нужно ли участие родителей
Кто же должен вовремя заметить, что ребенка в школе что-то беспокоит, что он переживает? Следует ли учителю всегда звать родителей, чтобы они помогли нейтрализовать конфликт, или лучше попробовать сперва обсудить все с ребенком наедине?
Наталья Боголюбова, учитель начальных классов
"Я считаю, что необязательно всегда привлекать родителей. В первую очередь надо поговорить с учеником. Если не получается наладить отношения и ничего не помогает, конечно, можно обратиться к родителям. Я с ними на связи 24/7. Стараюсь рассказывать, что происходило в течение дня с детьми, почему ребенок может вернуться, например, расстроенный".
Мария Кривонос, педагог-психолог
"Важно отметить, что конфликт может быть благополучно решен только в том случае, когда обе стороны хотят этого. Я считаю, главная ошибка — вовлечение родителей в любые школьные конфликты. Как правило, учителя всегда идут навстречу, сами инициируют беседы один на один и стараются разобраться в возникшей ситуации. Педагог может предложить компромисс или даже готовое решение. Главное, чтобы ребенок тоже был готов к диалогу".
Психолог считает, что родителям следует дать детям возможность сделать первые шаги самостоятельно. Если ребенок говорит вам, что в школе у него возникает недопонимание с педагогом, узнайте, что он уже предпринял для разрешения конфликта?
Что делать родителям
Главное — не закрывать глаза на происходящее и смотреть на ситуацию объективно. Конечно, все, касающееся детей, воспринимается родителями очень остро — сразу хочется защитить своего малыша, оградить от всего мира и переложить ответственность за возникновение конфликта на других. Не спешите. Помните, что ваше поведение во время таких ситуаций — это не только путь к разрешению спора, но и пример для школьника: если мама умеет спокойно и конструктивно разбираться с проблемами, то смогу и я. Что же делать родителям, если они замечают, что у ребенка возник конфликт с педагогом?
1. Поговорите с ребенком. Главная задача на этом этапе — разобраться в ситуации, узнать точку зрения ребенка и поддержать его. Поговорите со школьником, когда у него будет хорошее настроение, а у вас — время и готовность к детальному разговору. Если о конфликте вы узнали от ребенка, постарайтесь выяснить все подробности, спросить, какое решение видит он сам, согласен ли на компромисс. Если вы узнали о конфликте от учителя, постарайтесь также выбрать подходящий момент и узнать у ребенка, что произошло. Сразу объясните, что вы не планируете ругаться, ваша задача — узнать точку зрения второй стороны, скажите, как важно вам услышать мнение ребенка, дайте ему выговориться и все объяснить. Старайтесь сохранять нейтралитет: не обвинять ни ребенка, ни педагога. Вам важно завоевать доверие школьника, но при этом не подорвать авторитет учителя. Для детей в начальной школе это особенно важно — иметь авторитетного взрослого в лице педагога.
2. Побеседуйте с учителем. Второй шаг — пообщаться с учителем один на один. Договоритесь с педагогом о встрече, подумайте, какие вопросы вы хотите задать, что вас волнует. Настраивайтесь на конструктивный диалог, без эмоций. Ваша задача — решить конфликт, а не создать новый. Не обвиняйте, будьте готовы услышать другую точку зрения и, главное, узнайте, какой выход из ситуации видит сам учитель.
Договоритесь с педагогом о встрече, подумайте, какие вопросы вы хотите задать, и главное — настраивайтесь на конструктивный диалог.
3. Обозначьте проблему и подберите варианты помощи
Итак, вы поговорили с ребенком, встретились с учителем и нашли проблему. Что делаем дальше?
-
У ребенка плохие оценки. Ваша задача — объяснить, что отметки не влияют на ваше отношение к нему. Ну и помочь устранить пробелы в знаниях — самостоятельно или вместе с репетитором;
-
Ребенку скучно. Попробуйте вместе с учителем понять причину скуки: ребенок слишком быстро выполняет задания и поэтому скучает? Или, наоборот, что-то ему дается тяжело, поэтому мотивации заниматься нет? Поищите дополнительные кружки и секции вне школы, где ребенок сможет реализовать свой потенциал;
-
Дисциплина. Выяснить причину,o по которой ребенок регулярно нарушает школьные правила, попробовать объяснить, зачем они нужны в школе и чем поведение ребенка может помешать другим ребятам. Можно проконсультироваться со специалистами — психологом или нейропсихологом — в чем может быть причина плохого поведения.
4. Держите ситуацию под контролем. В начальных классах у детей конфликты могут возникать часто: все-таки новый коллектив, новые условия и правила. Ребенок адаптируется, учится искать общий язык с окружающими. Это нормально. Ваша задача как родителя — продолжать максимально поддерживать малыша, следить за его настроением, спрашивать, как сейчас складываются отношения с педагогом, со сверстниками, нужна ли какая-то помощь.
Если ничего не помогает
Как правило, спокойная встреча с учителем и обсуждение ситуации приводят к разрешению конфликта. Но, к сожалению, в редких случаях диалог не помогает найти решение. Что можно сделать? В крайних случаях, родители могут обратиться к директору школы. Надо понимать, что такое решение — крайняя мера, которая может повлиять и даже ухудшить отношения между ребенком и педагогом. Но, возможно, с помощью руководства школы проблему все же получится решить. Если и это не помогло, стоит задуматься о смене класса или даже школы. Конечно, такие меры стоит предпринимать, если ничего не помогает и конфликт напрямую влияет на состояние и обучение ребенка.
Конфликты между учителем и детьми могут возникать по самым разным причинам. Задача взрослого — быть рядом, поддерживать ребенка, при этом обучать его решать спорные ситуации самостоятельно и искать компромиссы. Для родителей умение выстраивать конструктивный диалог с учителем и всегда обращать внимание на две стороны конфликта тоже важно, ведь дети на вашем примере учатся разрешать спорные ситуации мирными путями.