Поиск

Ударим велопробегом!..

07/10/2008
ЧУЛОВА Мария
575

Помню, была я маленькой. И соседка моя, Юлька, тоже. А у нее был большой папа. И ездил он на огр-о-омном велосипеде. И возил на нем маленькую Юльку. На специальном сиденьице, привернутом спереди к раме. Легко подсаживал дочку, лихо вскакивал в седло сам и катил... А Юлька восседала, как королева на троне, и смотрела на нас на всех, безвелосипедных, с чувством превосходства и толикой сочувствия: «Да, вот такой у меня папа. И вот такой велосипед! Ну ничего, ничего...»
       Ага, еще как «чего»! Я даже мечтать не могла, что мы с моим папой вот так же, вместе, на большом велосипеде, и чтоб все смотрели вслед... Мои родители считали, что все это чушь и блажь, к тому же небезопасная. И что «времени на эту ерунду нет», а надо зарабатывать деньги, готовить обед, убирать квартиру...
       Зато я подросла и самостоятельно «приручила» свой старенький «Орленок». И тогда уже решила: вот стану большой, заведу ребенка и буду его возить на велосипеде хоть целыми днями. И все будут счастливы!
       Так и случилось: стала «большой», «завела» ребенка, сохранила романтическую натуру и любовь к активному образу жизни. И, когда надоело по сотому разу «объезжать» с коляской изрядно загазованный автомобильными выбросами маршрут вокруг ближайшего квартала, решила, что пора бы исполнить свой детский обет, обзавестись двухколесным «другом». Можно будет и от дома подальше отъехать, в парк, к реке, в ближайший лес, взять велосипед на дачу и рассекать просторы там. И малышка будет довольна: велосипедная прогулка – это же целое приключение!
       Но не все так просто оказалось. Встал вопрос выбора: вон их сколько, велосипедов-то! Поди разберись, какой лучше. И о безопасности подумать надо. Права была мама отчасти: на приваренном к раме сиденьице ребенка далеко не увезешь, тем более если ему и двух лет от роду нет. Пришлось собраться с духом и отправиться в вояж по спортивным магазинам. Оказалось, выбрать «семейный» велосипед целая наука.
       Для начала надо понять одно: внешность – не главное. Для велосипеда в том числе. Важно определиться, для чего он вам нужен, и от этого «плясать».
      

    Итак, велосипеды бывают:
      

    Городские. Практичные велики для сравнительно небольших передвижений по городу, катания в парке. От трех до семи передач. Как правило, ножные тормоза. Что приятно, практически не требует ухода: все механизмы «спрятаны» внутрь.
      

    Дорожные. Самый распространенный «вид». С большими колесами (чтобы пореже крутить педали), багажником, одной передачей и ножными тормозами. Эдакая выносливая, неприхотливая лошаденка.
       Туристические. Предназначены для длительных поездок с «приключениями». Совмещают легкость шоссейных велосипедов с надежностью и проходимостью горных. Резина годится для езды по тропинкам.
      

    Шоссейные. Для ровного скольжения по хорошей асфальтированной трассе на большой скорости.
       Складные. Легко разместить в малогабаритной квартире, уложить в багажник автомобиля для поездки на дачу. Зато сложнее ездить: колеса, как правило, маленькие, поэтому приходится чаще давить на педали. Утомительно, особенно если с ребенком «на борту» да при езде и в горочку.
      

    Горные. Ручные тормоза, амортизаторы, много передач, широкие колеса.
       ВМХ (велосипедный мотокросс) – велосипед для шоу: трюковой езды, выкрутас на специальных площадках с горками и трамплинами.
      

    Но последние два вида совершенно ни к чему для семейных прогулок, они чисто спортивные. Есть еще велосипеды детские – но это отдельная тема, если говорить о длительных поездках. Самостоятельно катить на большие расстояния малыш сможет только лет в шесть-семь.
       Сразу скажу, что мы для себя выбрали дорожный. Цена подходящая (потому что без особых «наворотов»), большие колеса, чтобы не переутомляться, есть багажник и рама, почему это так важно – поймете позже.

   Следующий вопрос: из чего сделан велосипед?
      

    Для изготовления рам чаще всего используют:
      

    Легированную сталь. Лучше, чем просто «водопроводные трубы», из которых «собираются» отечественные велики и дешевые импортные. И не очень дорого.
      

    Хро-Мо. Специальный «велосипедный» сплав. Хорошо выдерживает вибрацию. Сравнительно легок.
       Алюминий. Распространены две серии: 6000 и 7000. Вторая более тяжелая и жесткая, зато подходит для тяжелых людей и стоит дешевле.
      

    Углепластик. Самый легкий, но при этом жесткий материал. Дорогой. Очень прочный, но боится точечных ударов. Со временем стыки расшатываются от нагрузок и приходится менять раму целиком, потому что она не ремонтируется.
      

    Титан. Отличный материал для велосипеда. Причем произведенный на наших оборонных заводах значительно дешевле, чем импортный аналог. Не ржавеет и не боится царапин. Правда, людям тяжелее 75 кг ездить на нем сложно: рама сильно прогибается (сразу подсчитайте сумму вашего веса и веса малыша и учтите то, что детское сиденье чаще всего крепится на раму).
      

    Наш дорожник, поскольку не очень дорог, сделан из легированной стали, что вполне годится для сравнительно нечастых и недальних поездок. Если средства позволяют, лучше приобрести семейную «машину» из Хро-Мо или алюминия. Как правило, фирма, название которой указано на раме, самостоятельно сделала именно ее. Конечно, чем «громче» имя, тем престижнее и, чаще всего, качественнее. Но стоит заметить, что в России молва вознесла на пьедестал почета некоторые марки, которые на своей родине лидерами не считаются.

   Важная штука – седло
      

    Потому что от него зависит удобство передвижения, то, насколько быстро устанут ноги, руки, спина, появятся ли «потертости» в деликатных местах.
       Ездить на слишком низком седле – все равно, что ходить на полусогнутых ногах. Между тем человеческая нога устроена так, что она наиболее сильна в почти выпрямленном состоянии. В общем, если колени сильно согнуты во время езды, поездка быстро сделается утомительной. Проверить «правильность» высоты легко: если нога ставится на землю без должного наклона велосипеда, то седло нужно поднять. Делать это нужно постепенно, сантиметр за сантиметром. На штыре, в 5 см от нижнего края, нанесена метка: нижняя граница. Дальше выдвигать штырь из трубы не следует.
       Расположено седло должно быть практически горизонтально. Если перед седла приподнят, увеличивается давление на мягкие ткани промежности. В связи с этим совет: если нежные места онемели, попробуйте поэкспериментировать с положением седла или приобрести другое. Если же, напротив, перед седла опущен к низу, сползаешь вперед, на узкую его часть, и при этом увеличивается нагрузка на руки. Результат – боли в запястьях, плечах, шее.
       Седло должно находиться от руля на таком расстоянии, чтобы колени не упирались в руль и не расходились в разные стороны на полметра. Но и слишком тянуться к рулю – ничего хорошего.
       Стоит обратить внимание на ширину седла. Она соотносится с расстоянием между седалищными костями. Если седло слишком узкое, седалищные кости как бы свисают по сторонам, поэтому вся нагрузка приходится на мягкое место. Если широкое, то есть шанс заработать те самые потертости на внутренней части бедра, особенно в жаркую погоду. Штука малоприятная.
       Выбрать седло из кожи или пластика – дело сугубо личное. Кожа требует большего ухода, но зато отчасти принимает «формы» пассажира. В общем, понятно: чтобы все пришлось «к месту», велосипед в прямом смысле нужно примерять. Прямо в магазине. И желательно прокатиться кружок-другой, чтоб уж наверняка.

   Тормоз – это не обидно
      
И это понимаешь, когда едешь с ребенком «на борту». Потому что в этой ситуации важнее не быстро разогнаться и быстро ехать, а вовремя и желательно плавно затормозить.
       Более надежные по типу механизма — дисковые тормоза. Позволяют лучше контролировать велосипед, мало зависят от погодных условий, не требуют частого к себе внимания. Но они и по цене дорогие. Попроще и подешевле – ободной механизм.
       По типу привода тормоза бывают тросиковые и гидравлические. Первые – проверенные временем, простые в обслуживании и недорогие. Но с ними сложнее контролировать силу торможения. Вторые гораздо удобнее и надежнее, но и дороже. Самые лучшие – механогидравлические тормоза. Объединяют все достоинства двух предыдущих типов.

   Важные мелочи
      
В дополнение к велосипеду услужливые продавцы предлагают массу мелких деталей: от бутылочки с водой, которая крепится на раму, до монитора частоты биения сердца. Нужно понять, чем действительно важно оборудовать свою «машину».
       Если предполагается, что велосипедная прогулка затянется дотемна (а такое может случиться вопреки желаниям, в дороге бывает всякое), то просто необходимо позаботиться об освещении. В соответствии с британскими стандартами, велосипед обязан быть оборудован передним белым светом, задним красным, дополнительно – задний красный рефлектор. Лучше устанавливать фонари на батарейках, чем генераторы. Хоть и придется часто менять батарейки, но зато когда будете катиться накатом с горки, свет не погаснет. Ведь генератор работает только тогда, когда крутятся педали.
       Полезная штука – кодовый замок. Если, например, по пути надо зайти в магазин или нет возможности каждый раз затаскивать велосипед на 16 этаж, с помощью длинной жесткой проволоки и замка его можно «прикрутить» к перилам, столбу, другим прочным конструкциям. А то времена такие: только глазом моргни – и двухколесного друга как не бывало.
       Конечно, в пути могут понадобиться инструменты: подкрутить, починить, накачать. Поэтому с собой всегда нужно возить насос и так называемый «бардачок» – сумочку, которая крепится, как правило, к раме. В нее укладываются гаечные ключи, отвертки и т.п.
       Хорошо бы приобрести специальный велорюкзак с системой защиты при падении на спину. Во-первых, это дополнительное средство безопасности, во-вторых, все необходимое в дороге лучше сложить в заплечный рюкзак, а не на багажник, потому что он нагружает сам велосипед и становится труднее ехать. Что положить в рюкзак? Это отдельный разговор.

   Безопасность прежде всего
      
Ведь путешествовать предстоит с ребенком! Поэтому обязательно нужно собрать в дорогу набор безопасности. В него войдут:
      

    средство связи (мобильный телефон или пейджер);
      

    аптечка (обезболивающие, успокаивающие, корвалол, жгут для остановки кровотечения, бинт стерильный, атравматическая повязка МАГ с диоксидином или нитратом серебра (для перевязки грязных ран), лейкопластырь бактерицидный, йод, зеленка, вата, индивидуальные лекарства);
      

    вспомогательные средства (футлярчик с маленькими ножницами, кусачками, пинцетом, проволокой, булавками-иголками);
       идентификационный жетон с указанием ваших личных данных, которые могут понадобиться, например, бригаде «скорой помощи». Жетон можно сделать из запечатанного в пластик картона, на котором написаны: ФИО, дата рождения, паспортные данные, куда сообщить в случае ЧП, номер страхового полиса, группа крови, резус-фактор, лекарства-аллергены). Не стоит этого пугаться, просто никто из нас не застрахован;
       обязательно возьмите с собой деньги – на покупку еды или при возникновении непредвиденных ситуаций.

   Места для пассажиров
      
А теперь – о самом главном: как «пристроить» на велосипед малыша. В западных странах, где на велосипедах катаются и стар и млад, и это считается нормой жизни, проблему решили давно. Там есть большой выбор детских кресел, вроде автомобильных. Крепятся они и к багажнику, и к раме.
       У нас же пока похвастаться в этой области практически нечем. Можно, конечно, возить малыша на простом сиденьице от детского велосипеда, но это небезопасно.
       Чтобы отыскать настоящее детское велокресло, пришлось объехать всю Москву. В итоге, правда, нашла. Общий принцип устройства такой. Крепится сиденье к раме или к багажнику (вот почему важно выбирать велосипед с ними). Если детей двое, то нужно, чтобы было и то, и другое. Причем рама – горизонтальная. Если она будет расположена под углом, кресло сползет к взрослому сиденью, и крутить педали станет практически невозможно. К тому же, если прикрепить сиденье ближе к рулю, он послужит дополнительным защитным щитом для малыша.
       В самом кресле ребенок «фиксируется» с помощью ремней безопасности. В конструкции сидений на багажник предусмотрена защита от попадания ног ребенка в спицы (ремешки регулируются под рост крохи).
       Если уж вы всерьез решили путешествовать на велосипеде вместе с чадом, обязательно озаботьтесь приобретением такого кресла. Оно смягчает удар при падении, снижает риск от возможной травмы при столкновении. И непременно наденьте на малыша шлем! Кто гонял на велике хотя бы в детстве, тот знает, как часто оказывается в опасной ситуации неосторожный «гонщик».
       Поскольку выбор велосипедов в магазинах велик, а детское велокресло найти проблематично, сначала приобретите последнее, потому что подходит оно не к каждому железному коню. А еще лучше присмотрите сначала и то, и другое, проконсультируйтесь у продавцов, насколько совместимые эти два чуда техники, и, даже если покупаете их в разных местах, непременно примерьте одно к другому прямо в магазине, чтобы не возвращать потом, в случае чего, сразу обе вещи, а хотя бы одну.
       Удачной покупки и велопробега!

Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.