Поиск

Ретинопатия недоношенных

07/10/2008
637

        Младенцы не рождаются с РН. Они рождаются с недоразвитой сетчаткой, т. е. незаконченным развитием ее кровоснабжения.         
        Не у всех недоношенных новорожденных развивается РН, и у большинства прекращает прогрессировать на ранних стадиях без лечения. Для тех детей, у которых РН развивается дальше, лечение необходимо. Заболевание поражает обычно оба глаза, но на одном может быть выражено в большей степени. Реже РН поражает один глаз.
        У новорожденных менее 1000 гр и родившихся преждевременно риск возникновения РН очень высок. Неонатологи, достигли большого успеха в спасении недоношенных детей, которые еще недавно не выживали из-за недоразвития легких. В результате увеличения показателей выживаемости недоношенных возросло и число новорожденных с риском развития РН.
        
        Как уже говорилось, раньше рост кровоснабжения сетчатки начинается с 16-й недели беременности и продолжается еще некоторое время после рождения ребенка.
        Если бы кровоснабжение сетчатки у недоношенных новорожденных развивалось, как если они еще находятся в полости матки, у младенцев не возникало бы ретинопатии.
        В 1980 г экспертами из разных стран мира была разработана международная классификация РН. Различают заболевание по локализации в отношении глазного нерва, по распространенности поражения и по стадиям заболевания.
        
        Окружность глаза можно разделить, как циферблат, — на 24 часа. Распространенность РН определяется по количеству пораженных «часов». Ретинопатия недоношенных прогрессирующее заболевание. Начинается медленно, обычно на 4-10-й неделе жизни и может прогрессировать быстро или медленно от 1-й до 5-й стадии. Или остановиться на любой из них, или даже регрессировать и исчезнуть без следа.
        Младенцы с 5-й стадией РН полностью утрачивают зрение на пораженном глазу.
        Исследование на РН обычно начинают проводить в возрасте от 4 до 6 недель. Офтальмологи используют метод прямой офтальмоскопии, позволяющий заглянуть сквозь хрусталик в глубину глаза и обследовать сетчатку на предмет развития патологического кровообращения. При обследовании предпочтительней расширить зрачок. Также разрешается использование легких анестетиков. Обследование обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных под контролем мониторов. Далее младенца обследуют каждые 2 недели.
        
        Метод лечения
        При уже сформировавшемся нормальном кровообращении сетчатки младенца следует обследовать раз в 6-12 месяцев у детского офтальмолога на предмет исключения сопутствующих РН осложнений.
        В конце 1980-х годов одним из методов лечения РН, позволяющим улучшить результаты на 50% стал процесс замораживания — криотерапия. Таким образом, половина из детей (преимущественно 3-4 ст.) с РН была вылечена данной методикой. Техника криотерапии заключается в следующем: заморозка проникает в глаз и замораживает патологически развитую часть сетчатки, т. е. часть без нормального кровообращения. Патологическая сетчатка, а с ней и ненормально развитая система кровообращения исчезают и прекращается развитие рубцовой ткани. При проведении метода криотерапии есть определенный риск. Может возникнуть падение сердечной деятельности и нарушение дыхания. Поэтому во время проведения криотерапии необходим постоянный мониторинг больного. Иногда, при наличии сопутствующей легочной патологии у младенца, может потребоваться ИВЛ (искусственная вентиляция легких).
        Криотерапию проводят под местной или общей анестезией. При применении местных анестетиков, методику возможно провести непосредственно в постели, в отделении интенсивной терапии. При применении общего обезболивания, младенца необходимо транспортировать в операционную при обязательном сопровождении неонатолога. Многие специалисты склоняются к общему обезболиванию, так как процедура криотерапии болезненна. После криотерапии вокруг глаз появляются отеки, гематомы, покраснения, которые проходят в течение недели.
        
        Альтернативой криотерапии может являться лазерная терапия. Этот метод позволяет достигнуть того же эффекта при меньшем количестве побочных эффектов и сейчас занимает ведущее место в лечении РН.
        Благодаря развитию технического прогресса стало возможным применение лазера и у новорожденных детей. Прямой офтальмоскоп, используемый для выявления патологии сетчатки у новорожденных, также используется для транспорта лазерного луча к месту лечения. Лечение лазером происходит так же, как и при методе криотерапии, путем умертвления патологической ткани сетчатки вместе с ненормально развитым кровообращением и прекращением развития рубцовой ткани. Потенциальные преимущества лазера состоят в том, что:         

            
  • нет потребности в обезболивании,         
  • безболезненность,         
  • после процедуры практически отсутствует отек тканей,         
  • воздействие на сердечную и дыхательную системы минимально.         

        Раньше лазерные системы были громоздкими, нетранспортабельными. Новые портативные переносные лазеры могут подключаться к прямым офтальмоскопам, не требуют транспортировки детей. Исследования показали, что лазер так же эффективен, как криотерапия, но при этом потенциально лучше при использовании у младенцев для предотвращения отслойки сетчатки.
        При неэффективности криотерапии и лазера, при прогрессировании отслойки или переходе PH из 3-й в 4-ю и 5-ю стадии на помощь приходит хирургия.
        Хирургическая техника, именуемая склеропломбировкой, достаточно эффективна при лечении отслойки сетчатки, особенно если отслойка небольшая. При склеропломбировке с внешней стороны глаза вставляется «заплатка» в месте отслойки и подтягивание ее до тех пор, пока сетчатка не соприкоснется с местом отслойки. Исследования показали, что данная методика хороша даже на последних стадиях. Зрение, после удачной склеропломбировки улучшается значительно. При неудаче склеропломбировки или при невозможности ее проведения применяется витрэктомия. Однако витрэктомия не всегда успешна. Даже при восстановлении сетчатки только у части глаза появляется зрение, возможность различать лица.
        У большинства новорожденных с неярко выраженной клиникой (1-3-я стадии) РН регрессирует самостоятельно. Однако некоторые дети в последующем страдают от осложнений РН, которым и являются косоглазие, амблиопия, миопия, глаукома и т. д.
        Косоглазие и амблиопия (снижение остроты зрения) гораздо чаще возникают у детей с РН 1-3-й стадии. Обычно требуется пластика глазных мышц при косоглазии и плеоптики при амблиопии.
        Миопия (близорукость) может возникнуть после регресса нетяжелых форм РН. Миопия протекает тяжелее при наличии рубцовой ткани. Корректируется очками.
        Не следует забывать и о глаукоме (повышенное внутриглазное давление).
        Различные ее формы могут развиваться при регрессированных или лечебных формах РН. Течет глаукома очень болезненно и является причиной значительного снижения зрения. Иногда требуется лазерное лечение.
        И наконец, отслойка сетчатки. Она может возникнуть в подростковом возрасте как результат растягивания рубцовой ткани при интенсивном росте глазного яблока. Обычно требуется хирургическое лечение. Поэтому пациент, перенесший в периоде новорожденности РН, должен наблюдаться у детского офтальмолога и обследоваться ежегодно до 18 лет.
        


Из света в тень перелетая... Насибулова Елена

         Примерно год назад в вагонах московского метро можно было прочитать разные замысловатые мысли, стихи и высказывания мудрых людей. Я обычно устало скользила по ним взглядом, но иной раз они заставляли меня удивляться и задумываться, а иногда я «просыпалась», потому что слова полностью «захватывали» меня:
        «Я в холодный
         обнаженный сад войду.
        Весь рассыпан
         по земле его наряд,
        бирюзой сияет небо,
        А в саду ярким пламенем
         настурции горят...»

        Я почувствовала, что стою в этом самом саду и вдыхаю тишину, смешанную с прохладой, вижу тонкие и строгие деревья и самое главное — цветы...
        Именно тогда, наверное, я поняла, что никогда не смогу передать своей дочке всю красоту этих строк так, как чувствую и вижу ее, потому что моя девочка видит только свет. Моя Настенька — слепая.
        Вы конечно же знаете, что девяносто процентов информации человек получает благодаря зрению.
        Именно потому маленькие дети с глубокой его патологией начинают обычно делать все намного позже, чем их зрячие сверстники. Они позже садятся, ползают, ходят, начинают самостоятельно пить из чашки, вставать в кроватке, говорить и многое, многое другое. Им неинтересно! Но в этом нет ничего страшного. Такие малыши живут в мире солнечных бликов, странных и еще непонятных для них звуков. Не видя лиц, они чувствуют тепло и ласку родных рук, ощущают прикосновение ветра. Для них значимы мимолетные запахи и ароматы и... наши чувства.
        Незрячие детки «опаздывают» во всем, потому что совершенно лишены возможности подражать и брать пример. Родители должны им терпеливо все проговаривать, рассказывать о том, что их окружает, и стараться все давать в руки. Это будет своеобразной стимуляцией в познании мира. Опуская руки ребенка в воду, песок, тесто, краску, горох, гречку, манку, фасоль, опилки и т. д., вы расскажете ему, что вода прозрачная и голубая, она пахнет свежестью и свободой, а песок желтый и послушный, краска же ненастоящая и красивая, она может иметь любой цвет... Цвета надо просто называть и дать почувствовать их самому ребенку, пальчиками. Поверьте, способности слепых детей безграничны, надо просто дать им возможность познавать этот мир всеми существующими на земле чувствами, и у него все получится!
        Когда им в руки попадает какая-либо игрушка, они не могут ее увидеть, но могут ощутить ее и получить от этого удовольствие. Тот яркий сказочный мир, который  окружает любого другого малыша, для незрячих детей имеет совершенно другую форму, но ... они даже не догадываются об этом. Родителям таких детей нужно всегда помнить о том, что потребность их крохи в познании этого мира точно такая же, как и любого другого ребенка.
        Кроме того, очень важно дать почувствовать малышу свою значимость. Старайтесь делать за него как можно меньше. Я знаю, что намного легче одеть его самой, чем ждать, пока он, к примеру, попадет ногой в колготки. Если ваш ребенок еще и не видит, то эта процедура может занять вообще полчаса. И тем не менее надо набраться терпения и подарить ему этот шанс. Кроха должен уметь убирать за собой и кроватку, и свои разбросанные игрушки, и есть самостоятельно. Безусловно, учить всему этому незрячего малыша очень сложно. У него нет заинтересованности. Он не видит того, что лежит на тарелке, какого цвета детское постельное белье, но вы можете научить его все определять по запаху, аромату. И очень скоро он будет все делать сам, правда, немного позже, чем его ровесники.
        И помните, у вас точно такой же ребенок, как и у всех остальных людей, он отличается только тем, что видит наш с вами мир по-своему. Наши дети прекрасно ощущают пространство, чувствуют (непонятно каким образом) объемность предмета, различают цвета своими пальчиками, а на звуки голоса и запахи совершают свои первые самостоятельные «путешествия».
        Однажды я прочитала прекрасные слова: «Дети всего мира улыбаются на одном языке...» Конечно же, видеть слепого или глухого ребенка, малыша с ДЦП, аутиста или кроху с синдромом Дауна не легко, но мы должны помнить, что это прежде всего дети. И они пришли в наш мир, чтобы сделать его добрее, а нас с вами терпимее, мудрее и сильнее. Они учат нас любить, верить в будущее и жить.
         директор НОУ «Центр реабилитации незрячих детей и их родителей «Я и мама». (095) 301-24-07

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.