
Добрая сила потешки
Потешка — древнее название
игрушки. Упоминание о первых русских потешках относится к X в. Уже тогда, по
свидетельствам летописей, существовали волчки, игрушечная посуда и оружие,
глиняные глазурованные яйца — «писанки». Впрочем, в те времена игрушки еще
сохраняли тесную связь со своей прародительницей — дохристианской мелкой
пластикой, бывшей ритуальным предметом языческих культов. Так, глиняные
свистульки, например, соотносились с магическим действием священного животного
— свистом, отгоняющим злые силы и привлекающим добрые.
Но с годами магические свойства
игрушек забылись и они обрели свою основную функцию — тешить детей. Немудреные,
делавшиеся по старинке потешки привлекали к себе всех: от деревенских ребятишек
до царственных особ.
Сохранилась даже запись в книге
расходов Екатерины I от 26 декабря 1721 года: «Куплено в Москве на торгу разных
игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне: три
коровы, два коня, два оленя, четыре
барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с
солдатами, три баули, — за все заплачено четыре рубля девять алтын две деньги».
Однако в XVII—XVIII вв. ситуация
изменилась. В Россию стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии, а
стародавняя потешка стала истинно народной. Тут-то и развернулась добрая
русская душа! Оживали в руках мастеров дерево и солома, береста и глина, воск и
мох и превращались в многоликих кукол, лошадок, птиц, зверей. Игрушки делались
даже из сахара, шоколада и теста. Так, в российских деревнях к весне пекли
«жаворонков», которых детвора кидала в небо, «заклиная» весну. А каковы были
пряники! Известно, что на знаменитых нижегородских ярмарках продавалось по 4
тысячи 200 пудов тульских пряников за ярмарку.
В разных местах бытовали
различные потешки. Так, в районе Хлуднева делались солопелки (свистульки,
подражающие пению соловья) и грематушки (полые глиняные цилиндры с шариками
внутри). Но нигде игрушка не существовала сама по себе, повсеместно она была
частью физического и нравственного воспитания маленького человека. Тесно
связанная с фольклором, игрушка была олицетворением явлений, описанных в
колыбельных и бытовых песенках, прибаутках, сказках, в народном историческом
эпосе.
С самого рождения ребенка
окружали «нужные» игрушки: трещотки, хлопушки, шумные яркие подвески над
колыбелью привлекали его внимание; напольные каталки и каталки на палочках
помогали малышу делать первые шаги. Когда ребенок набирал силу, ему давали
каталку на веревочке (например, конька на колесах), чтобы он почувствовал свою
значимость. В два года кроха уже имела игрушки для бросания и стрельбы, волчки
и кубари для развития технических способностей, рожки, свирели и дудки для
изучения народной музыки. Кроме того, обязательными считались «трудовые»
игрушки: сохи, бороны, тележки, сызмальства приучавшие детей к нелегкому
крестьянскому труду. Кстати, такие игрушки никогда не имели яркой росписи. А с
пяти-шести лет ребятишки делали свои игрушки сами, используя лоскутки, черепки,
бусинки и т.д. Об этом писал Л.Н.Толстой в своей «Азбуке»: «У Груши не было
куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была ее кукла».
Интересно, что примитивная
деревянная кукла-болванчик или соломенная стригушка давали больший простор
детской фантазии, чем разряженные куклы, с которыми и делать-то было нечего.
Народная игрушка не была созерцательной, она побуждала ребенка к активному действию,
требовала от него труда и творчества. К примеру, каталка на палочке была
сконструирована так, что при движении «оживал» четкий цветовой узор, строго
соотнесенный со звуковым ритмом.
Другими словами, играющий
ребенок не только познавал окружающий мир, но и вносил свой вклад в его
обустройство. Близкие и понятные, почти
живые игрушки приучали к добру, несли радость, напоминали о красоте.
Поэтому и стали они со временем произведениями искусства. Нет сомнений в том,
что нужны такие игрушки: незаменимы они для украшения интерьера детской,
развития цветного вкуса ребенка, в качестве моделей для рисования и лепки.
Сколько зайцев нужно Маше?
Правда, в наше время
какой-нибудь радиоуправляемый межпланетный корабль — реальность для ребенка, а
русская народная игрушка — почти экзотика. Это закономерно: мир не стоит на
месте. Но иногда кажется, что мы перестарались. Недавно я зашла в один из
отделов игрушки Центрального «Детского мира» и поразилась: на полке в ряд были
расставлены уродливые пучеглазые существа с зелеными волосами. Оказалось, что
они называются «гоблины» и предназначены для игр маленьких детей. И таких
примеров, к сожалению, множество. А стоит ли говорить о том, что родовую
принадлежность мягких игрушек сейчас определить практически невозможно? Купишь
собачку, а потом вся семья спорит: кто это — мишка, зайчик, слоник?
Впрочем, все не так плохо.
Магазины буквально завалены различными игрушками, в том числе красивыми и
качественными, и задача родителей — сделать правильный выбор. Как говорится, кто
ищет, тот всегда найдет. А вот направление поисков давайте попробуем определить
вместе. Вопросам выбора игрушек посвящено много современной литературы для
родителей, а я позволю себе воспользоваться некоторыми данными из книги Сабины
Швабентан и Вивиан Вайгерт «Мать и дитя». С их помощью составим «классический»
набор необходимых для малыша игрушек (не забывая, однако, что их не может быть
слишком много или хотя бы достаточно: ребенок будет просить все новые и новые).
Первые шесть месяцев. Малышу
нужны различные мобиле (металлические, бумажные, деревянные, кожаные полосы,
колышущиеся в воздухе), погремушки и кольца для хватания, а также следующие
предметы для рассматривания: перья, воздушные шарики, яркие цветы из бумаги,
елочные украшения, разноцветные пасхальные яйца — и для ощупывания руками:
шапка с кисточкой, легкая разноцветная кухонная утварь, пустые стаканчики,
матерчатый мяч, мягкие мешочки из ткани (шелк, бархат и т.д.), набитые ватой.
Вторые шесть месяцев. Ребенок
будет предпочитать большие деревянные или пластмассовые кубики, стаканчики,
которые можно вставлять один в другой, ведерки и лопатки для песочницы,
маленькие легкие пластмассовые игрушки, изображающие зверушек, каталки на
веревочке, первые книжки с картинками. Позаботьтесь о предметах с различным
весом: пластиковых бутылочках, маленьких и больших губках и подушечках,
деревянных шарах и коробочках.
На втором году жизни. Дети
справляются с простым конструктором, любыми пирамидами и кубиками, «управляют»
своим автомобильным парком или телефонной сетью, играют с коробочками.
На третьем году жизни. Ребенку
нужны формочки, сита, воронки и бутылочки для экспериментирования, краски,
карандаши и пластилин для рисования и лепки, а также различные конструкторы и
головоломки. Не забудьте о мягких игрушках, лошади-качалке, веревочной
лестнице, автомобильчике с «ножным приводом», а главное — о трехколесном
велосипеде. Понадобятся музыкальные инструменты, например барабан, ксилофон,
флейта, треугольник. А в конце третьего года порадуйте своих детей кукольным
домом или игрушечным магазином.
- Игрушки не должны содержать
вредных для организма ребенка веществ: тяжелых металлов, лака, свинца, хрома и
т.д. Следите за игрой малышей с карандашами и красками.
- Проверьте, нет ли в игрушках
вашего младенца мелких деталей, которые он может нечаянно проглотить.
- Надежно укрепляйте мобиле (не
стоит пользоваться спиральными пружинами: ребенок может прищемить палец).
- Опасны предметы легко
ломающиеся, имеющие острые края, чрезмерно тяжелые.
- Желательно, чтобы книжки ребенка
были покрыты полиэтиленовой пленкой — так их удобнее мыть.
- Чтобы воздушный шарик вашего
малыша служил подольше, не надувайте его слишком сильно.
- Ножницы 2—3-летнего ребенка
должны быть с закругленными концами.
Игрушка — хорошо, игра — лучше
Советская педагогическая теория
делит игрушки на образные, дидактические, технические, театральные,
музыкальные, спортивные, игрушки-забавы. Хорошо, если у вашего ребенка есть
игрушки всех групп. Это могут быть народные игрушки, магазинные или сделанные своими
руками. Но для развития малыша этого недостаточно. С ним нужно постоянно
заниматься, раскрывая и поддерживая его способности, и делать это желательно по
определенной методике. Вы можете разработать систему занятий сами (правда, это
отнимает много времени и не всегда эффективно — я пробовала), прочесть
соответствующую литературу или обратиться к специалисту. Мы в свою очередь
предлагаем вам несколько полезных советов из методики логопеда,
педагога-дефектолога по раннему возрасту Т.А.Кулеевой. «Я наблюдаю детей с
шестимесячного возраста, — рассказывает Тамара Александровна, — и убеждена, что
в ребенке многое заложено природой, надо только помочь ему сделать первые шаги.
В этом смысле период от 0 до 3 лет — важнейший этап в развитии малыша. Напрасно
некоторые родители думают, что упущенное в первые годы жизни наверстается
потом, — этого не произойдет. В годик, два, три ребенок настолько открыт
внешнему миру, что как губка впитывает все идущее извне. Задача родителей в
этот период — дать малышу как можно больше положительных эмоций и полезных
знаний».
Первое, что надо развивать у
ребенка (примерно с шести месяцев), — зрение, слух, осязание. Для этого
подходят небольшие по размеру яркие и красочные игрушки. Основное упражнение:
поводите игрушкой перед личиком ребенка справа налево (или наоборот),
вверх-вниз, по кругу. Слух ребенка будет совершенствоваться, если малыша будут
окружать различные звуки. Приготовьте специальный мешочек с разными по звучанию
игрушками: от тихой, ласковой погремушки до пищащего резинового зайца. Подходят
также и пластмассовые звучащие кубики, а вот многозвучные игрушки до года
совершенно не нужны. Чтобы развивать осязание, подберите ребенку маленькие
игрушки, удобные для захвата (те, которые легко помещаются в детских ручонках).
Они обязательно должны быть различной фактуры, чтобы в кору головного мозга
ребенка поступали дифференцированные импульсы. Выполните с малышом такое
упражнение: дайте ему один предмет, помогите переложить его из руки в руку,
покрутить. Кстати, уже сейчас имеет смысл разделить игрушки для свободной игры
(пластмасса, резина) и для занятий (дерево, игрушки с красителями).
С девяти месяцев ребенок уже
решает простейшие умственные задачи, и тут лучшие помощники — матрешки,
пирамидки и кубики. Шаг за шагом надо учить малыша сопоставлять предметы по
размеру, цвету, форме, величине и количеству, отличать один предмет от другого.
В этом возрасте ребенок должен собирать и разбирать пирамидку (можно с кольцами
одинакового размера), нагромождать и приставлять кубики, открывать и закрывать
матрешку. Можете рассчитывать и на то, что малыш сыграет с вами в ладушки.
Около одного года жизни ребенок
начинает совершать отдельные игровые действия. Иными словами, он может
воспроизвести то, что происходит вокруг него и с ним самим: укладывать куклу
спать («бай-бай»), ходить с ней гулять («топ-топ»), кормить лялю («ам-ам»),
сажать куклу на горшок («пи-пи»). Основные игры должны включать именно эти
действия. Но не стоит забывать и о конструктивных играх (те же кубики), и об
играх с резиновыми игрушками. Дети уже начинают перешифровывать речь на слух,
появляется связь слова и предмета. Центральное упражнение: поставьте перед
ребенком 3—4 игрушки и попросите его показать вам зайку, киску или петушка
(говорите нараспев — так малышу понятнее!). Формула игр этого периода —
«послушать и дать». Надо также иметь несколько одинаковых игрушек разной
величины, чтобы ребенок мог сопоставить, к примеру, большую собачку и маленькую
и т.д.
Примерно в полтора года можно
переходить от объемного изображения (игрушка) к плоскостному (книга). Ребенок
должен сначала узнать предмет, потом показать его на картинке. Для начала
хорошо подходят такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Три медведя». Однако не
следует забывать и об играх на зрительное различение цвета. Простая
рекомендация: возьмите большие пластмассовые кубики и разрежьте их пополам —
получатся прекрасные коробочки. Попросите ребенка вложить красный шарик,
например, в красную коробочку, желтый кружочек — в желтую, и т.д. Купите своему
малышу игрушки самых разных форм.
В двух-трехлетнем возрасте дети
уже играют в различные сюжетные игры: в парикмахерскую (ножницы, расческа), в
кухню (посуда, коробки) и др. Здесь важно четко определять момент начала и
окончания игры, чтобы ребенок всегда получал удовольствие от завершенности
своих действий.
Очевидно, что игрушки первого
периода жизни малыша должны быть простыми, понятными и похожими на реальные
предметы, а главное — предполагать активное участие ребенка в игре. И очень
хорошо, что сейчас мы постепенно начинаем возвращаться к старинной русской
игрушке, сполна наделенной этими качествами. Нельзя забывать, что задача
игрушки — сформировать у ребенка начальное представление об окружающем мире, и
от того, какая она будет — добрая или агрессивная, — зависит психологическое
здоровье малыша.