— Действительно ли все меньше
детей проявляют интерес к искусству?
— Действительно, с 2000 года
воспитанников у меня стало гораздо меньше. С деньгами это никак не связано:
студия бесплатная. Малышей, наверное, некому стало водить к нам, ведь взрослые
много работают. У детей постарше появились иные приоритеты: компьютеры,
иностранные языки, возможность заработать деньги. Словом, изменились условия
жизни и жизненные ценности.
— Какие потери при этом несет
ребенок?
— Во-первых, он развивается
односторонне — только интеллектуально, а эмоциональная сторона спит...
Во-вторых, я убежден, что искусство — музыка, живопись, скульптура — несет в
себе положительную энергетику. Чем раньше ребенок соприкоснется с прекрасным,
тем богаче будет его духовный мир, добрее и
открытее — характер.
— Но наверное, родители и сами
могут, хотя бы на первых порах, ввести малыша в мир искусства? Может быть, вы
дадите несколько советов?
— Стоит ли говорить, что
родители — воспитатели номер один во всех
областях жизни. И первые впечатления о прекрасном слагаются у ребенка от
картин, музыки, мебели в родительском доме. Замечательно, если в семье есть
альбомы по искусству, хорошие картины, эстампы и репродукции. К классической
музыке детей тоже следует приобщать с раннего возраста. И главное, что я
посоветовал бы родителям, — поощрять желание детишек заниматься рисованием,
лепкой, вышивкой и т.п. Для ребенка рисунок — одна из форм познания мира. Он
стремится изобразить на бумаге и реальные вещи, и свои фантазии. Взрослым часто
трудно понять, что изображено на рисунке, но дети-то всегда знают, что они
нарисовали, просто видение предмета маленьким ребенком отличается от нашего. Ни
в коем случае не говорите детям, что они рисуют плохо. Все умеют рисовать. Иное
дело, с какой степенью мастерства. Ко мне часто приходят дети и говорят:
«Научите меня рисовать. В школе (или в детском саду) говорят, что я не
умею...» У себя в центре я воспитываю в
детях понимание искусства в широком смысле слова. Чем меньше ребенок, тем легче
научить его рисовать. Фотографическое изображение ведь отнюдь не является
высшей задачей живописи. Уже в два-три года ребенок воплощает на бумаге свое
представление о вещи. Вот он рисует какие-то желто-черные пятна и твердо
заявляет: «Это — тигр».
— Да, у детей своеобразное
восприятие. Недавно я шла в гости и 3,5-летний сын хозяев узнал меня, заметив
издали в окно. До этого он лишь раз видел меня на улице. Мы все стали его
спрашивать, как же он узнал. «А по бантику!» — ответил он. Но не было у меня
никаких бантиков. Оказалось, бантиком Андрюша назвал расходящиеся концы пояса
на плаще. Для него это была самая заметная деталь в моей внешности. Наверное,
рисуя портрет, он изобразил бы подобие плаща с бантиком?
— Ну конечно! Именно поэтому для
меня главное в работе с детьми — раскрепостить их, позволить рисовать все, что
им хочется. Единственное, что я категорически запрещаю своим ученикам, —
критиковать друг друга, подтрунивать над работами. Дети не должны бояться
рисовать только потому, что их работы кто-то может осудить или осмеять. Задача
взрослых — помочь малышу изобразить желаемый предмет. Допустим, он хочет нарисовать
собаку под деревом. Обсудите с ним рисунок: как выглядит собака? Голова, лапы,
хвост, так? Насколько собака меньше дерева? Какой длины у нее хвост?..
— Что лучше подарить малышу —
краски или карандаши?
— Я рекомендую начинать с гуаши.
В школе детей учат рисовать акварелью только потому, что эти краски легко
разводятся водой, занимают мало места в ранце. На самом деле техника живописи
акварелью чрезвычайно тонка и сложна. Детям ее просто не постичь... Сегодня
многие малыши предпочитают фломастеры. Они просты в обращении, ярки. Но кисть и
краски дают большее ощущение радости творчества. Не зря же врачи используют
рисование красками как психотерапию. Гуашь — более простая техника, чем
акварель. Эти краски позволяют покрыть цветом большие пространства листа
бумаги. Рисунок, сделанный гуашью, легко исправить. К тому же у гуаши яркие,
сочные цвета, что весьма нравится детям. По опыту также знаю, что ребятишки
любят работать пастелью, углем, мелом.
— В каком возрасте ребенок
осознает место живописи в своей жизни?
— В 7—8 лет малыш уже твердо
знает, хочет он быть художником или нет. Это я знаю и по своим ученикам, и по
биографиям великих живописцев, и даже по
своей собственной жизни. Но станет ваш
малыш художником или нет, занятия живописью обогатят его личность, внесут
положительный импульс в будущую взрослую жизнь.