Поиск

Моя вторая мама

07/10/2008
АНУФРИЕВА Алла
521

   Воспитание приемных детей – отнюдь не заслуга гуманного человечества.
        Следуя природному инстинкту, люди испокон веку, особо не рефлексируя, брали на себя заботу о чужом ребенке – подкидыше или сироте. Позже, с развитием социальных отношений, в этом естественном поступке стали усматривать более сложные мотивы.
        Детей все чаще стали брать в дом не просто так, а потому что. Потому что семья бесплодна. Или богата. Или состоит в родственных отношениях с сиротой. Так или иначе, детей всегда активно усыновляли или брали под опеку. Однако в Советском Союзе эта благая традиция была прервана на долгие годы. Главная роль отводилась общественному воспитанию детей-сирот. Коммуна, детский дом-интернат был, по сути, единственным местом существования для малышей, оставшихся без родителей. Только в середине 90-х годов, когда число социальных сирот выросло неимоверно, Российское государство признало приоритет семейных форм их устройства.

       Вот главные из них:        

        усыновление (удочерение)
        опека и попечительство
        приемная семья.
       

       Процедура усыновления в нашей стране крайне усложнена. Сегодня взять ребенка на воспитание «просто так» вообще невозможно. Необходимо иметь для этого веские основания. Сформулировать причину. Кроме того, необходимо убедительно доказать свою способность чужого ребенка вырастить. Документально подтвердить свою материальную состоятельность и моральную устойчивость, крепкое здоровье, выдержать «экзамен» придирчивых органов опеки и попечительства, а заодно и судебный процесс.
        Есть и другая проблема. До сих пор представление об усыновлении в сознании большинства имеет искаженный характер. Возьмем хотя бы тайну усыновления. Ситуация, при которой в семью попадает чужой ребенок, многим кажется настолько неестественной, неорганичной, «ненормальной», что усыновители всеми силами стараются сохранить это в секрете от ребенка и от окружающих. И это сегодня, когда есть столько возможностей жить вместе с ребенком! Биологическое рождение, кесарево сечение, донорское осеменение, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и, наконец, усыновление и опекунство. К любому из этих способов могут прибегнуть люди, желающие детей, и ни один из этих способов не является причиной, отделяющей, умаляющей одного ребенка перед остальными! Каким бы путем ребенок ни попал в семью, он – один из любимых и любящих. Один из равных. Свой.
        Приемные родители и дети гораздо больше обычных семей нуждаются в консультации профессионального психолога. Между тем никакой системы психологической поддержки и опеки таких семей у нас в стране не существует! Столкнувшись с целым клубком запутанных проблем, молодая приемная семья ни за что не пойдет в органы опеки и попечительства за советом! Потому что боятся, что там скажут: ага, плохо воспитываете, возвращайте ребенка обратно! В органах опеки работают юристы, социальные работники или бывшие педагоги, но не психологи. Есть разрозненные клубы, центры, фонды и сайты, готовые прийти на помощь приемным семьям. Один их них – благотворительный фонд «Приют детства», в числе проектов которого – «Содействие развитию семейных форм устройства детей», а также Школа и Клуб приемных родителей. Консультирует будущих приемных родителей кандидат педагогических наук Галина Сергеевна Красницкая, имеющая 10-летний опыт работы с усыновителями, а также личный опыт мамы и опекуна.
        Сегодня Галина Сергеевна в гостях у журнала «Няня».

       Принять решение
       
– Прошло уже пять выпусков в нашей Школе приемных родителей. В основном к нам приходят те, кто находится в стадии поиска ребенка, кто не принял пока окончательного решения, кто в чем-то сомневается. Мы отвечаем на самые больные их вопросы, знакомим с родителями и детьми, уже прошедшими этот путь. Ведь одно дело – представлять абстрактно, как и что будет, и совсем другое – видеть воочию, как складываются отношения в приемных семьях. Кроме того, мы пытаемся разработать гостевой режим, то есть, брать детей из домов-интернатов на каникулы, на выходные дни домой, в семьи. Несколько женщин, выпускниц нашей Школы, уже это делают. Хотя проблема не решена законодательно. Много споров на этот счет: имеем ли мы право брать ребенка на время? Он ведь привыкает к семье за время каникул, не хочет возвращаться в детский дом. Зачем же ребенка травмировать?
       

       ?А Вы как считаете?
       

        – Надо понять, чего больше в этой ситуации: плюсов или минусов? Я думаю, что плюсов больше. Ребенок хотя бы на время вырывается из привычного круга и видит настоящую жизнь семьи. Ведь выпускники интернатов вообще социально не адаптированы! Как суп приготовить – понятия не имеют! Как строится семья, как складываются отношения внутри семьи, что быт собой представляет? Благодаря гостевым визитам у них хоть немножко раздвигается кругозор. Это с одной стороны. А с другой стороны, у них в жизни появляются новые друзья, люди, к которым всегда можно обратиться даже просто за советом. Представьте себе, вы выходите из детского дома в большую жизнь. Ничего вокруг неизвестно. Куда пойти, чем заняться, с чего начать? Как правильно истратить полученное пособие? И ни одной знакомой души рядом. Это очень тяжело. Так что, я – за гостевой режим. Другое дело, что руководители интернатов относятся к чужим людям настороженно – мало ли что может случиться? Отвечает-то за ребенка директор. Здесь много нюансов предстоит еще проработать.
       

       ?С чем приходят к Вам на консультацию будущие приемные родители?
       

       – Очень много страхов у них, а страх самый первый, знаете, какой? Незнание генетики и состояния здоровья ребенка. Мы рассказываем, что большинство болезней временны, излечимы, что абсолютно здоровых детей сегодня мало даже в благополучных семьях. А что касается генетики, так мало кто из нас хорошо знает даже свои корни дальше одного-двух поколений.
        Многие боятся того, как воспримут поступок близкие люди и родственники, поддержит ли муж идею усыновления. Я считаю, что от родственников усыновление категорически нельзя скрывать. И надо приложить максимум усилий, чтобы добиться их одобрения и согласия до процедуры. В семье усыновителей может случиться всякое, понадобится помощь, и если вы поставите близких людей перед фактом только спустя время, возможны проблемы.
       

       ?Детей какого возраста и пола чаще всего хотят усыновить?
       

       – Конечно, большинство родителей стремятся взять ребенка самого раннего возраста. Чаще всего девочку. Во-первых, подавляющее большинство усыновителей – это женщины, им с девочками как-то проще обходиться. А во-вторых, считается, что девочки ласковее и физиологически ближе к матери, они будут ей во всем помогать, даже проживая отдельно.
       

       ?Бездетность и одиночество – это основные мотивы усыновления?
       

       – Я не могу сказать, что бесплодные пары усыновляют детей чаще, чем семьи, уже имеющие своих детей. Их примерно поровну. Очень много усыновителей зрелого возраста, уже вырастивших своих детей. Это эффект опустевшего гнезда: силы еще есть, и опыт, и материальные возможности, а позаботиться не о ком. Есть и еще одна категория приемных родителей – у кого в силу разных обстоятельств погиб или умер родной ребенок.
       

       ?Что могут узнать будущие родители о здоровье ребенка?
       
– Тем, кого беспокоит эта проблема, я советую провести дополнительное медицинское обследование ребенка за свой счет до того, как вы примете окончательное решение (закон не запрещает этого делать). Кроме того, родители должны знать, что не все пороки развития и тем более хронические заболевания, наследуемые от родителей, можно выявить в раннем возрасте.

       Начало новой жизни
       

        ?Первые дни и недели после усыновления. Что способно выбить почву из-под ног?
       

        – Знаете, даже самые подготовленные родители живут иллюзиями, что в доме у них появится куколка. Посадишь – будет сидеть, поставишь – будет стоять, все, что скажешь – сделает. Вторая иллюзия: ожидание постоянной благодарности и непреходящей радости со стороны ребенка. Ну как же, ведь я так много делаю для него! А ребенок-то – живой человек! Он сначала затихает, присматривается, а потом разворачивается на полную катушку и выдает весь свой прошлый жизненный опыт. Начинает проявлять характер, сопротивляться, бунтовать... Даже грудничок меняется в это время! Вы знаете, маленькие дети очень сильно чувствуют перемены: они могут не спать, плакать всю ночь накануне усыновления. Утром его начинают переодевать – из казенной одежды в домашнюю. Может быть, в первый раз памперсы ему надевают. Он же испытывает совершенно новые тактильные ощущения! В новом доме все другое – запахи, температура, влажность, чужие голоса... И он на все это начинает реагировать: могут появиться и насморк, и сыпь, и диспепсия, и температура! Родители должны быть к этому готовы.
       

       ?Как вести себя с ребенком в первые дни, когда хочется выплеснуть всю накопившуюся любовь и нежность?
       

       – Это, наверное, следует делать с большой осторожностью и не сразу, потому что заласканный ребенок быстро сядет вам на голову. Лучше всего в первые же дни определить границы дозволенного и выбрать верный тон. Спокойный и доверительный. Нельзя сразу вываливать на ребенка как всю свою любовь, так и все свои требования. Это надо делать постепенно.
       

        ?Какие вопросы приемные родители задают чаще всего?
       

       – Первый вопрос связан с питанием. Родители бывают поражены: ребенок первое время никак не может наесться. Он легко проглатывает взрослую порцию и просит еще. Почему? Думаете, потому что в детском доме или доме малютки плохо кормят? Отнюдь. Проблема в материнской депривации. Депривация – это дефицит, нехватка чего-либо. Когда у ребенка не восполняется дефицит материнского тепла, заботы, он подсознательно ищет замену и находит ее, например, в еде. Я как-то наблюдала в доме ребенка: буквально все дети, как один, ели жадно, торопливо, с огромным аппетитом. А порции были такими, что и взрослому не под силу съесть. Оказавшись в приемной семье, ребенок по инерции продолжает есть также. И только насытившись эмоциями, материнским вниманием, лаской, он постепенно наедается. Но для этого должно пройти время. (Кстати, с депривацией связан и другой момент: «казенные» дети практически не умеют улыбаться, смеяться, а лица их часто напоминают маски.)
        Предпочтения в еде также бывают очень специфическими. Дети едят только то, к чему привыкли – макароны, котлеты, сосиски, компот и отказываются от того, чем их никогда не кормили.
        Проблема вторая. Поведение ребенка в первое время может быть очень странным: многие раскачиваются на стуле, сосут пальцы, не хотят играть. Дело в том, что дети-«отказники» с первых дней жизни предоставлены сами себе, с ними никто не занимается, не учит играть. Чем он может себя развлечь? Вот и привыкает сидеть на одном месте, качая головой из стороны в сторону.
        У большинства детдомовских детей есть энурез и другие невротические явления.
       

       ?Когда в семью входят взрослые дети, они чаще всего знают, что родители не родные, а как быть с ребенком, который растет в доме с пеленок?
       

       – Я придерживаюсь такой позиции, что ребенок должен знать свою историю, свои корни и, по возможности, своих биологических родителей. Хотя, надо признаться, не всех родителей удается переубедить. Бывают самые разные ситуации. Например, у одной женщины свекровь была категорически против усыновления. Если бы она призналась, что ребенок не родной, свекровь бы ее просто со свету сжила. И ей приходилось скрывать. Но есть мудрая поговорка «шила в мешке не утаишь». Самыми неожиданными, окольными путями ребенок или родственник все равно об этом узнает. И необязательно от посторонних людей. Тот же родитель в запале ссоры, в страшном гневе может выкрикнуть: «Ты мне не родной!» И потом, я не представляю, как можно жить долгие годы с тяжелым грузом страшной тайны? Жить и все время бояться: а вдруг ребенок узнает? Ложь неимоверно усложняет отношения в семье! Желая сохранить свою тайну, многие по-настоящему ломают свою жизнь – меняют работу, место жительства, все свое окружение, чтобы никто ничего не знал. Зачем? Ведь если ребенок с самого начала растет с этим знанием, он воспринимает все естественно. Когда об этом сказать? Только тогда, когда ребенок сам заинтересуется этой проблемой и начнет спрашивать: «Откуда я взялся?» В первое время рассказ об усыновлении должен быть коротким, простым и тактичным. Например, «Ты живешь с нами, потому что твоя первая мама не могла заботиться о маленьком ребенке». Или: «Мы забрали тебя из детского дома, когда тебе было 2 года. Мы приехали за тобой на машине». Чем подробнее ребенок расспрашивает – тем подробнее надо на его вопросы отвечать, но никак не наоборот. Не навязывайте ему раньше времени много информации!
        После 6 лет дети немного начинают понимать разницу между рождением и усыновлением. Они начинают интересоваться, «почему настоящая семья не могла оставить их у себя», и их удовлетворяет такое, например, объяснение: «у них не было достаточно денег (проблемы со здоровьем и др.), чтобы воспитывать тебя в то время». Если вы читаете школьнику книжку об усыновленном ребенке или смотрите фильм о сироте (например, мультфильм «Мама для мамонтенка», сказку «Серебряное копытце», романы Г. Мало «Без семьи» и Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста»), можете подчеркнуть, что подобная ситуация не уникальна, а вполне распространена в жизни.
        К возрасту 8—10 лет дети уже знают разницу между рождением и усыновлением и задаются иногда таким вопросом: а можно ли все вернуть так, как было? Например, если мама была слишком молода и не могла хорошо заботиться о ребенке, может ли она это сделать сейчас, когда мы оба повзрослели? Может ли она прийти и забрать меня? В возрасте 8—10 лет ребенок нуждается в заверении, что «кровная мама», может быть, и стала лучше сейчас, но «твоя настоящая семья здесь, и ты останешься жить у нас навсегда. Если у человека забирают ребенка, то это значит, что он не может никого воспитывать, а не только тебя».
       

        ? Наверно, самый сложный период – подростковый?
       
– Многие подростки просят показать фотографии, так как хотят знать, на кого они похожи и как выглядели их родственники. Подросткам нужно иметь настолько четкое представление об их родной семье, насколько это возможно. Стоит написать в организацию, занимавшуюся усыновлением, и попросить ее предоставить максимальное количество информации о кровных родственниках ребенка. Не имея достоверной информации, подросток может идеализировать или неправильно оценивать кровных родителей.
        О некоторых причинах усыновления (кровосмешение, изнасилование) бывает трудно рассказать. «Правильное время» зависит от способности молодого человека адекватно воспринять эту информацию и от умения взрослого открыто изложить факты. Факты следует излагать точно. Ребенку нужно предложить свою помощь в поисках сведений и позволить молодому человеку самому пережить потери. И главное, усыновителям нужно верить в себя как в успешных родителей.
       

       ?Еще одна проблема – появление приемного ребенка в семье, где уже есть дети.
       

       – Мне кажется, что не следует усыновлять ребенка, если вы преследуете только одну цель: составить компанию своему родному ребенку, найти ему товарища для игр. Эта ситуация чревата быстрым охлаждением к новенькому, и не только со стороны родителей, но и со стороны кровного ребенка, который может воспринять названого брата (или сестру) как игрушку для развлечения. Увидев в нем соперника, конкурента, ваш ребенок потребует «отвести его обратно». На чью сторону, скорее всего, встанут родители, если начнутся ссоры, драки? Я не знаю. Даже если вы не преследуете эгоистических целей, своего родного ребенка надо всесторонне подготовить к появлению братика или сестры. Наконец, надо быть уверенными в том, что ваш ребенок действительно этого хочет. Спросите его, готов ли он делиться игрушками, вещами, маминым вниманием с другим ребенком? Готов ли он подчиняться (если приемный ребенок старше его) или вместе с вами заботиться о маленьком, оказывать ему покровительство? На все эти вопросы необходимо ответить заранее.
       

       ?Правда ли, что у многих бесплодных пар после усыновления неожиданно рождается собственный ребенок?
       

       – Действительно, я знаю много таких примеров. Думаю, что большую роль играет психологический момент: когда женщина долго пытается забеременеть и не может, она сильно встревожена, ее беспокоит, мучает эта проблема. Усыновив ребенка, супруги успокаиваются, получая то, чего так долго ждали. Спадает напряжение и организм начинает нормально функционировать. В моей практике было два случая, когда супруги, став биологическими родителями, отказывались от усыновленного ранее ребенка. Все остальные родители даже не думают об этом. Они убеждены: родного ребенка им Бог послал за то благое дело, которое они совершили. И ценят приемного ребенка еще больше, чем прежде.

        

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.