Учебный год начался – и пока первоклассники осваиваются за партой, их друзья 5–6 лет только начинают готовится к школе. Для родителей наступает время подумать, как помочь ребенку адаптироваться к новому жизненному этапу. Почему важно готовить ребенка не только к учебе, но и развивать эмоциональный интеллект, рассказывает Ирина Дворецкая — эксперт в сфере образования, директор по развитию детских программ Еврейского музея и Центра толерантности.
Родители переживают, что ребенок «не готов» к школе, если не умеет читать или считать. Но психологи и педагоги уверены: куда важнее самостоятельность, умение слушать других и выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, понимать свои эмоции и эмоции другого. Это базовые навыки, на которых строится весь процесс развития и обучения. Поэтому, мы обращаем внимание на универсальные умения детей, постепенно закладывая основу для адаптации к школьной жизни.
Самостоятельность – первый шаг к уверенности
Будущий школьник должен почувствовать, что многое может делать сам. Если дома за него все решают взрослые, то в классе он, скорее всего, потеряется. Поэтому стоит почаще давать малышу возможность самому выбирать одежду, помогать накрывать на стол или придумывать и мастерить подарки для друзей. Эти простые на первый взгляд практики формируют понимание выбора и ответственности за этот выбор. Постепенно ребенок научится планировать свои действия, а также поймет, что его мнение имеет значение.
В качестве регулярного упражнения можно практиковать механику «собери портфель». Сначала –для прогулки, потом – для кружков и секций, поездки на выходные к бабушке и визита в гости к друзьям. Постепенно добавляйте новые предметы, объясняйте их назначение и ситуации, когда без них никак не обойтись. Со временем такие небольшие, но регулярные действия помогут ребенку привыкнуть к самостоятельным решениям. Но важно не просто сложить предметы в портфель, важно, чтобы ребенок смог объяснить, для чего они ему необходимы.
Игра — лучший учитель
Дети дошкольного возраста познают мир через игру. Конструкторы, настольные игры, простые опыты – всё это помогает развивать внимание, воображение и умение рассуждать. Важно поощрять вопросы и совместный поиск ответов, обсуждать изменения и находить объяснения незнакомым явлениям. Например, можно посадить фасоль в стакан с ватой и водой. Пусть малыш наблюдает, как появляются ростки, рисует «дневник растения» или рассказывает, что изменилось. Такие действия помогают развивать аналитическое мышление, способность делать выводы и выражать мысли, превращая простое занятие в увлекательное исследование. А еще берите ребенка в помощники на кухню, вот где простор для открытых вопросов!
Навыки общения: учимся слышать и быть услышанным
В школе малышу предстоит общаться с одноклассниками и учителями, родителями. И для решения таких сложных задач нам надо заниматься развитием эмоционального интеллекта: ребенок учится понимать свои эмоции и эмоции других, распознавать эмоции героев книг или мультфильмов, выражать грусть, радость, злость, удивление жестами, положением тела, словами и иметь хоть один маленький инструмент для изменения эмоции. Например можно досчитать до 106 если сердишься, а если грустишь- вспомнить подарки на день рождения. Разговоры о том, почему герой сказки или мультфильма поступил так, а не иначе, что он в этот момент чувствовал и чем руководствовался, помогают ребенку развить эмпатию, научиться понимать мотивы других людей и находить правильные слова для выражения эмоций. Такие навыки облегчают взаимодействие в коллективе и формируют уверенность в общении.
Опыт команды: вместе значит лучше
Современная школа практикует проектные и групповые задания. Для ребенка, который привык, что все внимание направлено только на него, это может быть непросто. Поэтому стоит заранее дать ему пережить опыт совместного достижения целей. Командные игры и парные творческие задания учат договариваться, учитывать чужое мнение и ценить общий результат. Подобный опыт поможет ребенку легко включиться в коллективные проекты и с первого дня почувствовать себя частью команды.
Режим как основа спокойствия
Легче адаптироваться к школьным будням помогут постоянный режим и распорядок дня. Постепенное введение фиксированного времени сна и подъема, ограничение гаджетов и спокойные вечерние занятия – все это создаст понятную и предсказуемую рутину. И когда ребенок привыкнет к стабильному ритму, ему будет проще сосредоточиться на учебе, планировать действия и справляться с новой нагрузкой без стресса.
Атмосфера доверия и поддержка родителей
Дети тонко ощущают настроение родителей. Если взрослые воспринимают школу как источник стресса, ребенок может «перенять» эти эмоции. Но когда родители рассказывают о школе как о новом интересном опыте, малыш встречает его с радостью и уверенностью. Хваля за усилия, пусть и незначительные, и объясняя, что ошибки – это естественная часть жизни, взрослые могут создать безопасное пространство, в котором ребенок будет смело осваивать новые навыки и быстрее адаптируется к школе.
Фото: Freepik
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.