Поиск

Несколько слов в защиту пеленки

25/03/2011
МАЙОРСКАЯ Мария
707

Еще на третьем месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу возникают координированные движения и малыш на ощупь может найти свой рот, начинает сосать палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32-й неделе внутриутробного развития плод уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений. Например, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. В последние недели перед родами руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства — они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому кроха получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки ируководствуется ими. Так же, как и в материнской утробе, стимулами для младенца являются  прикосновения ко всей поверхности его тела и особенно к ручкам и ножкам. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие осязания.

Осязание развивает:
НОШЕНИЕ НА РУКАХ
Когда мама носит малыша на руках или спит рядом с ним, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Согретый теплом, кроха не нуждается в большом количестве одежды и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.
СВОБОДНОЕ ПЕЛЕНАНИЕ
Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, например, во время сна, то наилучшим способом стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем малышу совершать движения руками и ногами. Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше. Пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Количество сенсорных стимулов в пеленке ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т.д., основное ее назначение — создавать иллюзию опоры, но не стеснять естественные движения, ограничивая их только в области плечевых суставов (как это и было в матке). Свободно спеленутый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, сосать палец или кулачок, болтать ногами.

Мешает развитию осязания:
РАСПАШОНКА С ЗАШИТЫМИ РУЧКАМИ
Из множества осязательных стимулов такая распашонка дает только один: ощущение того, что всюду одна и та же тряпка. Такие распашонки придуманы якобы ради того, чтобы младенец не расцарапал себе лицо при беспорядочных движениях ручками. Однако если малыш находится у мамы на руках, то он и так ничего себе не расцарапает. Если же младенец лежит без мамы, то любое беспорядочное движение ручек, конечно, будет пугать. Следовательно, в этом случае лучше запеленать кроху. Так что необходимость применения таких распашонок сильно преувеличена и оправдать ее можно только в детской палате медучреждения.
ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ
Сегодня среди городских жителей вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. В деревне тугое свивание младенца использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Правильно использовать тугое свивание в современных условиях может только специалист, владеющий этим методом. Кроме того, сейчас чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах лет 20-30 назад.
Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время «вскидываний», но оно провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений, малыш привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ПЕЛЕНАНИЯ
Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Младенец беспомощно барахтается в огромном для него пространстве, испытывая панику и ужас и даже задевая свое тело, не успевает адекватно реагировать, потому что состояние паники — это самая мощная реакция, заглушающая все остальные. Раз нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация и развитие осязания тормозится. Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять-таки обедняет возможности осязания, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела — самого знакомого и развивающего стимула — они как раз касаться практически не могут: все спрятано в многочисленных одежках.
Родители стремятся побыстрей освободиться от неэстетичных пеленок, поскорее надевают на кроху модные штанишки и костюмчики. Но, может, не стоит сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования? Лучше владеть правильной информацией и заботиться о реальных потребностях своего малыша.

Комментарий детского невропатолога Елены Жидковой.

Если взглянуть на вопросы детской одежды с исторической и этнографической точки зрения, то у большинства народов первоначальная детская одежда представляла кусок материи различной выработки, в которую так или иначе заворачивали дитя. Далее ребенка клали в колыбель (или некоторое ее подобие), которая всегда была небольших размеров. Или вовсе не было никакой колыбели. Малыш уютно располагался на руках у матери или в каком-либо специальном приспособлении. Обычай плотного пеленания — свивания — зародился на Руси в крестьянских семьях, где женщины выходили в поле, а плотно свитый ребенок клался, а иногда даже бросался в межу. Там он и лежал, пока мать работала. Свивание было защитой от повреждения. В семьях с более высоким достатком детей не пеленали, а одевали в рубашки, штанишки. Прокладывали подгузники и накрывали пеленками и одеялами, позволяя детям свободно двигаться.
Что касается дней сегодняшних, то врачи считают, что новорожденному малышутребуется как можно более плавный переход к новой для него жизни. Поэтому  желательно создать для ребенка условия, максимально приближенные к положениюего в матке, а это на первых порах не широкая кровать, а уютная колыбелька. Если нет такой возможности, можно создать для ребенка гнездышко, обкладывая его свернутыми в валик пеленками и закрывая поверх мягкой махровой простыней.
На первых порах наиболее чувствительными частями тела у ребенка являются роти ладони, поэтому не следует закрывать ручки младенца варежками или  распашонкой с зашитыми рукавами. Не нужно вытаскивать кулачок крохи из его рта, дайте вволю насладиться ощущениями. Необязательно надевать на ребенка большое количество одежды. В холодное время года можно положить его, например, на меховую шкурку и прикрыть махровой простыней. Не стоит забывать, что оказавшийся в кроватке малыш будет чувствовать себя дискомфортно без привычных звуков, покачивающих, сжимающих движений матки. Как можно чаще берите его на руки, гладьте, просто носите, прижав к себе.
Если вам нужны свободные руки, то пользуйтесь перевязью или «кенгурушкой».
 Многие родители жалуются, что их распеленутый ребенок хуже спит, вздрагивает, пугает себя ручками. Такое возможно, если кроха после рождения был все время спеленут и начал воспринимать мир, не видя своих рук. Есть дети (особенно перенесшие гипоксию), у которых объем и частота движений выше, чем у других малышей. И тогда нескоординированные бросковые движения могут мешать им спать, но это не значит, что такого ребенка надо спеленывать на все сутки, добиваясь хорошего сна. Возможно, вашего беспокойного малыша придется чаще носить на руках, укачивать, поглаживать, а возможно, даже и спеленывать на некоторое количество времени, давая ему возможность выспаться. Но, если ребенок проводит большую часть времени в таком состоянии, с ним нужно больше заниматься, раздевая, массируя, поглаживая его тельце, занимаясь с ним в воде специальной лечебной физкультурой. Это поможет ему научиться правильно распознавать движения собственного тела, а водная среда сгладит неравномерность, порывистость движений.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.