Поиск

Главное не скорость, а результат

03/02/2011
ВЕЙЦЛЕР Дарья
533

Еще качая на руках только что родившееся крохотное существо, мама уже представляет, как ее малыш скоро встанет на ножки, пойдет и сам, в ответ на ее объятия, обнимет ее. Скорей бы, скорей! "Ваш уже сел? А наш еще нет..." "Ваша уже ходит? Ну надо же, а моя все ползает..." Многим родителям так хочется, чтобы их ребенок как можно быстрее овладел всеми положенными двигательными навыками, что они постоянно волнуются по этому поводу и сравнивают его с ровесниками. И, честно говоря, такой соревновательный период проходят почти все мамы малышей до года. Американский антрополог из Корнелльского университета Мередит Смолл писал: "Двигательная координация развивается у разных детей в разные сроки, и диапазон колебаний может быть весьма значительным. Одни родители носят детей, не пеленая, дают им свободу движений и возможность глядеть на мир; другие такой стимуляцией пренебрегают. Но в конце концов все выравнивается."
И все же нормы и сроки эти, хотя и достаточно растянутые во времени, естественно, существуют. И знать о них родителям, безусловно, необходимо. О чем действительно стоит и о чем не стоит волноваться, рассказывает
врач-невропатолог Елена Анатольевна Жидкова.

? Почему за двигательными навыками малыша наблюдает именно невропатолог?
— Потому что от правильного развития нервной системы зависит правильное формирование двигательных навыков. При появлении малыша на свет у него практически полностью отсутствует координация движений. Руки и ноги слушаются его, лишь повинуясь простейшим рефлексам — сосательному и хватательному. Они зарождаются в стволе головного мозга — единственном его участке, который при рождении работает на полную мощность. Но между четвертым и седьмым месяцами кора головного мозга постепенно достигает следующей стадии развития. При этом эти рефлексы полностью угасают, уступая место формирующимся более сложным и тонким движениям — ползанию, ходьбе, речи. Одновременно с развитием коры нервные волокна начинают покрываться миелином (специфическим жирным веществом), который не дает электрическому сигналу угаснуть или выйти наружу, заставляя его двигаться вдоль волокна. Все это нужно для того, чтобы мозг научился отдавать четкие приказы мышцам.

? Нормы двигательной активности до года определяются по каждому месяцу ?
— Развитие каждого ребенка индивидуально. Мышечные и нейронные связи, "отвечающие" за умение ползать, садиться, ходить, формируются мозгом ребенка в свой срок. Но существует диапазон сроков развития различных движений. Так, например, кто-то может научиться переворачиваться в 2 месяца, а есть дети, которые осваивают это движение к 7 месяцам. Но, если и к 7 месяцам это движение не сформировано, есть повод для беспокойства. Физическая и "понятийная" готовность к ходьбе наступает в 10-17 месяцев. Такая "вилка" объясняется тем, что и мозг, и тело некоторых детей требует больше времени, чтобы совершить это чудо равновесия и координации.

?Но бывает, что эти движения начинаются раньше времени, опережая норму... От чего это зависит ?
— Как правило, это означает, что мышцы малыша находятся в достаточном тонусе, чтобы совершить движения, а мозг уже созрел, чтобы овладеть теми или иными навыками. Однако определенное ускорение двигательного развития иногда может насторожить врача, и в некоторых случаях желательно показать ребенка специалисту, например, невропатологу.
Кроме того, если смотреть шире, то развитие двигательной активности может быть связано и с определенными культурными традициями. Это значит, что у разных народов традиционно сложились свои нормы, напрямую зависящие от их образа жизни. Например, европейская культура (к которой относимся и мы) предполагает развитие новорожденного лежа. А у нигерийского народа йоруба дети первые 3-5 месяцев жизни проводят в сидячем положении в специальных отверстиях прямо в земле или между подушек. Их рано учат ползать, затем
ходить. И, если американский или европейский ребенок к 2 годам владеет мастерством катания игрушки на колесиках, то 90% нигерийских малышей к 2 годам самостоятельно умываются, 75% могут делать покупки, а 39% мыть тарелку после еды. В Средней Азии существует традиция, когда едва родившихся детей вкладывают в люльки со специальным отверстием, через которое осуществляются естественные отправления ребенка, и практически не вынимают оттуда, соответственно нормы развития движений у них отличаются от средних норм европейских детей.

? Но, возвращаясь к нашим детям, часто происходит и так, что малыш запаздывает в двигательном развитии. С чем связано, что он, предположим, еще не сел в десять месяцев ?
— Причину запаздывания развития каких-либо двигательных функций невозможно определить, не видя ребенка, поскольку это возможно при различных заболеваниях нервной, мышечной, костной систем. Часто болеющий малыш тоже может отставать в развитии. Поэтому, если родителям кажется, что кроха развивается неправильно или слишком медленно, лучше как можно раньше показать его специалисту.

? У мальчиков и девочек одинаковые нормы двигательного развития ?
— В общем одинаковы, однако более напористые и двигательно активные мальчики осваивают крупные движения — ползание, ходьбу — чуть раньше. А например, такие движения, как перелистывание страниц книги (это ребенок умеет, как правило, к одиннадцати месяцам) удачнее получаются у девочек.

? А что делать в том случае, если ребенок «перепутал» порядок движений и встал раньше, чем сел ?
— Я бы посоветовала родителям обратиться к невропатологу, иногда это может означать, что у малыша так называемая мышечная дистония и ему просто неудобно сидеть с напряженными мышцами. А в большинстве случаев малышу просто нравится стоять — он уже готов и освоил эту функцию. Или, например, многие дети не осваивают тактику традиционного ползания, а ползают на животе «по-пластунски», таким образом достигая своей цели. Кстати, ползание — движение, которое необходимо для правильного развития связей между правым и левым полушарием. У ребенка, который не "доползал" в свое время, в более старшем возрасте как правило, в раннем школьном могут возникнуть проблемы с обучением таким сложным двигательным актам, как
чтение, письмо. Так что не торопитесь поставить ползающего малыша на ножки, стремясь, в первую очередь потешить свое тщеславие: «Мой уже ходит». Пусть он лучше пойдет позже (в свой срок), но учиться ему будет легче. Если родители чувствуют, что ребенок пропускает (или уже пропустил) этот важный период, то нужно специально постараться стимулировать ползание в более
старшем возрасте.

? В каком возрасте и сколько нужно ползать ?
В норме ребенок пытается начать ползать с 7-8 месяцев, период ползания может длиться до 3-5 месяцев, иногда бывает, что дети, пропустившие этот этап в раннем возрасте, «наверстывают упущенное» после 2-3 лет, интенсивно ползая во время игры. Если же родители вспоминают, что их ребенок не ползал или почти не ползал в детском возрасте, а сейчас ему 6-8 лет и у него трудности в обучении, возможно, дело в недостаточно сформировавшихся межполушарных связях, в таком случае лучше обратится к нейропсихологу, и он подберет комплекс реабилитационных мероприятий. Но ползание — это частный случай, а вообще в развитии все запрограммировано и гармонично. Любые действия, которые бессознательно производит малыш и которые кажутся бессмысленными его родителям, на самом деле крайне важны. Вот, например, младенец засовывает кулачок в рот. "Не надо",— говорят родители, расценивая жест как дурную привычку. А ведь это важный запрограммированный акт, готовящий малыша к речи. Это движение развивает чувствительность языка, развивает моторные и чувствительные функции руки. А в головном мозге функции моторики и чувствительности языка и кистей рук находятся настолько близко, что одно помогает другому развиваться. Практически всегда одно движение индуцирует другое, одна функция помогает развиваться другой. При многократном повторении движения оно становится все более удачным, плавным, усилий для его выполнения требуется все меньше. Мозг запоминает наиболее энергетически и двигательно выгодную работу мышц.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.