Мы не буду писать специально о
явно вредных игрушках (из вредных материалов, или безвкусных, или об игрушках с
мелкими деталями и острыми краями, об игрушках, провоцирующих агрессию и т.д.).
Их опасность и так ясна разумным родителям.
Мне
кажется необходимым обдумать не такие явные вещи, более скрытые.
Многие
родители сейчас думают о развитии своих детей. И поэтому, как кажется, в очень
многих домах у детей в комнатах собрана масса именно развивающих, «полезных»,
игрушек — конструкторы, пазлы, шнуровки, кубики, мозаики, лото... Мамы читают
книжки и изучают Интернет в поисках новых идей для занятий со своими детьми.
Все это здорово. Но вот сейчас, когда идея развития поддерживается и понимается
многими, когда детьми так много занимаются, вдруг начинают проступать и плохие
стороны этой погони за «развитием». И так как заботливые, вдумчивые мамы хотят
сделать как можно лучше для своего ребенка, мне и кажется важным написать о
некоторых своих мыслях по поводу опасности современных игрушек.
Итак,
об игрушках современных. Об игрушках хороших, дающих пищу уму и глазу. Что в
них-то может быть плохого и чего нам поостеречься?
Обилие игрушек как повод к
конфликтам
Первым
поводом, послужившим к размышлению, стали игрушки, разбросанные по всему полу.
Как их много! Как неохота детям все собирать перед сном! То и дело возникают
конфликты по поводу уборки. Не на маму же все
перекладывать. И детям явно не под силу разбираться в этом. И просто
жалко тратить столько времени на уборку. Неизбежны ли эти споры или можно
разумней продумать хранение и игры с игрушками?
Или
другое. Иногда родители начинают жаловаться на неблагодарность ребенка: «Мы ему
столько дарим, покупаем, а он это не замечает, и ведет себя плохо». От
множества игрушек у детей появляется как бы обязанность быть благодарными. А
они как раз ее не чувствуют при множестве подарков — привыкли. Настоящая
благодарность рождается в ответ на душевную помощь, на радость. И в очередной
день рожденья можно подумать: стоит ли так щедро одаривать, или придумать
что-то ценное, небольшое, но действительно радующее? Заменить часть подарков на
нематериальные сюрпризы, поездки.
Зависть и жадность
Чем
больше покупок, тем больше ребенок начинает просить. Он все больше думает о
том, чего у него еще нет, что есть у друзей, почему бы ему тоже это не
попросить. Игрушки становятся (не всегда, конечно) поводом для зависти или
ревности. Родителям нужно уметь объяснять отказ в покупке игрушек (много раз,
может быть, объяснять). Показывать, что важнее новые идеи, а не новые игрушки,
что увлекательные игры можно придумать с самыми обыкновенными вещами.
Игрушки как замена общения
Иногда ловишь себя на мысли, что даришь игрушку,
чтобы ребенок чем-то позанимался сам, освободил нам время. Если на это не
обратить внимание, это входит в привычку. Вместо того, чтобы поиграть с
ребенком (в самую простую игру) или придумать вместе с ним увлекательное
занятие, мы вручаем ему очередную машинку или куклу.
Вытеснение ценных занятий
Если
игрушек слишком много, и они постоянно занимают детей, дети оставляют другие
ценные для их развития и роста занятия: рисование, чтение, общение со
сверстниками, прогулки. Здесь нужен какой-то хороший баланс.
Игрушки вместо постижения мира
Часто
простые предметы становятся более ценными для постижения мира, чем сложные
игрушки. Игрушки содержат в себе ограниченный набор занятий. Экскаватором можно
прорыть траншею. Простой лопаткой можно соорудить замок, туннель, гору.
Обыкновенный воздушный шарик предложит огромное число игр. Часами можно играть
с песком или водой, изучая их свойства.
Что
можно делать? Придумывать новые игры вместо покупки новых игрушек. Использовать
ресурсы простых занятий. Искать игрушки, с которыми можно придумать множество
игр.
Игрушки вместо творчества
Игрушки
часто предлагают решение: вот кукла, вот ее платья, в них можно нарядить куклу.
А если платьев нет, то у ребенка появляется повод для творчества: он может
придумать костюмы сам. Если становится заметно, что игрушки слишком часто
заменяют творчество ребенка, стоит убрать их на время и предложить что-нибудь
посочинять, попридумывать, самому что-то построить из тех материалов, что
находятся дома.
Обилие
игрушек часто снижает инициативу ребенка — он теряется и не знает, за что ему
взяться. Начинает одно дело и бросает, хватается за другое. Можно убирать часть
игрушек на время и вынимать тогда, когда они немного забудутся.
Во
всем нужна мера, хороший баланс, и в какой-то момент родителям нужно
остановиться и внимательно посмотреть: сколько у нас игрушек? Не нужно ли часть
убрать или дать кому-нибудь поиграть? Какие игры можно придумать со старыми
игрушками вместо покупки новой? Игрушки должны быть поводом для творчества, и
пусть они нас по-настоящему радуют.