Поиск

Все гениальное – просто

07/10/2008
ФОМЕНКО Виктория
457

Семейный ритуал

А что же по этому поводу думают сами психологи? С этим вопросом мы обратились к Наталье Леонидовне ПАРШИНОЙ – психологу высшей категории, заместителю директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».

– Чаще всего мы пытаемся строить отношения со своими детьми не так, как наши родители с нами, а с точностью до наоборот: стараемся восполнить и дать им то, чего не хватало в детстве нам самим. Но как можно не учитывать опыт наших предков? Это все равно, что обрубить корни дереву. А у каждого свои корни, и главное, чему мы можем научить ребенка – с уважением относиться к своему роду, к общесемейным ценностям. Я считаю, что дедовские методы воспитания всегда правильные. У каждой семьи эти методы свои, по большому счету, они сохраняют традиции, саму сущность семьи.


Семейный ритуал

Возвращаясь к тому, как воспитывали раньше, стоит отметить семейные традиции, эмоциональный контакт, который возникал в семейном воспитании. Сейчас уходит традиция семейных обедов и ужинов. У всех свой режим, свой график, суета, нехватка времени. Но хотелось бы порекомендовать семьям завести такой ритуал: хотя бы раз в неделю собираться всем вместе за столом, к примеру, на вечерний чай.


Классики на снегу

Классиками отечественной педагогики многие называют Бориса Павловича и Елену Алексеевну Никитиных. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность. О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в I960-1970-е годы, Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.


Сказка о были

А как раньше рассказывали сказки! Ведь многие жизненные мудрости малыш впитывал именно благодаря им. Сейчас психоаналитики много говорят о смысле разных сказок: они помогали карапузу и взрослеть, и овладевать навыками общения. Мы тоже очень рекомендуем нынешним родителям рассказывать сказки, причем именно те, которые ложатся на злобу дня. В этом смысле мы, психологи, близки к «дедам». Если ребенок преодолевает какие-то трудности при вхождении в новый коллектив, то мы рекомендуем родителям рассказать сказку, где есть какая-то похожая ситуация, рассказать о таких же эмоциях, где показаны пути преодоления этих трудностей. И надо сказать, что эти сказки действуют очень позитивно.


Книжный обзор

На сегодняшний день одни из самых популярных и авторитетных книг – «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» доктора Комаровского, «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. В этих книгах на доступном языке рассказывается о сложных вещах, даются ответы на всевозможные вопросы, рекомендации, позволяющие принять правильные решения; не менее важно то, что авторы – наши соотечественники, опытные специалисты, хорошо знакомые с российской действительностью и с нашим менталитетом.

На протяжении долгих лет очень популярной остается книга Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним», пережившая уже 7 (!!!) редакций.


Ремень?

Не стоит приравнивать воспитание по-дедовски к воспитанию ремнем. Ремень – это показатель бессилия. Я твердо уверена, что воспитание не может строиться на подавлении, наказанием может быть только отказ от поощрения, но ни в коем случае не насилие. Ведь не зря у слов «питание» и «воспитание» один корень. Во время воспитания ребенок должен что-то впитывать. А что впитывает ребенок, когда испытывает на себе насилие? На мой взгляд, только то, что есть сила, которой он должен подчиняться. Насилие не воспитывает свободную личность. А воспитывается ли ограничение таким образом? Вряд ли. Если родители хотят изменить что-то в поведении своего чада, мы рекомендуем им подчеркивать не слабые места своего чада, а наоборот, отмечать хорошие проявления.

Плохое поведение ребенка говорит о 4 причинах:

привлечение к себе внимания,

желание показать свою власть,

месть за что-то,

желание избежать неудачи (лучше я не буду этого делать, чем сделаю плохо или не так, как хочет мама).


Общаться с ребенком. Как?

Советую всем родителям прочитать книгу Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В этой книге доступным языком написано, как учитывать потребности детей, показаны очень важные моменты, прежде всего «зона ближайшего развития». Чтобы понять, что это, я приведу пример. Как маленький ребенок учится ходить? Сначала он получает все больше и больше свободы. Участие родителя в обучении малыша ходьбе и есть зона ближайшего развития – учет того, что ребенок может сделать сам, а в чем нужна подмога. И вот эта помощь должна быть очень дозированной. Пожалуй, это самый трудный момент для родителей, особенно для мам, потому что с каждым днем ребенок становится все более самостоятельным, и нужно научиться его отпускать.


У мамы за пазухой

Для тревожных мам, страдающих гиперопекой, порекомендую книгу Галины Сартан «Тренинг самостоятельности у детей».

В книге Гиппенрейтер также указан ряд воспитательных приемов, в частности – прием активного слушания. Ведь чаще всего родители слушают ребенка, занимаясь какими-то делами, вследствие чего у детей часто создается ощущение, что их не слышат. И еще очень хороший метод – «я-высказывание» – механизм, который помогает родителям организовать общение так, чтобы не с помощью запретов, а с помощью понимания регулировать, что можно, что нельзя. На мой взгляд, очень фундаментальный воспитательный механизм.


Революция в воспитании

Система воспитания Бенджамина Спока стала революционной для своего времени и места возникновения – США, 1946 год. До него американская система воспитания несла на себе печать исторического пуританского прошлого нации, регламентировалось все – от интервалов кормлений до количества родительских поцелуев ребенку.

Спок предложил радикальную смену ориентиров. Главной его заповедью стало отсутствие всяческих заповедей: никакого универсального рецепта воспитания не существует, поэтому нужно доверять себе и собственной интуиции, а не руководствам педагогов. Причем ведущий принцип – любовь к ребенку. Спок утверждал, что мать знает своего ребенка лучше, чем ей это кажется. Он призывал ее к диалогу с малышом, общению с ним на равных. Кроме того, кредо его педагогической теории стали такие слова: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств по отношению к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».


Слушать или нет?

Психологи могут обучить конкретной технологии, однако очень редко дают такие рекомендации, которые могут служить четкой инструкцией, включающей в себя каждый момент жизни. Есть такая опасность, что общие рекомендации кому-то могут подойти, а кому-то – нет. Поэтому нужно относиться к ним избирательно. Истинное понимание и близость с детьми возникает, когда мы имеем мужество делиться с ними не только радостями, но и своими проблемами, тогда и дети будут делиться своими проблемами с нами. А самое главное в воспитании – это истинная любовь к своему чаду. Детей надо просто любить и делать так, чтобы они чувствовали это, и тогда у вас все получится.

Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.