Принципы,
связанные со статусом национальных организаций
Полномочия
и ответственность
1. Национальная организация должна быть наделена
правоспособностью поддерживать и защищать права человека.
2. Национальной организации должны быть даны
максимально широкие полномочия, которые должны быть четко изложены в
конституционном или законодательном тексте, где указан ее состав и юрисдикция.
З. У национальной организации должны быть, в числе
прочего, следующие обязанности:
(а) Представлять в правительство, парламент и
любые другие компетентные органы мнения, рекомендации, предложения и доклады по
любому вопросу, относящемуся к поддержке и защите прав человека, на
консультативной основе или по запросу заинтересованных органов власти, или
используя свое полномочие разбирать вопрос без перенаправления в более высокую
инстанцию. Национальная организация может принять решение сделать их достоянием
общественности; эти мнения, рекомендации, предложения и доклады, а также любая
прерогатива национальной организации относятся к следующим областям:
i) любые законодательные и административные
положения, а также положения, связанные с судоустройством, направленные на
сохранение и расширение защиты прав человека. В связи с этим национальная
организация должна рассматривать действующие законодательные и административные
положения, а также законопроекты и предложения, и должна давать рекомендации, с
ее точки зрения, адекватные для обеспечения того, чтобы в этих положениях
соблюдались основополагающие Принципы по правам человека. Она должна, при
необходимости, рекомендовать принятие нового законодательного акта, исправление
в действующем законодательстве и принятие или исправление административных мер;
ii) любая ситуация нарушения прав человека,
которой она решает заняться;
iii) подготовка докладов по состоянию дел в
отношении прав человека в отдельной стране в общем и по конкретным вопросам;
iv) привлечение внимания Правительства к ситуациям
в любой части страны, где нарушаются права человека, и внесение предложений в
правительства по инициативам, направленным на то, чтобы положить конец таким
ситуациям и, при необходимости, выражение своего мнения насчет позиции и
реакции Правительства;
b) поддерживать и обеспечивать координацию
национальных законодательств, положений и установленного порядка с
международными документами по правам человека, стороной которых является данное
государство, и их эффективное выполнение;
c) призывать к ратификации вышеупомянутых
документов или присоединению к этим документам и обеспечивать их выполнение;
d) вносить свой вклад в отчеты, которые
государству необходимо подавать в органы и комитеты Организации Объединенных
Наций и в региональные организации в соответствии с его обязательствами по
международным договорам, и, при необходимости, выражать свое мнение по данному
предмету, должным образом соблюдая свою независимость;
e) сотрудничать с Организации Объединенных Наций и
любой другой организацией в системе Организации Объединенных Наций,
региональными организациями и национальными организациями других стран,
правоспособными в области поддержки и защиты прав человека;
f) оказывать помощь в разработке программ по
обучению и исследованиям в области прав человека и принимать участие в их
выполнении в школах, университетах и профессиональных кругах;
g) обнародовать права человека и усилия по борьбе
со всеми формами дискриминации, в частности, расовой дискриминации, путем
повышения осведомленности общества; особенно с помощью сообщаемой информации,
просвещения и использования всех органов печати.
Организационная
структура и гарантии независимости и плюрализма
1. Структура национальной организации и назначение
ее членов либо путем выборов, либо иным образом должны быть установлены в
соответствии с процедурой, которая дает все необходимые гарантии для
обеспечения плюралистичного представительства социальных сил (гражданского
общества), участвующих в поддержке и защите прав человека, в частности, с
помощью возможностей , которые обеспечат эффективное сотрудничество с
представителями или благодаря присутствию представителей:
(а) неправительственных организации, ответственных
за права человека и деятельность по борьбе с расовой дискриминацией,
профсоюзов, заинтересованных социальных и профессиональных организаций,
например, ассоциаций адвокатов, врачей, журналистов и знаменитых ученых;
b) разных направлений философской и религиозной
мысли;
(с) университетов и квалифицированных
специалистов;
( d ) парламента;
e) правительственных ведомств (если они входят в
состав организации, эти представители должны принимать участие в обсуждениях
только с совещательными полномочиями).
2. У национальной организации должна быть
инфраструктура, в частности, достаточное финансирование, обеспечивающая
стабильность и непрерывность осуществления ее деятельности. Цель такого
финансирования – обеспечить, чтобы у организации был свой штат и помещения,
чтобы она была независимой от правительства и не подлежала финансовому
контролю, который мог бы повлиять на ее независимость.
З. Для обеспечения стабильности полномочий членов
организации, без чего не может быть реальной независимости, их назначение
должно производиться официальным актом, в котором конкретно устанавливается
продолжительность полномочий. Эти полномочия могут быть возобновляемыми при
условии, что обеспечивается плюрализм членства в организации.
Методы
работы
В рамках своей работы национальная организация
должна:
(а) Свободно рассматривать любые вопросы в рамках
своей компетенции, представлены ли они правительством, или приняты ею к
рассмотрению без перенаправления в более высокую инстанцию по предложению ее
членов или каких-либо просителей;
b) выслушивать любого человека и получать любую
информацию и любые документы, необходимые для оценки различных ситуаций в
рамках ее правоспособности;
c) обращаться к общественному мнению напрямую или
через любой орган печати, особенно с целью оповещения о своих мнениях и
рекомендациях;
d) собираться в полном составе на регулярной
основе и по мере необходимости после надлежащего созыва всех ее членов;
e) создавать при необходимости рабочие группы из числа
своих членов и образовывать местные или региональные секции для оказания помощи
в выполнении ее функций;
f) консультироваться и совещаться с другими
органами, подпадающими под их юрисдикцию или иными , ответственными за
поддержку и защиту прав человека (в частности, уполномоченными по правам детей,
посредниками-примирителями и тому подобными организациями);
g) ввиду того, что неправительственные организации
играют главную роль в расширении работы национальных организаций, развивать
отношения с не правительственными организациями, чья деятельность посвящена
поддержке и защите прав человека, социально-экономическому развитию, борьбе с
расизмом, защите особо уязвимых групп населения (особенно детей, рабочих-
мигрантов, беженцев, физически и умственно неполноценных людей) или специальным
сферам деятельности.
Дополнительные
Принципы, обеспечения статуса комиссий с квази-юридической правоспособностью
Национальная организация может быть уполномочена
выслушивать и рассматривать жалобы и прошения, касающиеся отдельных ситуаций.
дело может быть представлено ей отдельными лицами, их представителями, третьими
сторонами, неправительственными организациями, профсоюзными ассоциациями или
любыми другими репрезентативными организациями. При таких обстоятельствах и без
ущерба для Принципов, изложенных выше, касающихся других полномочий комиссий,
поручаемые им функции могут быть основаны на следующих Принципах:
(а) Стремление к миролюбивому урегулированию путем
примирения, или, в рамках предписанных законом, путем принятия обязательных для
выполнения решений, или, при необходимости, на основе конфиден циальности;
b) информирование стороны, которая подала прошение
о защите своих прав, в частности, о доступных для нее средствах правовой защиты
и содействие получения ею доступа к ним;
c) выслушивание любых жалоб или прошений или их
передача какому-либо другому компетентному органу в рамках, предписанных
законом;
d) выдача рекомендаций компетентным органам,
особенно по предложению о внесении изменений или исправлений в законы,
постановления и административную практику, особенно если они создавали
трудности, с которыми сталкивались люди, подающие прошения, с целью отстоять их
права.