Первые двенадцать месяцев
Речь начинает формироваться
задолго до рождения малыша. Удивлены? А вот и напрасно. Кроха еще у мамы в
животике слышит каждый звук и понимает, когда говорят именно с ним. Он
улавливает интонации, характер речи, настроения — и все это складывается в
пассивную речь. То есть речь понимания. Конечно, вместе с тем формируются и
мозговые структуры, ответственные за будущие слова, фразы и написанные тома
информации. С рождением малыша развитие речи не начинается, а продолжается.
В один месяц кроха демонстрирует
«комплекс оживления», то есть показывает настройку на внешний мир. Узнает лицо
и голос мамы, начинает активно двигать ручками и ножками в ответ и подает
первые одиночные звуки. Пока они случайны, но уже направлены вовне.
В два-три месяца малыш только
готовится болтать, а вот криком уже владеет в совершенстве. С его помощью он зовет
маму, заявляет о своих нуждах.
В три месяца появляется гуление.
Все эти милые «к», «гх», «гаа», «н», «аг» являются самостоятельными речевыми
упражнениями. Кроха пробует на вкус разные звуки и закрепляет их в своем языке.
В четыре-пять месяцев кроха во
всю хохочет, играет интонациями, «поет» и пристально смотрит в глаза, общаясь с
мамой.
А в полгода появляется широкое
гуление! Это первые слоги: «ба», «ма», «да», «га» и так далее, которые
постоянно повторяются и усложняются. Стимулировать гуление и последующий лепет
крайне полезно и очень легко — потешки, задорные песенки и прибаутки идеальное
для этого подспорье. Улыбайтесь, смотрите малышу в глаза, пританцовывайте и
радуйтесь вместе с ним!
Дальше звуки все активнее
повторяются, к старым добавляются новые. И примерно в восемь месяцев появляется
лепет. Те же слоги, только повторяемы с различными интонациями: «ба-ба»,
«ма-ма-ма», «га-га»…
В девять-десять месяцев некоторые
малыши начинают осознанно разговаривать, складывая лепетные звуки в слова,
которые имеют прямое отношение к происходящему. И так появляются: «да», «баба»,
«мама», «папа», «дядя», естественно, не все сразу. Некоторые малыши долгое
время пользуются парой новых слов, готовясь к остальным.
Ура! Кое-кого можно поздравить с
первым годиком! И, кроме явной «взрослости» мы с удовольствием наблюдаем у
ребенка активный словарный запас, доходящий у некоторых до 10-12 слов. Как
правило, в их числе «нет», «няня», «аня», «тата», «кис»…
От одного года до трех лет
О, это прекрасное время, малыш
«выдает» так много, что родителям только и успевать хвататься за карандаш! Продукция
новых слов, а затем и предложений богатеет на глазах. Кроха во многом копирует
мамину речь. А ведь мама чаще всего отдает короткие команды: «садись», «кушай
аккуратно», «не бегай»… Потому не удивительно, что карапуз делает то же самое.
Сначала малыш называет
преимущественно существительные и глаголы. Причем, они могут быть по
отдельности или стоять в связке. Но довольно быстро его речь обрастает
прилагательными. К примеру, «красивый», «большой», «грязный». И собственный
язык крохи становится богаче и разнообразнее. Родители влияют на усвоение и
развитие словарного запаса ребенка самым прямым образом. Иными словами, если
малыш слышит красивую и правильную речь, богатую на интонации, красивые слова и
обороты, сам он начинает говорить точно также. И наоборот, если речь родителей
скудна, изобилует словами «паразитами» и тем более мало относится к ребенку,
ждать хорошего развития речи не приходится.
О точном выговаривании звуков
говорить пока рано. Ребята этого возраста картавят. Однако в конце трех лет большинство
звуков, все же, должно быть сформировано. В норме специалисты допускают плохую
артикуляцию двух-трех звуков в речи ребенка. Если же малышу не даются более
четырех-пяти звуков, он должен перейти под наблюдение логопеда.
Средний дошкольный…
Если не брать во внимание вопрос
чистоты произношения, а в норме она должна распространяться уже на все звуки
родного языка, основной фокус развития ложится на прирост новых слов и
усложнение грамматических конструкций. Малыши садовского возраста усваивают сравнения
и словообразование. Их словарный запас многократно расширяется, как с точки
зрения вербализации (произношения), так и с точки зрения мыслительных операций
и логики языка.
Карапузы уже не плохо владеют
представлениями о структуре родной речи, строят правильные и весьма сложные
предложения с распространениями и соподчинениями. Ну, и конечно, засыпают маму
вопросами, когда слышат новое слово! Их интересует смысл!
Примерно в это же время
происходит мощное развитие речевого мышления. Внешние проговаривания
«сворачиваются» и переносятся во внутренний план. Появляется речь «про себя», а
это основная платформа не только мышления, но и самоорганизации и самоконтроля.
Словом, детки становятся совсем большими!
…И старший дошкольный возраст
Школьная пора наступает на пятки.
Ребенок многое знает и умеет. В его речи происходят последние из самых крупных
изменений. Она все более становится подчиненной логике. Конечно, освоение
логических конструкций будет формироваться еще не один год, но уже сейчас
ребенок понимает недосказанности. Осваивает переносные значения — «второй»
смысл. Его речь может быть богатой оборотами и красивой, а может быть весьма
косной, прямой, по существу. Как вы понимаете, это зависит от условий, в
которых живет и развивается малыш.
Не забывайте общаться с малышом,
ставить проблемные вопросы и объяснять все происходящее, используя доступные
его пониманию приемы — увидите, это лучший тренажер для красивого языка и
прекрасного мышления! Словом, болтайте на здоровье!