Поиск

Вся правда о школьных учебниках

07/10/2008
АРИНИНА Ирина
702

Школьные учебники

А вот «ашки»...

«Когда отстающего паренька из нашего «А»-класса перевели в параллельный 2 «Б», он получил «пятерку» в первый же день. Все потому, что «ашки» занимаются по обычной программе, а у нас – Петерсон (построенная на логике продвинутая математика)», – рассказала Зоя, мама второклассника. С эмоциональной точки зрения – здорово, что мальчик попал из отстающих – в отличники. Но представьте себе противоположную ситуацию: каково ребенку, который вдруг превращается из отличника в троечника, по воле случая оказавшись в школе с более сложной программой? К стрессу от перемены обстановки добавляется обида от того, что здесь тебя незаслуженно считают неучем. Увы, такая ситуация в последние годы – не редкость, несмотря на действующий в стране единый государственный образовательный стандарт.

Закон о нем был принят Государственной Думой в третьем чтении 14 ноября 2007 года. Согласно документу, упразднилось деление образовательных стандартов на федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. В новый федеральный государственный образовательный стандарт вошли требования к результатам освоения основных образовательных программ, их структуре и условиям выполнения. Стандартом определяется обязательный минимум образовательных программ и максимальный объем нагрузки обучающихся.

Одновременно введено деление образовательной программы на примерную, основную и дополнительную.

В связи с этим зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин заметил: «Если примерная программа действительно будет примерной, неизбежно возникнет ситуация, когда в разных школах станут учить примерно одно и то же, но в разном объеме и в разные сроки». «Ребенок, который переедет из одного региона или города в другой, может оказаться в положении, когда что-то он вообще не изучал, а что-то изучает дважды», – предположил он. «Город или регион» – громко сказано: не секрет, что разные программы практикуются в параллельных классах одной и той же школы.

«Существует вариативность образования», – пояснил «Няне» пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Все программы в столичных школах укладываются в рамки существующих стандартов: они могут быть и выше, но никак не ниже». «Школьные учебники соответствуют запросам данных образовательных программ», – заверил он. При этом представитель департамента отметил, что унифицированных учебников для всех школ быть не может, так как и сами школы теперь – разные. Действительно, в столице насчитывается более 15 видов учреждений общего образования – это обычные школы, школы-гимназии, лицеи, центры образования, прогимназии, школы с углубленным изучением иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла и так далее. «Взять, к примеру, математику, – предлагает Александр Гаврилов. – Есть учебник для обычной школы, для школы с углубленным изучением математического цикла: понятно, что там и задачи посложнее и объем – побольше. А есть учебник для гуманитарной гимназии, в которой упор делается не на технические предметы». Эксперт подчеркнул, что в московских школах используются только те учебники, которые рекомендованы и допущены Минобрнауки страны, в последние годы ужесточившим требования к качеству изданий.

Федеральный перечень из 1104 школьных учебников на 2008/2009 год был представлен министерством 26 декабря 2007 года и опубликован на сайте ведомства (http://www.mon.gov.ru). Экспертиза на предмет соответствия содержания государственному образовательному стандарту, возрастным и психологическим особенностям детей, а также современным научным представлениям проводилась на этот раз с участием сразу двух Академий – наук и образования (РАН и РАО). Испытание прошли лишь 77% изданий. При этом учитывалось мнение не только академиков и экспертов министерства, но и все поступившие в Минобрнауки замечания и предложения от педагогов-практиков. Кроме того, в 2008 году чиновники от образования обещают значительно ужесточить требования к издательствам, выпускающим школьные учебники. По мнению Андрея Фурсенко, такие же строгие меры необходимы в отношении рукописей. «Я считаю не совсем нормальной ситуацию, когда за один раз авторы и издательства делают по 4-5 подходов на экспертизу, – пояснил министр. – Им сказали, что не годится, – они что-то исправили и опять пришли». «Огромное количество ошибок в учебниках существует просто из-за плохой работы издательств», – уверен он.


Составителей – на мыло!

Современные учебники и пособия чрезвычайно «богаты» как обычными ляпами, так и вопиющими ошибками. «Сделав письменную «домашку», сын просит прочитать ему устные предметы: на слух он воспринимает лучше, – поясняет Кирилл, воспитывающий второклассника. – Читаю, на ходу редактируя и адаптируя текст под возраст ребенка. Голову даю на отсечение – издательство сэкономило как на научном, так и на литературном редакторе. Почему я не называю учебник? – Потому что он, к сожалению, не один такой в нашем портфеле».

По словам преподавателей, определенный комплект изданий подразумевает выбранная школой или классом образовательная программа. «Мой ребенок учится по программе «Школа 2100», и думаю, я выражу мнение большинства родителей: шикарная математика и жуткое чтение («Капельки солнца», авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы), – считает Ольга, дочь которой заканчивает начальную школу. – Судите сами: в первом классе мы вынуждены были читать «сказку ужасов» о том, как Иван-купеческий сын заинтересовался Василисой-красавицей, чья любовь хранилась в яйце, и это яйцо хитростью скормили девушке, чтобы добиться от нее ответного чувства».

«Во втором классе все те же господа Бунеевы («Маленькая дверь в большой мир») решили ознакомить ребят с разнообразием мировой литературы и надергали кусков из произведений в буквальном смысле всех времен и народов, не озаботившись ни хронологией, ни соответствием содержания возрасту детей, – жалуется мама. – Скажем, малышам был предложен отрывок из «Хоббита» Джона Толкиена (сама являюсь поклонницей, но, согласитесь, это материал далеко не для второго класса). Причем из этого произведения был выбран самый «подходящий» для восьмилеток отрывок – битва хоббита с пауками. Дети не знают сюжета, не понимают, о чем этот фрагмент. Я очень удивлюсь, если после урока кто-то из ребят добровольно возьмет в руки Толкиена – охота отбита, причем навсегда. На вопрос родителей: «Зачем?!» педагог ответила: «Для развития речи, детям полезно расширять свой словарный запас». Вероятно, я ничего в этой жизни не понимаю, и язык моего ребенка действительно стал богаче за счет слова «хоббит»? Оказалось, что Бунеевы успели насолить не только Ольге. Мама 9-летних близнецов Татьяна рассказала, что «в третьем классе авторы «порадовали» детей стихотворением «Город золотой». Да-да, это нетленка уважаемого БГ. Только за какую провинность детям задали учить наизусть текст с фразами типа «синий вол, исполненный очей»? Знаю, что одна девочка-отличница рыдала, пытаясь зазубрить рифмы питерского кумира. Я же поступила проще: включила мальчишкам кассету и велела слушать до тех пор, пока не запомнят».

«Возможно, у господ Бунеевых аллергия со времен советской школьной скамьи на Чернышевского и Маяковского (хотя, у последнего есть несколько циклов замечательной неполитизированной лирики, а также детских произведений – помните, «Крошка сын к отцу пришел…»), – вторит на форуме для родителей Асмик, ребенок которой также учится по программе «Школа 2100». – Так поинтересовались бы тем, что читали дети до 1917 года. Например, Лидия Чарская, в свое время изъятая из всех советский библиотек, – любимый автор моей 10-летней дочери». «А по тому предмету, который в наше время назывался «Природоведение», а теперь именуется «Окружающим миром», вообще, извините, ремень плачет, – гневается Михаил. – Мало того, что учебник не отредактирован, как следует, его содержание также оставляет желать лучшего. Какая каша возникает в голове у ребенка, который в буквальном смысле галопом пробегает по Европам?!

Представьте: в одной тонкой книжке описаны все границы РФ с перечислением столиц сопредельных государств, а также меры безопасности при потопе и типы электростанций – ГЭС, ТЭС и АЭС. Разъясните, зачем ребенку в 9 лет информация о том, что главой Люксембурга является великий герцог? («Мир вокруг нас». А.А. Плешаков, «Просвещение», 2002 год)».

«Отдельная «песня» – предмет «Риторика», – иронизирует Ксения. – В первом классе, благодаря ей, сын возненавидел цветные карандаши – в раскрашивании неинтересных картинок заключались домашние задания на понедельник. А в третьем мы всей семьей узнали, что такое… «омофоны». Задание звучало следующим образом: «Запиши примеры слов, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному и имеют разные значения» (Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, «Детская риторика в рассказах и рисунках», «Баласс»). Для наглядности было предложено стихотворение:

«Говорили тиграм львы:

– Эй, друзья,

Слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?"

Я напрягла фантазию, на ум пришли только «Ямайка/я – майка» и «Скрипка-лиса/скрип колеса». Ребенок начал хлюпать носом и говорить, что боится получить двойку. Спасибо Интернету и тем родителям, которые уже прошли через этот абсурд и выложили во «всемирной паутине» разъяснения для потомков с примерами, которые мы благополучно переписали в тетрадь».


Мнение

Год назад Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул жесткую регламентацию нынешних стандартов («Российская газета», 29 августа 2007 года): «… мы предлагаем ввести базовый стандарт – 70% предметов и вариативную часть, которая составит 30%». При этом «упор делается не на содержание учебного курса, а на то, что ученик будет знать «на выходе», уточнил глава Минобрнауки.

«… дни вариативности программ и учебников, можно считать, сочтены. 5-летний эксперимент с ЕГЭ завершился введением его в штатный режим с 2009 года, и главный практический результат его методической апробации состоит в том, что учить стали вовсе не по учебникам, а по тестам ЕГЭ. Ему нет дела до того, что написано или не написано в учебниках. Да, он составляется «по школьной программе», но одно дело – тема программы, другое – глубина знаний, необходимая для выполнения задания по этой теме. Измерителем того, на какой глубине надо знать тему, служит анализ заданий ЕГЭ, а вовсе не программа и перечень компетенций», – считает кандидат педагогических наук Людмила Кожурина

По мнению же директора школы № 1974 Александра Добрикова, после введения ЕГЭ учебники окажутся «между молотом и наковальней»: с одной стороны, они должны будут соответствовать государственному образовательному стандарту, с другой – готовить к сдаче ЕГЭ. И каким окажется качество «наштампованных в авральном порядке» книг, можно не сомневаться.

Важно грамотно спланировать знакомство с новой школой и учителем еще до начала обучения. Пусть учитель станет для ребенка « островком безопасности» в океане новых знакомств и порядков школы. Первый день – это как фотография, которую ребенок будет « носить с собой» весь период адаптации. «Фотография» должна быть живой и радостной. Для этого педагоги и психологи заранее готовят класс к приходу нового ученика, продумывают сценарий знакомства.


Интересы детей или интересы бизнеса?

«Последние 10-15 лет учебное книгоиздание стало предметом пристального внимания бизнеса, потому что можно не купить детектив, можно не купить энциклопедию, но отправить ребенка в школу без учебников… Наверное, есть какие-то вечные ценности общества, и люди идут и покупают учебники», – отметил гендиректор одного из крупных издательств («Просвещение»). Александр Кондаков («Эхо Москвы», 2006 год): «По разным данным, в настоящее время в стране насчитывается от 90 до 150 издательств, играющих на этом поле». «Сегодня учебник – это средство не скажу наживы, но серьезных материальных приобретений».

«… в эту систему ринулось огромное количество разного рода людей, которые имеют порой малое представление о том, о чем они пишут, – посетовал зампредседателя экспертной комиссии по образованию РАН Андрей Сахаров. – Я, историк, когда я читаю учебники… вижу, что многие из них сделаны по одной болванке. Существует один-два хороших, написанных профессионалами – писателями и учеными одновременно. Он, естественно, становится популярным. В результате, садится группа людей, берет его за основу и создает как бы новый учебник, по ходу что-то путая, допуская ошибки».

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.