Поиск

Время гаджетов: запрещать или дозировать?

15/03/2023
380

Анастасия КраминоваСовременный мир – это цифровые технологии, соцсети, онлайн игры. Почти в каждой семье рано или поздно встает вопрос: как сократить экранное и телефонное время своего ребенка? Многие родители нервничают, вводят строгие ограничения или даже запрет. Нужно ли так сильно волноваться? Как правильно дозировать пользование гаджетами? Рассказывает Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи».


Дети и гаджеты

Мешает ли развитию?

Первые ограничения родители, как правило, слышат от врачей. Многие из них убеждены, что интернет вредит мозгу, психическому и интеллектуальному развитию и вообще может сделать из ребенка аутиста. Но многочисленные исследования, которые проводятся во всем мире, говорят совсем о другом. Интернет никаким образом не вредит человеку. Напротив, даже помогает, формируя множество новых навыков.

Страх перемен – это то, что движет большинством родителей. В далекие времена, когда промышленность только получала свое развитие, точно также люди опасались, что теперь сельское хозяйство умрет. И подобных аналогий можно привести множество: любые новые веяния в музыке, творчестве и других областях большинством людей воспринималось в штыки. Для современных детей виртуальный мир гораздо реальнее обычного и этот факт важно принять. Например, если нужно построить маршрут, уже никто не пользуется бумажной картой местности. С одной стороны, функция поиска пути становится не нужна. Но с другой – на смену приходит другая, которая помогает быстро получать и обрабатывать информацию, выделять в ней главное и запоминать с помощью зрительных анализаторов.

Вредит ли интернет ребенку? Да, если занимает большую часть времени. Там интересно: сильные и легко достижимые стимулы, высокий уровень дофамина. Но если правильно дозировать, помешать его развитию это никак не может.


Как сформировать здоровое отношение?

Прежде всего, дети не должны считать гаджет запретным плодом. Тем более, регулярно наблюдая за тем, сколько времени мама и папа проводят в телефоне. Пусть даже по работе. Ребенок делает свои выводы: взросление – это неограниченный доступ. Формировать правильный контент и определенное время в сети гораздо важнее, чем сеять в сознании ребенка мысль, что это плохо.

  1. Важно устанавливать правила пользования телефоном или планшетом. Точно также, как в свое время ребенок уяснил, что нужно чистить зубы перед сном или заправлять свою постель. В каждой семье – свой порядок. Одному разрешается «посидеть» в телефоне, когда сделаны все уроки, другому полчасика по пути в секцию и т.д. Конечно, родители должны строже дозировать время, если есть проблемы со зрением или беспокойный сон. Но не запрещать совсем.

  2. На своем примере нужно показывать ребенку пользу, которую могут принести современные технологии. Если нет ответа на вопрос, не ищите его самостоятельно, а предложите это сделать школьнику. Он научится правильно формулировать запрос и находить нужную информацию. Потом можно это вместе обсудить и проанализировать.

  3. Если родители хотят приобщить ребенка к природе и прекрасному, отправляясь в путешествие или поход, не нужно отбирать телефон. Если объяснить, что можно сделать красивые фотографии и отправить своим друзьям, пользы для него будет гораздо больше. Иначе есть риск видеть рядом недовольного ребенка, который не обращает никакого внимания на прекрасные виды.


Влияние соцсетей

Любое общение может ребенку как помочь в жизни, так и навредить. И считать социальные сети абсолютным злом – большая ошибка. Достаточно привести в пример буллинг, который существовал во все времена. Подростки склонные наносить друг другу травмы – все растут в разных культурных слоях и у каждого свои представления о правильном. Единственное отличие соцсетей в том, что распознать обман почти невозможно. Этим, увы, многие пользуются, выманивая деньги, нанося психологические травмы и т.д.


Как уберечь подростка?

  • объяснить, как общаться в сетях: только с теми, кого знает и в ком уверен;

  • рассказать о правилах переписки. Можно в качестве примера показать свои электронные письма;

  • рассказать, что склонять его к чему-то никто не может. Хочет играть – играет, хочет – обсуждать – обсуждает, если нет желания – говорить твердое «нет».

Важно понимать, что сегодня в силу своего подросткового возраста ребенок тратит приличное количество времени в сети, но через пару лет, в период полового созревания, ему понадобится совсем другая коммуникация. Он точно также, как когда-то родители, будет встречаться с друзьями, ходить в кино и посещать интересные места. И таким образом отыгрывать все роли внутри своего возраста.


Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.