Поиск

«В некотором царстве, в кукольном государстве»

19/03/2009
ЗОРЯ Светлана
909

Безобидные пупсы (малыши-голыши) и нарядные девочки-красавицы вытесняются невиданными раньше образцами, в которых заложены: агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству. А как мы знаем, дети впитывают именно те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Отсюда и волнующие вопросы: зачем нужны эти новые игрушки? Они развлекают детишек, помогают им или несут с собой опасность для нравственного и  психического здоровья? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопросы, мы встретились с педагогом, публицистом, одним из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии Татьяной Львовной ШИШОВОЙ.    

Буквальное подражание                                                                                                                
В уста куклы каждый малыш вкладывает свои мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Вот один очень яркий пример:  мальчику пяти лет на протяжении долгого времени регулярно покупали новых монстров – маленьких, ненавязчивых, как считала мама. После продолжительной игры с ними внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились: он стал все больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. Как ни странно, воздействие игрушек оказалось сильнее других формирующих факторов (музыки и спорта). Все эти особенности удалось преодолеть после того, как из детской комнаты убрали всех монстров.       

                                           
Куклы лечат                                                                                                                           
Сегодня куклами лечат заикание, страхи, повышенную застенчивость, ревность и многие другие проблемы. Метод лечения с помощью кукол называется куклотерапия. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с «трудными» детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли распределяются с таким расчетом, чтобы ребенок не просто принял участие в сценке, а смог через игру скорректировать поведение и наладить отношение с окружающим миром. Проигрывая разные ситуации, ребенок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять свое поведение. А через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские, симптомы. Например, энурез или заикание.
Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришел котенок. Любимая игрушка попадает в «страшную историю», которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение малыша должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (смех, плач), в результате которых снимаются напряжение и тревога.                                                                                                                
                                                                                                                                          
Татьяна Львовна Шишова является одним из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии – коррекции детских поведенческих расстройств при помощи кукольного театра. Популярные книги «Книга для трудных родителей», «Дети нашего времени», «Разноцветные белые вороны» – это труд двух известных православных психологов.

Ночной зоопарк                                                                                                                  
Да, с помощью куклотерапии лечатся многие проблемы детей, но часто сами взрослые и создают своим любимым чадам эти самые проблемы. Приведу яркий пример. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами. Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи, особенно ночью. Мама не поверила, но все же насторожилась. Через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.                                                                                                  

   – Что с тобой, Дашенька? – заволновалась мама. Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес: 
– Молчи, съедят. Они только днем игрушки, а ночью живые.                                                                                                                                                                              

Где «поломка»
Сейчас куклотерапию практикуют во многих странах мира: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. В России, в 1990 году, две прекрасные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали свою коррекционную методику лечения детей-невротиков, которую назвали «драматической психоэлевацией». Под психоэлевацией понимается «возвышение души» (преодоление недостатков). Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций, в которых ребенок испытывает в жизни затруднения и которые, в конечном итоге, отражаются на его психике. Один из главных принципов – не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка, понять, чем же вызваны эти симптомы. Хочу отметить: дети, пришедшие к нам, не знают, что они пришли сюда лечиться, и это тоже один из важнейших принципов нашей работы. Они считают, что учатся быть артистами, играют в кукольный театр. По опыту должна сказать вам, что этот мотив действует безотказно. Даже тринадцати-четырнадцатилетние мальчишки, у которых начинают пробиваться усы и ломается голос, клюют на эту удочку. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым. В этом и состоит суть методики.                                                                                                  

Скажи – кто твой  друг, и я скажу – кто ты
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребенком раскладывают куклы: мальчик, медведь, зайчик, волк, женщина, баба-яга, клоун. Малышу предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять ее и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребенок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка – можно предположить проявление агрессивности. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.

Облагороженный порок                                                                                                                    
Лечение состоит из двух этапов. На первом – происходит не устранение, не искоренение порока или пороков, а повышение их уровня. Схематично это можно выразить так: порок – маленькая слабость – достоинство. Например, повышенно агрессивный ребенок почти каждый день приходит из школы в синяках и с записью в дневнике. Он никому не дает спуску, кидаясь в драку из-за любой ерунды. В качестве промежуточного результата можно добиться того, что агрессивность будет проявляться гораздо реже и в более мягких формах. А в идеале такой ребенок при правильной работе превратится в защитника «униженных и оскорбленных», то есть будет драться с теми хулиганами, которые обижают слабых.                                                                                                                 

История куклотерапии
Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, хотя известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, врач-невропатолог Малколм Райт из Уэльса еще в 1926 году использовал кукол и кукольные представления  для снятия связанных с прививкой неврозов у маленьких детей.


Лечебный спектакль                                                                                       
Это второй этап. Многим здоровым взрослым хочется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребенок. Для такого вершиной пройденного пути будет, конечно, представление, на которое он пригласит родных и приятелей. Очень важны репетиции, где дети проживают данные им роли, не догадываясь, что эти роли им дали не случайно. Некоторые ребята  получают сразу несколько ролей, а бывает, напротив, что одну роль распределяют между двумя, тремя, а то и четырьмя «артистами». Родители тоже принимают участие в спектакле. Самое главное – психотерапевтическая сторона дела.                                                                           
Кукол, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Часто приглашается настоящий режиссер, который не только репетирует, но и занимается с детьми посильным и полезным для них актерским тренингом. Дети, пройдя первый этап, как правило, выглядят уже вполне благополучно и в состоянии справиться с довольно сложными задачами.  На втором этапе работа продолжается уже на глубинном уровне. И здесь можно наблюдать очень интересный парадокс. Казалось бы, если доводить какую-то отрицательную черту до карикатуры, условно говоря, склонному к подлости человеку дать роль отпетого негодяя, то этот человек, вжившись в роль, станет только еще хуже. Но почему-то именно усугубление, окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности. (Разумеется, такое парадоксальное воздействие возможно только через художественный образ и только если роль подобрана правильно, а правильно она может быть подобрана только специалистом-психотерапевтом.) К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. И даже лицо преображается.

Внимание!                                                                                                                                                          
Как утверждают специалисты, детские психологические проблемы лучше решать не путем скучных нотаций, а через игру, поскольку игра – это естественная и важная форма деятельности детей.

Где лечат?                                                                                                                          
В Москве куклотерапию практикуют в социально-психологическом объединении «Православная семья», Родительской школе «Драгоценность», Семейном центре «Рождество», в московском «Бродячем театре «Вертеп» под руководством Александра Грефа (автора книги «Доктор кукла»), в Медико-психологическом центре индивидуальности.


Легко и непринужденно
Лечение по этой методике длится два месяца, в течение которых проходят восемь занятий.  Методика позволяет работать с детьми самого разного возраста: от четырех до четырнадцати лет, с девочками и мальчиками. Кто-то, наверное, подумает: «Да разве десятилетние мальчишки играют в куклы?» Уверяю вас: играют и даже очень увлеченно! Только не надо подавать это в качестве девчоночьей забавы. Скажите, что вы решили устроить театральные репетиции. Дескать, если получится, можно будет затеять домашний театр. А там, глядишь, и в театральную студию записаться.                                                   
Занятия обычно проходят очень весело. Дети, всячески поощряемые, все с большей охотой совершенствуются в «актерском мастерстве» (их буквально невозможно увести домой после двух часов напряженной работы!). Кстати, нужно отметить, что большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты.
Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись методикой и знаниями о серьезности игр и кукол, стоит внимательно посмотреть, во что и как играет малыш. Можно семейно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.