Вы помните свою первую любовь? Нет, не ту, что пришла к вам в юности, а самую-самую первую: когда учились в младших классах или ходили в детский сад. Вы полагаете, что в таком возрасте не влюбляются?
Еще как влюбляются, считает психолог Ольга ПРОСТАТИНА.
— С какого возраста дети начинают испытывать романтическое влечение к противоположному полу?
— Как правило, это происходит в детском саду, лет в 5. Обычно сначала девочки начинают обращать внимание на мальчиков. А мальчики, которые отстают в развитии от сверстниц, могут впервые влюбиться и в 7, и в 10 лет. Но безусловно все это индивидуально.
— Настолько серьезны первые любовные переживания?
— Конечно, чувства подростка глубже и острее, чем любовь маленького ребенка. Но порой дети дошкольного и младшего школьного возраста сильно привязываются друг к другу. Они могут грустить, когда друг, например, болен. Некоторые испытывают настоящие душевные страдания, если расстаются с возлюбленным, когда тот переходит в другой сад или школу. Я помню такую пару, которая умиляла всех воспитателей. Андрюшка и Маша (им было по 6 лет) были неразлучны. Но прошло время, и Андрей пошел в школу, а Маша осталась в саду
еще на год. Мальчик познакомился с новыми друзьями, к «невесте» больше не заходил, а девочка из-за этого очень страдала. Она стала замкнутой, не хотела играть с другими детьми.
— Значит ли это, что ребенок может впасть в самую настоящую депрессию из-за потери объекта любви?
— Да, может, поскольку у ребенка нет жизненного опыта, и потеря друга или подружки может показаться ему полным крахом. Из-за этого он порой становится вялым, пассивным, иногда отказывается от еды и плохо спит.
Самому ребенку трудно с этим справиться, ему надо помочь. В такой ситуации мы рекомендуем придумать для него сказку, например, про Дашу или Петю, которые тоже сильно мучились, когда расстались с любимым другом или подружкой. А закончить историю надо примерно так: «Прошло совсем немного времени, и у Даши (Пети) появились новые друзья. Они вместе играли, им было весело друг с другом». Родители должны поставить себя на место ребенка и постараться понять его переживания. Ни в коем случае нельзя его высмеивать, говоря: «Какая еще любовь в твоем возрасте?!». И ошибкой было бы сказать ему: «Да не переживай
ты так. У тебя таких Кать и Вань будет десяток». Родители не подозревают, что подобными словами они программируют ребенка на то, что у него действительно будет десяток партнеров. Сын или дочка на бессознательном уровне запомнит ваши слова, а повзрослев, воспроизведет в жизни то, что вы ему когда-то сказали.
— А бывает так, что ребенок играет в любовь, подражая взрослым?
— Очень часто. Например, Полина играет с Алешей в «мужа и жену». По сценарию они любят друг друга, у них рождается дочка или сыночек, с которым они ходят в магазин, детский сад и так далее, — словом, дети копируют семейную жизнь своих родителей.
Кроме того, дети часто воплощают в жизнь любовные истории, увиденные по телевизору. Особенно они любят «мыльные оперы», которые смотрят их мамы и бабушки.
— Почему у маленьких детей появляется неистребимое желание повести под венец своего друга (подружку)?
— Прежде всего потому, что для детей, особенно для девочек, свадьба сама по себе очень привлекательна. Они мечтают приблизить это событие, чтобы надеть платье, как у принцессы, украсить голову фатой. И чтобы вокруг было много народа и веселья.
Кроме того, ребенок очень хочет самоутвердиться, стать как мама или папа. «Я выйду замуж на Кирюшу. Ведь ты же замужем», — говорит дочка маме. Но не только девочки одержимы замужеством. Мальчики тоже охотно предлагают руку и сердце своим возлюбленным. Так, четырехлетний Денис предлагал пойти с ним под венец каждой новой подружке. Юному Дон Жуану льстило, что девочка воспринимает его не как маленького мальчика, а как мужчину.
— В каких детей влюбляются их сверстники противоположного пола?
— Они любят активных, общительных, веселых. Жадных и плакс не жалуют. Многих привлекает внешность, одежда избранника. Часто нравятся дети с задатками лидера, которые могут организовать остальных для какой-то игры. Бывает, что ребенку понравились чьи-то родители, и только после этого он обращает внимание на их сына или дочку. Но иногда дети делают странный выбор. Я, например, помню свою первую любовь —это был мальчик из моей группы, у которого не было двух пальцев на руке. Этот недостаток я считала его основным достоинством. Он был не такой, как все, и это мне нравилось.
— Может ли детская привязанность перерасти в глубокое чувство, когда «жених» и «невеста» вырастут?
— Чаще всего дети настолько привыкают быть все время вместе, что, когда взрослеют, испытывают друг к другу только дружеские чувства.