Поиск

Мама: долг и обязанность Должны ли родители заниматься со своим ребенком?

26/04/2011
ЛОКТЕВА Оксана
545

— Почему ты хочешь иметь ребенка? — спросила меня подруга. — Это такая морока!
— Что ты! — возразила я. — Самое прекрасное — это заниматься с малышом! Представляешь, ты открываешь ребенку мир — ты делаешь это самая первая!
— Ну-ну! — скептически вздохнула моя собеседница. — Посмотрим, как ты это реализуешь на практике.
После этого разговора прошло не больше трех месяцев, и у меня появился малыш. Конечно, поначалу о занятиях и думать не приходилось. Но начитавшись о раннем развитии, я только и мечтала о том, как буду учить моего сына всему на свете. «После трех уже поздно!» — эта мысль стучала в висках, звенела в ушах, ныла и пела на все лады, подгоняя меня с каждым днем.

Прошло полтора года. Мой ребенок начал рано говорить, он с удовольствием слушал книги, пытался лепить, с радостью рассматривал репродукции картин. Я радовалась его успехам, но наряду с этим чувствовала, что мне больше всего хочется не заниматься с ребенком, а попросту выспаться и отдохнуть. Усталость не оставляла в покое — она наваливалась всей тяжестью, вызывая депрессии, провоцируя приступы гнева. А в мыслях было одно и то же: «Не успею, не вложу, не научу! А как же музыка? А рисование?» Какова вообще роль мамы? Что должен и может делать самый близкий и родной человек? Размышляя об этом, я пришла к некоторым выводам, которыми и хочу поделиться с вами.


Правило 1. ДУМАТЬ О СЕБЕ
Парадокс, неправда ли? Но давайте представим, что мама занимается всем: уборкой и готовкой, глажкой и стиркой, следит за питанием и здоровьем, учит своего малыша, при этом остается желанной и любимой женой. Возможно ли это? Может быть, да. Но тогда эта женщина станет похожа не тень. Будет ли счастлив малыш, общаясь с вымотанной, уставшей от жизни мамой? Ведь он смотрит на мир ее глазами — глазами, различающими только серый цвет будней с их бесконечными делами.
Давайте изменим ситуацию. Занятия, игры, чтение должны быть в радость, и только в радость. Только тогда они дадут результат: мама получит наслаждение от общения с ребенком, ребенок будет купаться в атмосфере любви. А это произойдет только тогда, когда мама отдохнет и придет в себя. В противном случае накопленное раздражение выплеснется на малыша, испортив всем настроение.


Правило 2. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Лучше чего-то не сделать, чем сделать нервничая.
Отмените сегодняшние занятия, не ходите на улицу, оставьте невытертой пыль, но только будьте спокойны. Если у вас есть настроение почитать, но вы не успеваете, выберите книгу покороче. Помните, что главное — спокойствие, и ничего дороже этого быть не может.


Правило 3. ОБЩЕНИЕ ВМЕСТО УЧЕНИЯ
Общаясь, мама открывает ребенку мир. Сегодня она показала, как лепить из пластилина, завтра впервые познакомила с аппликацией, послезавтра вручила иголку и научила делать первые стежки. По сути, не важно, чему учит мама — печь пирожки или пришивать пуговицу, главное, что это действие совместное, оно интересно ребенку, увлекает его. А как весело и непринужденно можно научиться считать, лепя пирожки, или читать, составляя из винтов и гаек разные буквы! И это вовсе не будет восприниматься как занятие. Ведь это же
настоящая игра! Родителям важно понять, что самое главное — это общаться с ребенком, не наказывать его одиночеством. Общаясь, беседуя, играя, гуляя с ребенком, вы почувствуете, как малыш незаметно, легко и непринужденно наполняется знаниями, осваивает умения, тренирует уже приобретенные навыки.


Правило 4. УРОКИ БЕЗ МАМЫ
 Преподавать, к примеру, музыки два или три раза в неделю проводит свои уроки. Почему бы этим не заняться маме?
Безусловно, это не возбраняется делать маме. Но в силу занятости по хозяйству редкие женщины умудряются быть последовательными в своих начинаниях.
Педагог же ведет занятия, руководствуясь еще и материальным стимулом. Как это ни смешно, но деньги, получаемые нами за выполняемую работу, сказываются и на нашем желании.
Кроме того, занимаясь с собственным ребенком, мы неизмеримо чаще закипаем и сердимся, нежели при обучении чужих детей. С чем это связано? Скорее всего, с тем, что мы подсознательно отождествляем себя с малышом. Голос здравого смысла заглушается какими-то внутренними обидами на себя и на малыша. При занятии с другими детьми мы руководствуемся другим доводом: «Ничего страшного. Этого не знает — научим, не может — поможем. И он обязательно будет уметь и знать».
И наконец, восприятие малышом мамы и чужого человека — совершенно разное.
Мама — это самое любимое существо, мама все простит (это малыши чувствуют на уровне подсознания), любви мамы не надо добиваться, она и так беспредельно любит тебя. С педагогом же все обстоит иначе — дети стараются понравиться преподавателю, заслужить его одобрение, что является дополнительным стимулом в обучении. Но тут же возникает вопрос: «А что же будет делать мама? Неужели ее участь — только играть и гулять?» Вовсе нет. И для мамы найдется масса дел.

ДЕЛО № 1. Научить ребенка слушать взрослого и доводить дело до конца Итак, допустим, ваш малыш занимается в изостудии. Он с удовольствием рисует с преподавателем и дома. Вы не оставляете это без внимания, часто рисуете вместе с ним. Вы сели заниматься любимым делом, предлагаете ребенку нарисовать портрет его любимой собачки. Малыш было принялся за дело, но почувствовав, что у него не получается, тут же вскочил и увлекся игрой. Вот оно, самое сложное: побудить ребенка вернуться к занятию, сделать так, чтобы он сам послушал вас, чтобы довел дело до конца.
Почему многие родители жалуются, что не могут выполнять с ребенком домашнее задание? Да потому, что решение примеров и задач, написание букв ему не интересно. Здесь приходится проявлять волю, преодолевать себя. А это могут не все. Ведь самое сложное — доведение дела до конца. И обучение этому — важная и кропотливая работа.
Занятие под стать уборке игрушек. На это уходит столько же нервов и терпения, сколько мы тратим на пережидание истерики, на убеждения маленького человека, когда он не внемлет нашим просьбам. Все это называется воспитанием, которое куда важнее в дошкольном возрасте, нежели натаскивание на тот или иной материал. И эту работу уже не смогут выполнить профессиональные специалисты, это — право и обязанность мамы.

ДЕЛО № 2. Пробудите чувства
Рано или поздно малыш научится читать и писать, плохо или хорошо освоит математику и химию, но вот добрым, отзывчивым, справедливым он может не стать никогда. А хотелось бы нам с вами жить в мире умных и жестоких людей? Думаю, что нет. А значит, каждой крохе необходимо объяснять моральные понятия. Кто это будет делать? Садик, школа, институт? Конечно, нет. Они развивают наших детей, обучают их, а воспитанием должны заниматься мы с вами, родители. И никто лучше мамы не объяснит, не расскажет, не растолкует. Чтение сказок, обсуждение мультфильмов и жизненных ситуаций, рассказ историй, иллюстрирующих различные моральные аспекты — все это ваша родительская прерогатива. И если вы подошли к делу ответственно и ребенок научился сопереживать, заботиться, понимать и жалеть, значит, вы провели огромную работу, и такой труд не пройдет даром.

ДЕЛО № 3. Быть надежным тылом
Ни воспитательница, ни учительница, ни тем более репетитор не могут в полной мере разобраться с тем, что происходит в душе ребенка. Малыш должен всегда ощущать, что мама — его надежная защита, его тыл. Что бы
ни случилось, он всегда может прийти к ней за помощью. Поддержать вовремя, почувствовать, что нужно ребенку, устранить пробел, если малыш чего-то недопонял на занятиях — все это задача мам и пап, бабушек и дедушек, семьи.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.
Как сделать, чтобы занятия были качественными и продуктивными?
1. Надо помнить, что лучше заниматься в одно и то же время, например, утром после завтрака и вечером после полдника, когда ребенок еще не успел устать.
2. Лучше заниматься непродолжительное время. Пусть это будет два раза в день по 10-15 минут, но обязательно ежедневно. Если вам тяжело заниматься дважды в день — сократите занятия до одного раза. Но не пропускайте и дня, так как это приучает в то же время малыша к определенному порядку. Не удивляйтесь, когда через неделю он сам напомнит вам, что после завтрака — время занятий.
3. Старайтесь так построить занятие, чтобы малыш почувствовал свой успех. Особенно важен хороший результат в конце занятия. Тогда хочется продолжать дальше.
4. Не скупитесь на похвалу. Это традиционное пожелание уже давно известно всем. Вспомните на секунду, как помогало вам банальное «молодец!» на сложном нелюбимом уроке, как подбадривала эта похвала и вселяла надежду.
5. Если у малыша совсем плохо получается при его искреннем старании, давайте самые лучшие отзывы о его работе. Так поступают с заикающимися детьми. Когда заикание усиливается — ребенка уверяют, что он говорит хорошо. Заикание ослабевает — на это не обращают внимания. Когда малышу все удается, не хвалите его часто.

Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.