Поиск

Баба-Яга vs. Гарри Поттер

21/03/2017
ШУТОВА Елена
351
О хороших книгах и достойных произведениях Современный книжный рынок в прямом смысле слова переполнен детскими изданиями. Как выбрать то, что нужно малышу? Как понять, что книга оформлена правильно? Что лучше читать ребенку – старые русские сказки или новомодные «страшилки»? На вопросы семейного портала «Няни» отвечает кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно-издательского дела и информатики, а также руководитель центра детской и юношеской журналистики, литературы и чтения факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Марина Ивановна АЛЕКСЕЕВА.

О хороших книгах

– Марина Ивановна, как должны быть оформлены книжки для самых маленьких читателей?

– В книжках для самых маленьких главное – картинки, а не текст. Картинки должны быть красочными, выразительными, сюжетными. Малышей интересуют «подробности» жизни. Их восприятие очень конкретно. Они ищут на картинках детали – людей, предметы, о которых идет речь в тексте. Вот почему абстрактные рисунки здесь не уместны. Текст печатается крупными буквами.

Сейчас на лотках и прилавках каких только книжек нет: – книжки-картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, книжки-раскраски, глазелки-пугалки, книжки-мультфильмы. Очень заметны на рынке развивающие издания для детей – всякого рода тесты. Текст может иметь звуковое сопровождение (голоса животных, звуки дикой природы). Дети могут прослушать песенки, посмотреть мультфильмы. Все это, конечно, запредельно удорожает книгу. Поэтому брошюры в мягкой обложке наиболее популярны у покупателя.


– А кто следит за качеством оформления детских книг?

– За качеством всей издательской продукции для детей необходимо самым тщательным образом следить. На то и существует гигиенический сертификат.

Разработаны государственные правила и основные требования к оформлению журналов и книг для детей разных возрастов (4–6, 7–10, 11–14, 15–17 лет).

Соблюдение этих норм проверяется очень строго. Но делается это на выходе продукции, а не при сдаче макета в производство. Поэтому возможны всякого рода недоразумения, чреватые для производителей лишними затратами. Ведь без сертификата книгу нельзя распространять.


– Многие уверены, что даже когда младенец еще в утробе, ему нужно читать.

Говорят, именно так формируется «врожденная грамотность». Как вы считаете, важно ли для младенца, что ему читают – сказку или законы термодинамики?

– Насчет «врожденной грамотности» ничего сказать не могу. Думаю, очень важно, чтобы мама была спокойна и счастлива, чтобы ее окружали добрые люди, чтобы не было у нее чувства тревоги. Поэтому и рекомендуют беременным женщинам слушать музыку, ходить в театр, читать хорошие книги. Когда я ждала ребенка, сочинила для него колыбельную и даже мелодию к ней. Часто напевала.

И слова были такие хорошие, словно нашептал кто-то:

Спишь, не слышишь?

Ну, баюшки-баю.

Как спокойно во сне

ты дышишь.

Птица синяя прилетает.

Черный кот крадется по крыше.

Тихо ночь над тобой

склонилась,

Нежно дует тебе на ресницы,

Чтобы старая сказка снилась

Про Иванушку и Жар-птицу…


– Некоторые родители убеждены, что кроме классики и русских народных сказок, лучше ничего не читать детям. Вы с ними согласны?

– Фольклор и народные сказки – лучшее чтение для маленьких детей. «Дети понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией…». Это всегда надо иметь в виду. Сейчас много говорят о воспитании сказкой. Недавно появились персонализированные сказки. Слушая ее, ребенок видит себя главным героем и обретает уверенность в том, что может действовать, как герой. Малыш начинает подражать своему сказочному персонажу в реальной жизни. По-моему, это превосходный метод, предложенный специалистами по раннему развитию детей.


– До какого возраста следует читать ребенку вслух?

– Лет до шести вы читаете ребенку вечернюю сказку. «Она освобождает его от груза дня», – замечает французский писатель и педагог Даниэль Пеннак. С его великолепной книжкой «Как роман» (о том, как научить ребенка читать) я рекомендую познакомиться всем родителям.

Ребенок растет, и вот мы уже должны читать вместе с ним. В традициях наших всегда было семейное чтение. Так важно найти для этого время! Конечно, условия жизни у многих таковы, что и мечтать об этом не приходится. А ведь именно таким образом прививается детям любовь к книге и чтению. А сейчас телевизор, компьютер…


– Как вы относитесь к появлению в книгах таких персонажей, как киллеры, вампиры, уголовники, инопланетяне, модели-красавицы?

– Плохо отношусь и к таким героям, и к «страшилкам», и даже к Гарри Поттеру.

Здесь я принципиально консервативна. Вместе с компьютерными играми они калечат души и уродуют психику детей. В наших народных сказках достаточно «страшных» героев – Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, Баба-Яга – костяная нога… И всегда они оказываются побежденными. Дети живут в таком динамичном, напряженном мире. Их надо всеми силами охранять от чувства тревоги.

Недавно промелькнула информация о том, что в одном из детских садов воспитательница читала трехлетним детишкам «страшилки». Малыши лишились сна, стали нервными, по каждому поводу дрожали от страха и плакали. Для них это было настоящей психической травмой.

А Гарри Поттер! Эти головокружительные, фантастические истории захватывают умы и сердца юных граждан планеты. Поттеризм стал поистине глобальным явлением. Стремясь подражать своему любимому герою, ребята увлекаются экстримом. Любители сильных ощущений, испытывая друг друга, бегают по полю в горящей одежде. Будучи не в состоянии вовремя потушить огонь, подростки подвергают свою жизнь опасности, получают тяжелейшие ожоги. И это только один пример. Пребывать в сказочном мире хорошо для малышей. Подросткам жить только этим невозможно. Искажается мировосприятие, уродуется психика.


– Что самое важное в детской книжке?

– Хочется ответить словами С. Я. Маршака: «Если моральный вывод из книги – не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения – это и значит, что книга написана на настоящем детском языке».


Вам также будет интересно
Как критиковать ребенка и не уничтожить его самооценку?Читать статью
Синдром отличницы или как перестать стесняться собственной свободы? Читать статью
Выбираем технику для домаЧитать статью
Детское питание в Tetra Pak®: боремся с мифамиЧитать статью
Тканевые стулья для кухниЧитать статью
Голосование "Выбор читателей"Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.