Поиск

ВМЕСТО ЖИЗНИ, ИЛИ ЧЕМ ОПАСНЫ ИГРУШКИ

23/04/2015
ВЕЛИЖАНИНА Дарья
619

игрушки для детей

 

Мы не буду писать специально о явно вредных игрушках (из вредных материалов, или безвкусных, или об игрушках с мелкими деталями и острыми краями, об игрушках, провоцирующих агрессию и т.д.). Их опасность и так ясна разумным родителям.

Мне кажется необходимым обдумать не такие явные вещи, более скрытые.

Многие родители сейчас думают о развитии своих детей. И поэтому, как кажется, в очень многих домах у детей в комнатах собрана масса именно развивающих, «полезных», игрушек — конструкторы, пазлы, шнуровки, кубики, мозаики, лото... Мамы читают книжки и изучают Интернет в поисках новых идей для занятий со своими детьми. Все это здорово. Но вот сейчас, когда идея развития поддерживается и понимается многими, когда детьми так много занимаются, вдруг начинают проступать и плохие стороны этой погони за «развитием». И так как заботливые, вдумчивые мамы хотят сделать как можно лучше для своего ребенка, мне и кажется важным написать о некоторых своих мыслях по поводу опасности современных игрушек.

Итак, об игрушках современных. Об игрушках хороших, дающих пищу уму и глазу. Что в них-то может быть плохого и чего нам поостеречься?

 

Обилие игрушек как повод к конфликтам

Первым поводом, послужившим к размышлению, стали игрушки, разбросанные по всему полу. Как их много! Как неохота детям все собирать перед сном! То и дело возникают конфликты по поводу уборки. Не на маму же все  перекладывать. И детям явно не под силу разбираться в этом. И просто жалко тратить столько времени на уборку. Неизбежны ли эти споры или можно разумней продумать хранение и игры с игрушками?

Или другое. Иногда родители начинают жаловаться на неблагодарность ребенка: «Мы ему столько дарим, покупаем, а он это не замечает, и ведет себя плохо». От множества игрушек у детей появляется как бы обязанность быть благодарными. А они как раз ее не чувствуют при множестве подарков — привыкли. Настоящая благодарность рождается в ответ на душевную помощь, на радость. И в очередной день рожденья можно подумать: стоит ли так щедро одаривать, или придумать что-то ценное, небольшое, но действительно радующее? Заменить часть подарков на нематериальные сюрпризы, поездки.

 

Зависть и жадность

Чем больше покупок, тем больше ребенок начинает просить. Он все больше думает о том, чего у него еще нет, что есть у друзей, почему бы ему тоже это не попросить. Игрушки становятся (не всегда, конечно) поводом для зависти или ревности. Родителям нужно уметь объяснять отказ в покупке игрушек (много раз, может быть, объяснять). Показывать, что важнее новые идеи, а не новые игрушки, что увлекательные игры можно придумать с самыми обыкновенными вещами.

 

Игрушки как замена общения

Иногда ловишь себя на мысли, что даришь игрушку, чтобы ребенок чем-то позанимался сам, освободил нам время. Если на это не обратить внимание, это входит в привычку. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком (в самую простую игру) или придумать вместе с ним увлекательное занятие, мы вручаем ему очередную машинку или куклу.

 

Вытеснение ценных занятий

Если игрушек слишком много, и они постоянно занимают детей, дети оставляют другие ценные для их развития и роста занятия: рисование, чтение, общение со сверстниками, прогулки. Здесь нужен какой-то хороший баланс.

 

Игрушки вместо постижения мира

Часто простые предметы становятся более ценными для постижения мира, чем сложные игрушки. Игрушки содержат в себе ограниченный набор занятий. Экскаватором можно прорыть траншею. Простой лопаткой можно соорудить замок, туннель, гору. Обыкновенный воздушный шарик предложит огромное число игр. Часами можно играть с песком или водой, изучая их свойства.

Что можно делать? Придумывать новые игры вместо покупки новых игрушек. Использовать ресурсы простых занятий. Искать игрушки, с которыми можно придумать множество игр.

 

Игрушки вместо творчества

Игрушки часто предлагают решение: вот кукла, вот ее платья, в них можно нарядить куклу. А если платьев нет, то у ребенка появляется повод для творчества: он может придумать костюмы сам. Если становится заметно, что игрушки слишком часто заменяют творчество ребенка, стоит убрать их на время и предложить что-нибудь посочинять, попридумывать, самому что-то построить из тех материалов, что находятся дома.

Обилие игрушек часто снижает инициативу ребенка — он теряется и не знает, за что ему взяться. Начинает одно дело и бросает, хватается за другое. Можно убирать часть игрушек на время и вынимать тогда, когда они немного забудутся.

 Во всем нужна мера, хороший баланс, и в какой-то момент родителям нужно остановиться и внимательно посмотреть: сколько у нас игрушек? Не нужно ли часть убрать или дать кому-нибудь поиграть? Какие игры можно придумать со старыми игрушками вместо покупки новой? Игрушки должны быть поводом для творчества, и пусть они нас по-настоящему радуют.

Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.