Главная > Статьи > Советы юристов > Законы о детях > Международные > Подход ООН к правосудию в отношении детей

Подход ООН к правосудию в отношении детей

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ

 

Подход ООН к правосудию в отношении детей

 

РЕЗЮМЕ

 

Настоящий документ предусматривает руководящие принципы и
структуру деятельности ООН касательно правосудия в отношении детей на
национальном уровне, применимой при всех обстоятельствах, в том числе в
контекстах предотвращения конфликта, кризиса, пост-кризиса, конфликта,
пост-конфликта и развития.  Она находится
в рамках мандата ООН по поддержке осуществления прав человека, ликвидации
бедности и Целей Развития Тысячелетия и является вкладом в последовательную
программу ООН в области верховенства закона.

 

Цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том,
чтобы обеспечить, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка, как все
лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были
лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и
социального обеспечения. Он особым образом направлен на обеспечение полного
применения международных норм и стандартов в отношении всех детей, вступающих в
контакт с правосудием и связанными с ним системами в качестве жертв, свидетелей
или предполагаемых правонарушителей, либо по другим причинам, где требуется
судебное, государственно-административное или негосударственное
судебно-арбитражное вмешательство, например по вопросу об их опеке,
попечительству или защите.

 

А. Руководящие
принципы

            1. Обеспечение
того, что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение

            2. Гарантия
справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо
форм дискриминации

            3.
Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным

            4. Защита
каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и
насилия

            5.
Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием

            6.
Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах

            7.
Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики
правосудия по делам несовершеннолетних

            8.
Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший
соответствующий период времени

            9. Широкое
внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона

 

В. Структура
правосудия в отношении детей

Подход ООН к правосудию в отношении детей включает в себя
два пути обеспечения того, чтобы дети получали лучшие услуги и были лучше
защищены системами правосудия. Первый направлен на то, чтобы обеспечить большее
внимание детям в инициативах, связанных с верховенством закона, а второй
предполагает дополнительные мероприятия, особо необходимые для укрепления
усилий по верховенству закона в плане правосудия в отношении детей и гарантии
полного соблюдения прав ребенка. Оба эти пути излагаются ниже и интегрируются в
структуру усиления верховенства закона, описанного в подходе ООН к содействию
верховенству закона.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

То, как обращаются с детьми в
рамках национальных систем правосудия, социального обеспечения и институтов
безопасности, является неотъемлемым элементом достижения верховенства закона и
связанных с этим целей. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за
последние два десятилетия, детей необходимо и дальше рассматривать как ключевую
заинтересованную сторону в инициативах, связанных с верховенством закона. Работа
по внедрению стандартов правосудия в отношении детей все еще часто ведется в
отрыве от широкой реформы в области права и безопасности.  Кроме того, здесь нередко предпринимаются
вертикальные подходы, направленные либо на усовершенствование систем ювенальной
юстиции, либо на ответные меры в отношении детей – жертв и свидетелей, без
осознания того, что эти категории часто накладываются друг на друга, также как
и профессиональные специалисты и учреждения, несущие за них ответственность.
Доступ к правосудию, хотя и признаваемый все шире в качестве важной стратегии
защиты прав уязвимых групп и, следовательно, борьбы с бедностью, редко
принимает во внимание детей.

 

В настоящих руководящих указаниях излагаются стратегии
общего подхода ООН к правосудию в отношении детей в рамках существующих принципов
и структур верховенства закона в том виде, как они изложены в подходе ООН к
содействию верховенству закона. Этот подход направлен на обеспечение того,
чтобы соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка (КПР) и других
международных правовых инструментов, касающихся правосудия в отношении детей,
были отражены в широкой политической реформе и усилиях по ее реализации. Общий
подход поможет органам ООН использовать рычаги поддержки в более обширных
программах реформ в области верховенства закона, в том числе в реформах в секторах
управления, безопасности, социального обеспечения и правосудия, в которые
правосудие в отношении детей может быть легко интегрировано.

 

А. РУКОВОДЯЩИЕ
ПРИНЦИПЫ

 

Следующими принципами прав ребенка, основанными на
международных правовых стандартах и нормах, следует руководствоваться при
проведении всех мероприятий по правосудию в отношении детей, от разработки
политики до непосредственной работы с детьми:

 

1. Обеспечение того,
что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение

 

Во всех действиях, касающихся детей, предпринимаемых судами,
административными или иными полномочными органами, включая и негосударственные,
наилучшим интересам ребенка должно уделяться первостепенное значение.

 

2. Гарантия
справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо
форм дискриминации

 

Принцип недискриминации лежит в основе разработки программ
правосудия в отношении детей и программ поддержки доступа к правосудию для всех
детей. Гендеро-чувствительный
подход должен приниматься во всех мероприятиях.

 

3. Содействие праву
ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным

 

Дети обладают особым правом быть выслушанными в ходе любого
судебного/административного разбирательства непосредственно либо через
представителя или надлежащий орган в соответствии с процессуальными положениями
национального законодательства. Это подразумевает, например, то, что ребенок
получает адекватную информацию о процессе, возможных вариантах и вероятных
последствиях этих вариантов; и то, что методология, применяемая для допроса
детей, и среда (т.е. где, кем и как 
допрашиваются дети) должны быть дружелюбны к детям и адаптированы к
каждому конкретному ребенку. В конфликтных и постконфликтных ситуациях также
важно в полной мере вовлекать детей в процессы переходного правосудия.

 

4. Защита каждого
ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия

 

Дети в контакте с законом должны
быть защищены от любых страданий в процессе государственных или
негосударственных процедур судопроизводства, так же как и после этого процесса.
Процедуры должны быть адаптированы, и надлежащие защитные меры должны
быть приняты против злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и
насилия, включая сексуальое и гендерное насилие, принимая во внимание, что
риски, с которыми столкнутся мальчики и девочки, будут различаться. Пытки или
другое жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение либо наказание
(включая телесное наказание) должны быть запрещены. Кроме того, смертная казнь
и пожизненное заключение без права на освобождение не должны назначаться за
правонарушения, совершенные детьми.

 

5. Обращение с каждым
ребенком с достоинством и сочувствием

 

С каждым ребенком необходимо
обращаться как с уникальным и ценным человеческим существом таким образом,
чтобы к его или ее личному достоинству, особым потребностям, интересам и
частной жизни были проявлены уважение и защита.

 

6. Соблюдение
правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах

 

Основные процессуальные меры
правовой защиты, предусмотренные соответствующими национальными и
международными нормами и стандартами, гарантируются на всех этапах
судопроизводства как в государственных, так и в негосударственных системах, так
же как и в международном правосудии. Это включает, например, право на частную
жизнь, право на юридическую помощь и другие виды содействия, а также право
оспаривать любое решение в вышестоящем судебном органе.

 

7. Предотвращение
конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам
несовершеннолетних

 

В рамках политики правосудия по
делам несовершеннолетних особый упор должен быть сделан на превентивные
стратегии, способствующие успешной социализации и интеграции всех детей,
особенно через семью, сообщество, сверстников, школу, профессионально-техническое
обучение и мир труда. Превентивные программы должны быть особым образом
сосредоточены на поддержке особо уязвимых детей и семей.

 

 

 

 

 

 

 

8. Применение лишения
детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий
период времени

 

Должны быть разработаны положения
восстановительного правосудия, диверсификационных механизмов и альтернатив
лишению свободы. По той же причине программирование в области правосудия в
отношении детей должно наращиваться на базе неформальных и традиционных систем
правосудия с учетом соблюдения ими основных принципов и норм прав человека,
таких как например, гендерное равенство.

 

9. Широкое внедрение
вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона

 

Вопросы правосудия в отношении детей должны систематически
интегрироваться в национальные процессы планирования, такие как национальные
планы развития, ООС/ЮНДАФ, общесекторальные подходы в области правосудия,
стратегии оценки/ликвидации бедности, а также направления политики или планы
действий, разработанные во исполнение Глобального исследования ООН о насилии в
отношении детей, национальный бюджет и международное выделение помощи и
мобилизация фондов, и в подход ООН к инициативам в области правосудия и
безопасности во время операций по поддержанию мира и работу страновых групп, в
частности путем совместных тщательных оценок, разработки всесторонней стратегии
верховенства закона, основанной на результатах проведенной оценки, и создания
совместной программы ООН по верховентсву закона в стране.

 

В. СТРУКТУРА
ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

 

Вопросы правосудия в отношении детей должны быть
интегрированы в структуру в целях усиления верховенства закона, как это
излагается в подходе ООН к содействию верховенству закона:

 

1. Конституция или ее
эквивалент и правовая структура, и их исполнение.

Национальные и международные нормы и стандарты, касающиеся
правосудия в отношении детей, должны приниматься во внимание при разработке,
пересмотре и реализации любого правового инструмента, как предусматривается в
подходе ООН к содействию верховенству закона. В частности, вопросы, касающиеся
детей, должны быть интегрированы в:

 

  • Конституциональную реформу и/или процессы
    разработки конституции;
  • Усилия по правовой и политической реформе на национальных и региональных
    уровнях. Конвенция ООН о правах ребенка – наиболее широко ратифицированный
    договор о правах человека – и Общее замечание № 10 ее Комитета, наряду с
    соответствующими стандартами и нормами ООН о предупреждении преступности и
    уголовном судопроизводстве, включая резолюцию ЭКОСОС о поддержке национальных
    усилий в области реформы правосудия в отношении детей (Е/2007/23 от 26 июля
    2007 года), могут быть хорошими отправными точками для расширенной правовой и
    политической реформы.
  • Кодексы поведения, стандарты отбора и найма и
    стандарты практики руководящего состава и персонала правоохранительных,
    судебных и тюремных учреждений, юристов/адвокатов, социальных работников,
    помощников юристов и других специалистов, работающих с детьми, находящимися в
    контакте с законом.

 

2. Органы правосудия,
управления, безопасности и прав человека.
Подход ООН к содействию
верховенству закона требует создания и/или поддержания органов/учреждений
правосудия, управления, безопасности и прав человека, которые хорошо
структурированы и профинансированы, подготовлены и оборудованы для разработки,
обнародования, внедрения и правоприменения законов в такой манере, которая
обеспечивает равное обладание правами человека всеми людьми. В применении к
правосудию в отношении детей это должно включать интеграцию вопросов детства в
такие мероприятия по верховенству закона, как:

 

  • Институциональная реформа и развитие потенциала
    правовых и судебных учреждений (прокуратура,
    юридическая консультация и представительство, министерства юстиции, суды, уголовное
    право, гражданское право) и правоохранительных органов, парламентов,
    специалистов с неполным юридическим образованием, органов социального сектора,
    учреждений и персонала тюрем. Что касается реформы сектора безопасности,
    наращивание потенциала должно включать в учебную подготовку сил безопасности и
    правоохранительных органов фокус на правах ребенка, гендерной осведомленности,
    посредничестве и разрешении конфликтов, а также фокус на их ответственности в
    качестве носителей обязательств за защиту детей;
  • Программы, способствующие и целостности и
    подотчетности правосудных и правоохранительных органов, как например, механизмы
    подотчетности полиции или гражданские комиссии по наблюдению за поведением
    полиции, либо инспекции закрытых учреждений, включая места содержания под
    стражей в полиции;
  • Органы мониторинга/контроля (парламентские
    комитеты, офисы омбудсменов, комиссии по правам человека и т.д.),
    обеспечивающие то, что должное внимание уделено детям в системах правосудия,
    включая и внутри закрытых учреждений. Эти органы могут также играть роль в
    обеспечении того, чтобы негосударственные механизмы находились в соответствии с
    правами человека.
  • Содействие интеграции прав ребенка в поддержку
    механизмов негосударственного/неформального правосудия. Негосударственные
    механизмы правосудия имеют тенденцию к разрешению вопросов, имеющих
    непосредственную значимость для наиболее уязвимых детей, включая защиту земли и
    собственности детей, осиротевших в результате ВИЧ/СПИДа или конфликта,
    разрешение семейных и общинных споров и защиту прав, как например доступ к
    государственным услугам. Эти системы могут быть менее устрашающими для детей и
    ближе к ним, как физически, так и в плане их проблем. Во многих случаях,
    однако, должна быть проведена работа с сообществами для приведения этих механизмов
    в соответствие с правами ребенка и устранения дискриминационных предубеждений в
    отношении женщин и девочек. Негосударственные механизмы правосудия могут играть
    особо важную роль в ситуациях кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта,
    когда формальная система ослабла или полностью разрушилась;
  • Мирные соглашения, поскольку они обеспечивают
    важные отправные точки и возможность установления целей и принципов систем
    правосудия, а также гарантируют то, что дети в полной мере приняты во внимание.

 

Необходимы дополнительные
мероприятия для укрепления усилий по верховенству закона, особенно в плане
правосудия в отношении детей, и обеспечения полного соблюдения прав ребенка.
Сюда включается следующее:

 

  • Создание базы знаний о детях в системах правосудия
    (формальных и неформальных), как например, путем создания и ведения
    национальных баз данных и разработки национальных исследовательских
    программ о характере и объеме преступности, совершенной детьми и в
    отношении детей;
  • Содействие созданию системы правосудия по делам
    несовершеннолетних в соответствии с международными нормами и стандартами,
    особенно в пост-кризисных/пост-конфликтных ситуациях, которые часто
    открывают возможности для реструктуризации органов правления и
    реконструкции законодательных органов, «чтобы отстроить еще лучше». Эти
    усилия должны быть частью более широкой стратегии, направленной на
    создание национальной системы юстиции в соответствии с международными
    стандартами, в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • Поддержка создания восстановительного правосудия,
    диверсификации и альтернатив лишению свободы, способствующие реинтеграции
    ребенка в общество, в соответствии с принципом применения лишения свободы
    в качестве крайней меры;
  • Создание возможностей для полного вовлечения
    социального сектора в вопросы правосудия в отношении детей и усиление
    координации между социальным сектором и сектором правосудия;
  • Содействие потенциалу правительств предотвращать
    преступления против детей, в частности в семье, и обнаруживать
    преступников, проводить расследование и преследовать их судебным порядком,
    в том числе путем повышения квалификации специалистов в области
    правосудия, военнослужащих, профессионалов правоохранительных органов и
    органов социального обеспечения, и усиления междисциплинарного сотрудничества
    между секторами;
  • Содействие процедурам и методам, учитывающим
    особенности детей, которые обеспечивают полноценное участие ребенка в
    судебных, административных и местных общественных процессах.  Это может потребовать внесения изменений
    в законодательство, правовую практику (например, методы допроса),
    потенциалы и физическую окружающую среду и, в более общем плане, в
    отношение к участию детей.

 

3. Процессы и механизмы восстановительного правосудия. Проблемы детей должны быть
включены в дискуссии о процессах и механизмах переходного правосудия с самого
начала.  Должны быть предусмотрены
положения, обеспечивающие их полноправное участие и защиту. Процедуры должны
соответствовать Руководящим принципам ООН о правосудии по делам, затрагивающим
детей – жертв и свидетелей преступлений, а участие детей должно
руководствоваться принципом соблюдения их наилучших интересов.

 

4. Публичное и
гражданское общество, которое вносит вклад в укрепление верховенства закона и
несет ответственность за подотчетность государственных служащих и учреждений.

Дети также должны быть объектом этих мероприятий, например, следующим образом:

 

  • Обеспечение
    образования по правам ребенка и правовой осведомленности для всех детей, а
    также для семей и местных сообществ. Насколько это возможно, такие
    просветительские программы должны быть интегрированы в школьные учебные
    курсы, а также в такие существующие инициативы, как обучение жизненным
    навыкам, психосоциальное консультирование или пространство
    доброжелательного отношения к ребенку, как часть широких мероприятий по
    оказанию помощи детям обрести контроль над своей собственной жизнью.
    Родители и широкая общественность также должны наделяться полномочиями,
    чтобы заявлять иски от имени детей (особенно младшего возраста), когда это
    необходимо;
  • Использование проектов по участию детей (или
    создание таких проектов, если они еще не существуют) для обеспечения того,
    чтобы дети были вовлечены с самого начала в выявление важных для них
    правовых вопросов, а также – в постконфликтных ситуациях – наиболее соответствующих
    механизмов переходного правосудия и путей усиления диалога с сообществом;
  • Поддержка местных общественных правовых
    и непрофессиональных правовых служб для детей. Это будет включать
    развитие потенциала юридических сетевых объединений и коллегий адвокатов,
    а также непрофессиональных специалистов, включая женщин, из
    заинтересованных сообществ, и поддержку или создание служб НПО на уровне
    сообщества, таких как правовые информационные центры, клиники юридической
    помощи и центры социально-правовой защиты для предоставления правовой
    информации и представительства детей;
  • Развитие потенциала правовых служб,
    гражданского общества и непрофессиональных консультантов по таким правовым
    вопросам особой значимости для мальчиков и девочек в ситуациях
    кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта, как опекунство, жилищные,
    земельные и имущественные права, регистрация, национальная принадлежность
    и гражданство, безгражданство и другие вопросы общественного права, в
    частности в отношении осиротевших детей, возвращающихся детей-беженцев и
    внутренне перемещенных детей, а также по вопросам тяжких нарушений
    человеческих прав, как например, сексуальное и гендерное насилие;
  • Поддержка
    организаций гражданского общества в оказании содействия доступу детей к
    негосударственным  системам
    правосудия и помощи этим механизмам в лучшем реагировании на права и
    потребности детей. В частности, наращивание потенциала организаций
    гражданского общества в повышении осведомленности населения о механизмах
    негосударственного правосудия, учебная подготовка работников правосудия в
    вопросах прав человека, мониторинг деятельности негосударственных
    механизмов, сообщение о нарушениях прав человека и помощь в обеспечении
    справедливых исходов;
  • Наращивание
    (восстановление) потенциала местных правозащитных организаций, учреждений
    и ведомств по правам человека и ребенка/защите ребенка, средств массовой
    информации и общественных групп выступать в защиту детей от их имени и
    проводить мониторинг осуществления их прав;
  • Развитие потенциала гражданского
    общества разрабатывать и осуществлять программы, связанные с правосудием в
    отношении детей в кризисных/конфликтных ситуациях, направленные на
    недопущение детей к конфликту с законом, улучшение условий содержания под
    стражей или обеспечение немедленного разоружения, демобилизации и
    реинтеграции детей, связанных с вооруженными силами;
  • Повышение
    информированности о правах детей, проходящих через системы правосудия в
    качестве жертв, свидетелей или правонарушителей (либо по какой-либо иной
    причине), а также о воздействии прохождения через такие системы на детей.

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

Дмитрий Лиханов

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.