
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Стрессы
раннего детского возраста: болезни, разлука с мамой (малыши чрезвычайно
восприимчивы и чувствительны к отсутствию родных), прорезывание зубов, первые
посещения врачей (и в целом встреча с чужими и непривычными для ребенка людьми,
в особенности с теми, кто прикасается к нему), посещение детского сада, смена
климата и/или часового пояса (велика вероятность, что маленький ребенок будет
совсем не рад продолжительному путешествию).
СИМПТОМЫ: гиперактивность (следствие повышенной
возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до
полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые)
мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.
РЕШЕНИЯ:
- Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем
ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только
ночью, но и днем).
- Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут
дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия:
рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы
телевизор не был включен слишком часто.
- Поддерживайте у ребенка чувство безопасности –
это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический
контакт, держите за руку, обнимайте малыша, ведь ребенок должен
чувствовать, что вы рядом.
- К грядущим переменам, например, к посещению
детского сада и, тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
- Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в
обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам
– то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные
процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и
пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Стресс
в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую
дети не могут контролировать самостоятельно. А школа радикально меняет уклад
жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть в сознательном возрасте.
ПРИЧИНЫ: режим становится более жестким, появляется
много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни.
Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются
внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует
происходящее вокруг.
СИМПТОМЫ: утомляемость, ухудшение памяти, перепады
настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и
прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти,
ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли,
беспричинная раздражительность.
РЕШЕНИЯ:
- Необходимо подстроиться под школьный режим –
ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно
при повышенной утомляемости и ухудшении памяти;
- Прием душа комфортной температуры (избегать
излишне горячей воды) для улучшения качества сна;
- Правильное питание и дополнительный прием детских
витаминных комплексов (причиной чрезмерной раздражительности зачастую
бывает нехватка нужных организму веществ);
- Больше проводите времени вместе, в том числе за
играми. Игры помогают детям перенести центр своей тревоги на игровые
ситуации и снять напряжение;
- Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует
ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки;
- Регулярные физические нагрузки также помогают
снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к
стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы,
плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.
МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?
Применение лекарств допустимо только в том
случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.
«Для
описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом
растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные,
и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Хачатрян
Л.Г. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить
свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от
прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи
подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной
концентрации внимания»