Говорят, историю надо знать, чтобы не повторять ошибок, которые совершали наши предки. Но едва ли это веская причина, чтобы объяснять детям различия между большевиками и эсерами и запоминать наизусть даты сражений.
Ребенку-дошкольнику полезно знакомство с историей страны, чтобы а) лучше ее понимать (в том числе в культурных и языковых аспектах), б) гордиться своими предками и становиться патриотами без навязывания и принуждения. А ведь есть чем гордиться!
Расскажем, о каких 4 событиях стоит рассказать ребенку, и подскажем, как это сделать правильно.

Татаро-монгольское иго (с 1237 года) и Куликовская битва (1480)
Почему стоит рассказать:
-
пример того, что проблемы и сложности не длятся вечно, даже если затягиваются надолго,
-
объяснение, почему в русском языке столько заимствований из монгольского языка и так сходно звучащих с татарским и болгарским.
К чему можно привязать: к мультфильмам о трех богатырях, к их противостоянию с Соловьем-разбойником.
Подвиг Ивана Сусанина (1613)
Почему стоит рассказать:
-
пример того, что самый обычный человек может стать героем,
-
если есть желание вникать и интерес к теме – объяснение, почему у России с Польшей по сей день натянутые отношения (ведь у них глубокие исторические корни).
К чему можно привязать: к любому мультфильму или литературному произведению, в котором герой жертвует собой.
Отечественная война 1812 года
Почему стоит рассказать:
-
пример того, что правильные, продуманные решения могут спасти страну и много жизней,
-
способ привязать – если есть такое желание – российскую историю к всемирной (ведь про Наполеона можно немало интересного рассказать),
-
объяснение, почему в русском языке много французских заимствований (правда, дело тут не в войне, а в пристрастии русского дворянства к французскому языку и культуре),
-
аргумент в пользу того, что у нашей суровой русской зимы есть «плюсы».
К чему можно привязать: просмотр фильма «Гусарская баллада» – он живой, интересный, имеет несколько слоев смыслов, многие из которых будут понятны и ребенку. Можно вспомнить и в связи с тем, что в Москве мало деревянных зданий.
Великая отечественная война (1941-1945)
Почему стоит рассказать:
-
это подвиг нашего народа, подвиг наших дедов, которым приятно и полезно гордиться,
-
ребенок будет сталкиваться с упоминанием этого исторического события ежегодно, поэтому ему полезно понимать, о чем это всё,
-
ваш ребенок – представитель будущего поколения; чтобы не повторять ошибок дедов (не допускать новых войн), нужно об этих ошибках знать.
К чему можно привязать: к чтению книг, например, детских рассказов Симонова. К просмотру фильмов о войне (с этим аккуратнее, там может быть чересчур реалистично для психики маленького ребенка). К созданию поделок на 9 мая, разучиванию песен и стихов. К просмотру фотоальбомов, в которых есть фотографии воевавших дедушек.
Несколько советов, как сделать так, чтобы разговор об истории принес ребенку только пользу.
● Готовьтесь! Все мы в той или иной степени знаем русскую и российскую историю, но «степень» зависит от того, насколько давно мы сами изучали этот предмет, и насколько были к нему расположены в школе. Чтобы сразу доносить до ребенка правильные факты и даты (и не дискредитировать себя, если ребенок решит изучить информацию самостоятельно в интернете или вспомнит ваши рассказы, уже будучи школьником, – читайте более-менее надежные источники: книги, учебники или авторитетные сайты.
● Ищите интересные детали. Ребенок слишком мал, чтобы интересоваться историей ради нее самой. Но в каждом историческом событии есть много ярких деталей и, кроме того, «привязок» к современности, которые могут стать поводом для беседы об это событии.
● Не надо «кровавых» деталей. Когда ребенок подрастет, он и сам поймет, что целое войско тевтонцев, ушедшее под лед во время Ледового побоища, – это печально и по-своему жестоко. Что недаром весь мир не хочет повторения Второй мировой войны, а Россия до сих пор отмечает годовщины победы над Германией, ведь погибло столько людей. Или что древняя традиция казнить гонца, принесшего дурные новости, не самая справедливая ситуация. Но в раннем детстве подобную информацию лучше получать дозировано и не слишком эмоционально.
● Используйте «инфоповоды». Разговоры об истории не должны начинаться с фразы «а давай поговорим о нашей истории». В современном мире много зацепок – ситуаций, в которых вспомнить историю будет уместно и даже интересно. Исторический фильм, празднование годовщин, поход в музей, чтение книги, просмотр мультфильмов о трех богатырях… Находите поводы или создавайте из – тогда и начать, и закончить разговор будет легче, и ребенок не обидит вас реакцией «ну опять эта скукота началась».
● Избегайте крайностей и оценочных суждений. Старайтесь быть объективными и не скатываться в пропаганду. Помните, что не вещаете «с кафедры», а помогаете своему малышу сформировать мировоззрение.