Запись в школу
Пока я описываю этот вопрос, все может измениться, потому что правила приема в школы меняются чуть ли не ежегодно.
На сегодняшний день запись будущих первоклашек идет напрямую через школы, а также Госуслуги и МФЦ.
С 15 февраля принимают заявления от льготников: к ним относятся дети работников МВД, военнослужащих, инвалидов и т. д.
С 1 апреля принимают заявления от тех, кто проживает на закрепленной за школой территории.
(Да, в отличие от садиков, здесь есть такое преимущество.)
С 1 июля открывается запись для всех.
Сроки рассмотрения заявления: до 45 дней.
Отказать в приеме в школу могут:
Если указанных оснований нет, то ребенок будет зачислен в школу. Всё.
В школу без прописки
1 июля — это дата, с которой начинается прием в школы тех, кто на территории школы не проживает (речь о приеме в первый класс).
Кстати, в законе говорится именно о проживании, а не о прописке. Но какой документ устроил бы школу в качестве подтверждения проживания — вопрос к школе.
Итак, вы ждали этого часа, и вот скоро он настанет.
Ваши права? Выбрать абсолютно любую школу на территории всей страны, независимо от прописки и проживания.
Права школы? Отказать вам в приеме, если нет мест.
Что делать?
Идти в органы образования и просить место, вас не могут оставить совсем без школы. Общее образование обязательно. И вы как родитель должны детям это образование обеспечить, то есть ходить и решать вопрос, а не сидеть и ждать у моря погоды.
По закону, если вы не идете по месту жительства, то школу вам могут предоставить абсолютно любую, если в той, которую вы просите, мест нет. Это на сегодня так.
На моей памяти правила менялись уже несколько раз, и как будет на следующий год — неизвестно.
Требования к первоклассникам
Вот требования, каким должен быть ребенок к первому классу:
-
Физически развитым.
-
С потребностями в двигательной активности.
-
Самостоятельно выполняющим гигиенические процедуры.
-
Соблюдающим общепринятые нормы поведения.
-
Соблюдающим правила поведения на улице и в общественных местах.
-
Любознательным, интересующимся новым.
-
Активным.
-
Задающим вопросы.
-
Любящим экспериментировать.
-
Самостоятельным.
-
Обращающимся ко взрослому при необходимости.
-
Принимающим заинтересованное участие в образовательном процессе.
-
Эмоционально отзывчивым.
-
Откликающимся на эмоции близких и друзей.
-
Сопереживающим персонажам сказок, историй, рассказов.
-
Эмоционально реагирующим на произведения изобразительного искусства и музыку.
-
Овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-
Владеющим диалогической речью.
-
Владеющим способами взаимодействия с детьми и взрослыми (способным договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при со-трудничестве).
-
Способным управлять своим поведением.
-
Планирующим свои действия для достижения конкретных целей.
-
Способным решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
-
Способным применять усвоенные знания для решения новых задач и проблем.
-
Способным предложить собственный замысел и воплотить его (в рисунке, рассказе и т. д.).
-
Имеющим представление о себе, семье, государстве, мире и природе, о принадлежности к полу, составе семьи, родственных связях, распределении семейных обязанностей, традициях, об обществе и его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
-
Умеющим работать по правилу и образцу.
-
Умеющим слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Это все госстандарт. Как видите, никаких «читать и писать».
Школьная форма
Школа имеет право устанавливать форму, но! Только требования к ней.
Например:
То есть в общих чертах.
Всё это должно быть утверждено уставом школы/ положением о школьной форме и т. п. Если нигде не прописано, значит, требовать не могут.
Нельзя:
Например: деловой или повседневный стиль исключает ирокезы и кольца в носу, но требовать, чтобы, например, мальчики стриглись только коротко или запрещать девочкам красить волосы, нельзя.
Отдельно в связи с трендом на розовые/голубые и другие разноцветные пряди и волосы: не могут запретить красить в естественные оттенки. А если в школе деловой стиль, то цветные пряди запретить имеют право.
Еще раз: требования могут быть общие, заставлять носить что-то конкретное и, тем более, покупать у конкретного производителя — незаконно!
Что делать, если это происходит?
Как обычно — жаловаться в органы образования/прокуратуру, если требования на уровне школы, договариваться, если это требования конкретного учителя.
У нас у друзей учитель запрещает детям своего класса носить джинсы и требует только деловую обувь, другие классы спокойно ходят. Ругаться с классным руководителем — не вариант, поэтому парень носит джинсы и кеды и от учителя прячется).
И в связи с этим главный вопрос: если не в форме, то что?
А ничего. Школа может предусмотреть санкции: замечание/ разъяснительная беседа и т. д., но выгнать с урока, например, нельзя.
(Хотя я побаиваюсь такое писать, чтоб не нарушить дисциплину, а то пойдут дети с цветными ирокезами или еще в каком виде на уроки и скажут: не имеете права выгнать!)
Все же, мне кажется, форму носить и уважать правила надо — дисциплина современным деткам никак не помешает.
Выбор учителя
Может ли родитель выбрать учителя/класс или поменять впоследствии?
Нет.
По закону это прерогатива школы, и родителей тут никто не спрашивает. Однако знаю, что в некоторых школах все-таки идут навстречу и предоставляют возможность выбора.
Что делать, если надо?
На стадии зачисления в первый класс не сделать ничего.
А вот после вы можете обратиться к руководству школы в случае если:
-
Школа не выполняет обязанность по предоставлению образования, соответствующего стандартам.
-
Школа не обеспечивает безопасные условия для пребывания (в том числе, нормальную психологическую атмосферу).
-
Школа не выполняет свои иные обязанности.
И все это в лице конкретного учителя.
Тогда вы можете предложить сменить учителя/ класс, а если школа продолжает не исполнять свои законные обязанности — жаловаться в органы образования.
Откровенно говоря, мне опять боязно писать об этом, в то время как к учителям тотальное неуважение. Когда дети заявляют: «Не имеете права, и кто ты такая вообще», — и это, безусловно, все с подачи родителей. Потому что эти родители в комментариях и чатах пишут исключительно «училка», жалуются на фото учителей в купальниках (#учителятожелюди).
Когда учитель не может ни замечание сделать, ни с урока выгнать!
Пожалуйста, будьте объективны и разумны, если принимаете решение о необходимости смены учителя.
Обязанности педагогов
Педагогический работник — это воспитатель или учитель, работающий, соответственно, в школе или садике.
Пишу я об их обязанностях для того, чтоб вы знали о требованиях закона, а не чтобы встали и пошли всех терроризировать. Не используйте эту информацию против хороших педагогов.
И пост не о профессиональных и трудовых обязанностях. Итак, педагог:
-
Должен иметь высшее образование: педагогическое, или по предмету, или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению работы в школе/садике.
-
Свободен в выборе способов и методов обучения, учебников и материалов, свободен от вмешательства в его педагогическую деятельность.
-
Обязан соблюдать нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, например:
– уважать честь и достоинство учащихся;
– исключать влияние личных интересов;
– быть доброжелательным, тактичным;
– придерживаться соответствующего внешнего вида
-
Обязан развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу и др.
-
Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.
-
Не может использовать педагогическую деятельность для какой-либо агитации, в том числе, политической.
Пунктов много, основные — в законе об образовании и много где еще.
Основные вопросы к профессиональной этике, да?
Надеюсь, что педагоги ваших детей соответствуют этим пунктам.
Обязанности родителей
Родители обязаны:
• Воспитывать своих детей.
То есть объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Хоть трехлетнему ребенку хоть пятнадцатилетнему.
Поэтому если трехлетний кусает других детей, а пятнадцатилетний говорит учителю: «Кто ты такая?», — то это значит, что родители ребенку не объяснили, что так нельзя, и обязанности по воспитанию не выполняют.
! Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человечекое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Садик и школа лишь помогают родителям в вопросе воспитания.
• Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
• Заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
• Материально содержать своих детей
• Обеспечить получение детьми общего образования.
То есть не только отдать ребенка в школу, но и создать все условия, чтобы ребенок учился: мотивировать, помогать и т. д. Учитель учит, ребенок учится. Если не учится, значит, родители свои обязанности не выполняют. Родители, а не учитель.
• Действовать в интересах своих детей.
То есть, совершая любые действия, думать, а не противоречит ли это интересам ребенка.
• Соблюдать правила и нормативные акты образовательных организаций.
То есть режим работы, Устав и др., приводить и забирать детей вовремя, покупать школьную форму, если это прописано и т. д.
• Уважать честь и достоинство учителей, воспитателей и других работников образовательных организаций.
Поэтому «училка», «химичка» и тому подобное — недопустимо, как и многое другое, что позволяют себе некоторые родители.
Вот основной список.
За неисполнение родительских обязанностей лишают родительских прав. Помните об этом.
Обязанности учащихся
Да, дети тоже обязаны:
• Добросовестно осваивать образовательную программу.
То есть учиться!
• Выполнять учебный план.
• Выполнять задания учителя.
• Выполнять самостоятельную подготовку к занятиям.
• Посещать занятия.
• Выполнять требования устава образовательного учреждения.
• Соблюдать правила внутреннего распорядка.
• Заботиться о своем здоровье.
• Стремиться к духовному и нравственному развитию и самосовершенствованию.
• Уважать честь и достоинство работников образовательной организации.
• Уважать честь и достоинство других учеников.
• Не мешать другим в получении образования.
• Бережно относиться к имуществу образовательной организации.
За нарушения могут поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки, школьникам после начальной школы могут сделать замечание и выговор, а с 14 лет привлечь к уголовной ответственности за некоторые преступления, и с 16 — за все. С 15 могут отчислить из школы.
Расписание
Максимальное количество часов в неделю для учащихся 1 классов — 26 часов, 2–4 классов — 32 часа, дальше по возрастающей и 37 часов для 10–11 классов.
Это ж полноценная рабочая неделя!
Занятия не могут начинаться раньше 8 утра, при этом:
– у 1 классов не может быть больше 4 уроков в день;
– 2–4 классов — 5 уроков;
– 5–7 классов — 7 уроков;
– 8–11 классов — 8 уроков.
Это без физкультуры, она плюсом!
Физ-ру рекомендуется ставить последними уроками, после нее не должно быть письменных заданий и контрольных.
Самые сложные предметы рекомендовано ставить на вторник-среду, а несколько предметов, по которым много домашней работы, не должны ставиться в один день.
Расписание должно быть утверждено.
Все эти правила прописаны в СанПиНе, таблицы сложности можно загуглить. И да, это тот случай, когда, чаще всего, только написано, а на деле не соблюдается.
Домашние задания
Мы уже выяснили, что в обязанности учеников входит добросовестное осваивание школьной программы и самостоятельная подготовка к занятиям.
И выполнение домашки под этим тоже подразумевается.
В обязанности родителей входит обеспечение получения детьми образования. Это предполагает, в том числе, создание условий для выполнения домашних заданий, необходимую помощь в этом.
Поэтому заканчиваем разборки внутри семьи и садимся все вместе за домашку)).
По закону в первом классе домашнюю работу не задают.
А дальше объем ДЗ должен вписываться в количество времени, которое ребенок тратит на его выполнение:
– 2–3 классы — 1,5 часа в день;
– 4–5 классы — 2 часа;
– 6–8 классы — 2,5 часа;
– 9–11 классы — до 3,5 часов в день.
Понятно, что у каждого ребёнка свой темп, степень усидчивости и т. д. Закон не может учитывать все нюансы, а устанавливает лишь среднюю продолжительность выполнения ДЗ средним по способностям ребенком.
Я уже не помню, сколько домашка занимала у меня, а Софийке до школы еще два года, но что-то мне кажется, что указанное время — это слишком много.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность — часть образовательного процесса!
Существует программа, которую преподает учитель и осваивает ученик. Она проводится в форме урочной и внеурочной деятельности.
Поэтому все, что касается внеурочной деятельности, это ровно столько же обязательно, сколько и сами уроки.
Внеурочных мероприятий должно быть до 10 часов в неделю, точное количество устанавливает школа, когда разрабатывает программу внеурочной деятельности.
Что именно туда входит, тоже решает школа, и это должны быть активные творческие занятия, исследовательская деятельность, например:
– экспедиции;
– практики;
– экскурсии;
– походы;
– игры и т. д.
Отдельно оговорюсь о проектах: это тоже часть внеурочной деятельности.
Проект выполняется учеником самостоятельно под руководством педагогического работника в рамках учебного времени.
То есть не в виде ДЗ.
И еще важный момент.
Поскольку внеурочная деятельность — это часть образовательной программы, то финансируется она государством, соответственно, никаких сборов быть не должно.
Это не значит, что экскурсию в музее должно оплачивать государство. Просто посещение каких-либо платных мероприятий не может входить во внеурочную деятельность.
Если у вас нарушается количество часов, ведутся сборы или имеются ещё какие-то несоответствия, вы можете обратиться к учителю с этим вопросом, узнать о причинах. Если учитель скажет, что это указание руководства, тогда можно пойти к директору, попросить решить проблему, и если не решается, идти в органы образования.
Продленка
Группа продлённого дня формируется из учеников одного класса или параллели — по возможности, но если школа комплектует по-другому, грубым нарушением это не считается.
Если дети учатся с 8-8:30, то продлёнка может быть максимум до 19:00 (бедные дети!).
В это время школа должна обеспечить:
– подвижные занятия и игры;
– прогулки;
– для первоклассников — дневной сон;
– организацию самоподготовки, то есть дети САМИ делают домашние задания;
– кружки и занятия по интересам (шахматы, кроссворды, компот в ассортименте #тестнавозраст)).
Чем именно дети там занимаются во время продлёнки, какой у них режим и условия, решает каждая школа, а то и учитель самостоятельно, если не установлено школой.
Но детей обязательно должны кормить.
В 13–14 обед, в 16–17 — полдник.
А вообще дословно из закона, группа продлённого дня — это присмотр и уход. Как в садике.
Поэтому абсолютно правомерно школа может брать за это деньги.
Или за отдельные занятия, например, кружки или приготовление ребенком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем.
Драка после школы
Илья и Костя подрались возле здания школы через 15 минут после окончания уроков. Подрались серьезно, Илье потребовалось лечение и даже операция, это было оценено как тяжкий вред здоровью.
Мама Ильи пошла к родителям Кости требовать компенсации морального вреда, те заплатили 30 000 рублей, больше у них не было.
Тогда мама Ильи пошла в суд, требовала выплатить 300 000 рублей.
Ответственность за вред, причиненный малолетним ребенком (до 14 лет) несут родители. Кроме случаев, если вред причинен не по их вине. Здесь вопрос не в том, хорошо они воспитывали или нет.
Речь о ситуациях, когда ответственность за ребенка несут иные лица. Например, школа. Да, когда ребенок находится в школе, в детском саду или в стационаре без мамы или папы, то родитель оставляет/ отдает ребенка туда под ответственность школы/ садика и т. д.
Школа должна осуществлять надзор, не допускать хулиганства среди детей, не оставлять детей без внимания. И не только в стенах образовательного учреждения, но и на его территории.
Поэтому если ребенок причиняет вред другому на территории школы, то отвечает за это школа.
Суд маме Ильи во взыскании вреда с родителей Кости отказал.