Поиск

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ...

25/02/2015
АДАЕВА Ольга
922

лошадка

 

Добрая сила потешки

Потешка — древнее название игрушки. Упоминание о первых русских потешках относится к X в. Уже тогда, по свидетельствам летописей, существовали волчки, игрушечная посуда и оружие, глиняные глазурованные яйца — «писанки». Впрочем, в те времена игрушки еще сохраняли тесную связь со своей прародительницей — дохристианской мелкой пластикой, бывшей ритуальным предметом языческих культов. Так, глиняные свистульки, например, соотносились с магическим действием священного животного — свистом, отгоняющим злые силы и привлекающим добрые.

Но с годами магические свойства игрушек забылись и они обрели свою основную функцию — тешить детей. Немудреные, делавшиеся по старинке потешки привлекали к себе всех: от деревенских ребятишек до царственных особ.

Сохранилась даже запись в книге расходов Екатерины I от 26 декабря 1721 года: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне: три коровы,  два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баули, — за все заплачено четыре рубля девять алтын две деньги».

Однако в XVII—XVIII вв. ситуация изменилась. В Россию стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии, а стародавняя потешка стала истинно народной. Тут-то и развернулась добрая русская душа! Оживали в руках мастеров дерево и солома, береста и глина, воск и мох и превращались в многоликих кукол, лошадок, птиц, зверей. Игрушки делались даже из сахара, шоколада и теста. Так, в российских деревнях к весне пекли «жаворонков», которых детвора кидала в небо, «заклиная» весну. А каковы были пряники! Известно, что на знаменитых нижегородских ярмарках продавалось по 4 тысячи 200 пудов тульских пряников за ярмарку.

В разных местах бытовали различные потешки. Так, в районе Хлуднева делались солопелки (свистульки, подражающие пению соловья) и грематушки (полые глиняные цилиндры с шариками внутри). Но нигде игрушка не существовала сама по себе, повсеместно она была частью физического и нравственного воспитания маленького человека. Тесно связанная с фольклором, игрушка была олицетворением явлений, описанных в колыбельных и бытовых песенках, прибаутках, сказках, в народном историческом эпосе.

С самого рождения ребенка окружали «нужные» игрушки: трещотки, хлопушки, шумные яркие подвески над колыбелью привлекали его внимание; напольные каталки и каталки на палочках помогали малышу делать первые шаги. Когда ребенок набирал силу, ему давали каталку на веревочке (например, конька на колесах), чтобы он почувствовал свою значимость. В два года кроха уже имела игрушки для бросания и стрельбы, волчки и кубари для развития технических способностей, рожки, свирели и дудки для изучения народной музыки. Кроме того, обязательными считались «трудовые» игрушки: сохи, бороны, тележки, сызмальства приучавшие детей к нелегкому крестьянскому труду. Кстати, такие игрушки никогда не имели яркой росписи. А с пяти-шести лет ребятишки делали свои игрушки сами, используя лоскутки, черепки, бусинки и т.д. Об этом писал Л.Н.Толстой в своей «Азбуке»: «У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была ее кукла».

Интересно, что примитивная деревянная кукла-болванчик или соломенная стригушка давали больший простор детской фантазии, чем разряженные куклы, с которыми и делать-то было нечего. Народная игрушка не была созерцательной, она побуждала ребенка к активному действию, требовала от него труда и творчества. К примеру, каталка на палочке была сконструирована так, что при движении «оживал» четкий цветовой узор, строго соотнесенный со звуковым ритмом.

Другими словами, играющий ребенок не только познавал окружающий мир, но и вносил свой вклад в его обустройство. Близкие и понятные, почти  живые игрушки приучали к добру, несли радость, напоминали о красоте. Поэтому и стали они со временем произведениями искусства. Нет сомнений в том, что нужны такие игрушки: незаменимы они для украшения интерьера детской, развития цветного вкуса ребенка, в качестве моделей для рисования и лепки.

 

Сколько зайцев нужно Маше?

Правда, в наше время какой-нибудь радиоуправляемый межпланетный корабль — реальность для ребенка, а русская народная игрушка — почти экзотика. Это закономерно: мир не стоит на месте. Но иногда кажется, что мы перестарались. Недавно я зашла в один из отделов игрушки Центрального «Детского мира» и поразилась: на полке в ряд были расставлены уродливые пучеглазые существа с зелеными волосами. Оказалось, что они называются «гоблины» и предназначены для игр маленьких детей. И таких примеров, к сожалению, множество. А стоит ли говорить о том, что родовую принадлежность мягких игрушек сейчас определить практически невозможно? Купишь собачку, а потом вся семья спорит: кто это — мишка, зайчик, слоник?

Впрочем, все не так плохо. Магазины буквально завалены различными игрушками, в том числе красивыми и качественными, и задача родителей — сделать правильный выбор. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. А вот направление поисков давайте попробуем определить вместе. Вопросам выбора игрушек посвящено много современной литературы для родителей, а я позволю себе воспользоваться некоторыми данными из книги Сабины Швабентан и Вивиан Вайгерт «Мать и дитя». С их помощью составим «классический» набор необходимых для малыша игрушек (не забывая, однако, что их не может быть слишком много или хотя бы достаточно: ребенок будет просить все новые и новые).

Первые шесть месяцев. Малышу нужны различные мобиле (металлические, бумажные, деревянные, кожаные полосы, колышущиеся в воздухе), погремушки и кольца для хватания, а также следующие предметы для рассматривания: перья, воздушные шарики, яркие цветы из бумаги, елочные украшения, разноцветные пасхальные яйца — и для ощупывания руками: шапка с кисточкой, легкая разноцветная кухонная утварь, пустые стаканчики, матерчатый мяч, мягкие мешочки из ткани (шелк, бархат и т.д.), набитые ватой.

Вторые шесть месяцев. Ребенок будет предпочитать большие деревянные или пластмассовые кубики, стаканчики, которые можно вставлять один в другой, ведерки и лопатки для песочницы, маленькие легкие пластмассовые игрушки, изображающие зверушек, каталки на веревочке, первые книжки с картинками. Позаботьтесь о предметах с различным весом: пластиковых бутылочках, маленьких и больших губках и подушечках, деревянных шарах и коробочках.

На втором году жизни. Дети справляются с простым конструктором, любыми пирамидами и кубиками, «управляют» своим автомобильным парком или телефонной сетью, играют с коробочками.

На третьем году жизни. Ребенку нужны формочки, сита, воронки и бутылочки для экспериментирования, краски, карандаши и пластилин для рисования и лепки, а также различные конструкторы и головоломки. Не забудьте о мягких игрушках, лошади-качалке, веревочной лестнице, автомобильчике с «ножным приводом», а главное — о трехколесном велосипеде. Понадобятся музыкальные инструменты, например барабан, ксилофон, флейта, треугольник. А в конце третьего года порадуйте своих детей кукольным домом или игрушечным магазином.

- Игрушки не должны содержать вредных для организма ребенка веществ: тяжелых металлов, лака, свинца, хрома и т.д. Следите за игрой малышей с карандашами и красками.

- Проверьте, нет ли в игрушках вашего младенца мелких деталей, которые он может нечаянно проглотить.

- Надежно укрепляйте мобиле (не стоит пользоваться спиральными пружинами: ребенок может прищемить палец).

- Опасны предметы легко ломающиеся, имеющие острые края, чрезмерно тяжелые.

- Желательно, чтобы книжки ребенка были покрыты полиэтиленовой пленкой — так их удобнее мыть.

- Чтобы воздушный шарик вашего малыша служил подольше, не надувайте его слишком сильно.

- Ножницы 2—3-летнего ребенка должны быть с закругленными концами.

 

Игрушка — хорошо, игра — лучше

Советская педагогическая теория делит игрушки на образные, дидактические, технические, театральные, музыкальные, спортивные, игрушки-забавы. Хорошо, если у вашего ребенка есть игрушки всех групп. Это могут быть народные игрушки, магазинные или сделанные своими руками. Но для развития малыша этого недостаточно. С ним нужно постоянно заниматься, раскрывая и поддерживая его способности, и делать это желательно по определенной методике. Вы можете разработать систему занятий сами (правда, это отнимает много времени и не всегда эффективно — я пробовала), прочесть соответствующую литературу или обратиться к специалисту. Мы в свою очередь предлагаем вам несколько полезных советов из методики логопеда, педагога-дефектолога по раннему возрасту Т.А.Кулеевой. «Я наблюдаю детей с шестимесячного возраста, — рассказывает Тамара Александровна, — и убеждена, что в ребенке многое заложено природой, надо только помочь ему сделать первые шаги. В этом смысле период от 0 до 3 лет — важнейший этап в развитии малыша. Напрасно некоторые родители думают, что упущенное в первые годы жизни наверстается потом, — этого не произойдет. В годик, два, три ребенок настолько открыт внешнему миру, что как губка впитывает все идущее извне. Задача родителей в этот период — дать малышу как можно больше положительных эмоций и полезных знаний».

Первое, что надо развивать у ребенка (примерно с шести месяцев), — зрение, слух, осязание. Для этого подходят небольшие по размеру яркие и красочные игрушки. Основное упражнение: поводите игрушкой перед личиком ребенка справа налево (или наоборот), вверх-вниз, по кругу. Слух ребенка будет совершенствоваться, если малыша будут окружать различные звуки. Приготовьте специальный мешочек с разными по звучанию игрушками: от тихой, ласковой погремушки до пищащего резинового зайца. Подходят также и пластмассовые звучащие кубики, а вот многозвучные игрушки до года совершенно не нужны. Чтобы развивать осязание, подберите ребенку маленькие игрушки, удобные для захвата (те, которые легко помещаются в детских ручонках). Они обязательно должны быть различной фактуры, чтобы в кору головного мозга ребенка поступали дифференцированные импульсы. Выполните с малышом такое упражнение: дайте ему один предмет, помогите переложить его из руки в руку, покрутить. Кстати, уже сейчас имеет смысл разделить игрушки для свободной игры (пластмасса, резина) и для занятий (дерево, игрушки с красителями).

С девяти месяцев ребенок уже решает простейшие умственные задачи, и тут лучшие помощники — матрешки, пирамидки и кубики. Шаг за шагом надо учить малыша сопоставлять предметы по размеру, цвету, форме, величине и количеству, отличать один предмет от другого. В этом возрасте ребенок должен собирать и разбирать пирамидку (можно с кольцами одинакового размера), нагромождать и приставлять кубики, открывать и закрывать матрешку. Можете рассчитывать и на то, что малыш сыграет с вами в ладушки.

Около одного года жизни ребенок начинает совершать отдельные игровые действия. Иными словами, он может воспроизвести то, что происходит вокруг него и с ним самим: укладывать куклу спать («бай-бай»), ходить с ней гулять («топ-топ»), кормить лялю («ам-ам»), сажать куклу на горшок («пи-пи»). Основные игры должны включать именно эти действия. Но не стоит забывать и о конструктивных играх (те же кубики), и об играх с резиновыми игрушками. Дети уже начинают перешифровывать речь на слух, появляется связь слова и предмета. Центральное упражнение: поставьте перед ребенком 3—4 игрушки и попросите его показать вам зайку, киску или петушка (говорите нараспев — так малышу понятнее!). Формула игр этого периода — «послушать и дать». Надо также иметь несколько одинаковых игрушек разной величины, чтобы ребенок мог сопоставить, к примеру, большую собачку и маленькую и т.д.

Примерно в полтора года можно переходить от объемного изображения (игрушка) к плоскостному (книга). Ребенок должен сначала узнать предмет, потом показать его на картинке. Для начала хорошо подходят такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Три медведя». Однако не следует забывать и об играх на зрительное различение цвета. Простая рекомендация: возьмите большие пластмассовые кубики и разрежьте их пополам — получатся прекрасные коробочки. Попросите ребенка вложить красный шарик, например, в красную коробочку, желтый кружочек — в желтую, и т.д. Купите своему малышу игрушки самых разных форм.

В двух-трехлетнем возрасте дети уже играют в различные сюжетные игры: в парикмахерскую (ножницы, расческа), в кухню (посуда, коробки) и др. Здесь важно четко определять момент начала и окончания игры, чтобы ребенок всегда получал удовольствие от завершенности своих действий.

Очевидно, что игрушки первого периода жизни малыша должны быть простыми, понятными и похожими на реальные предметы, а главное — предполагать активное участие ребенка в игре. И очень хорошо, что сейчас мы постепенно начинаем возвращаться к старинной русской игрушке, сполна наделенной этими качествами. Нельзя забывать, что задача игрушки — сформировать у ребенка начальное представление об окружающем мире, и от того, какая она будет — добрая или агрессивная, — зависит психологическое здоровье малыша.

Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.