Поиск

Наука о детской душе

07/10/2008
512

Детская душа

О вкусах, как говорится, не спорят, и каждый из нас назовет лучшим психологом того, чей опыт пришелся как нельзя более кстати и прижился в конкретной семье. Поэтому, если позволите, я познакомлю вас с людьми, книги которых сыграли большую роль в моей жизни, на которые опираюсь в сложных ситуациях, находя ответы на многие вопросы.


Льва Семеновича Выготского (1896-1934), разработавшего учение о возрасте как единице детского развития, специалисты называют бесспорной звездой детской психологии. Поэтому, решив заняться самообразованием, я, естественно, взяла в библиотеке именно его учебник. Однако мне, незнакомой с азами психологии, оказалось практически невозможно разобраться в материале, написанном для специалистов и с формулировками типа «отождествление развития и научения в бихевиоризме». В результате я отправилась в книжный магазин и принялась изучать аннотации, стараясь избегать слова «учебник» в названии издания. Оказалось, что в наши дни можно приобрести книги, в том числе и последователей Выготского, написанные простым языком, более понятным таким «чайникам» в психологии, как я.

Любопытно, что родился Лев Семенович с фамилией Выгодский, но есть мнение, что довольно скоро, обретя самостоятельность, он меняет в фамилии одну букву, дабы избежать созвучности со словом «выгода», и предотвратить связанное с этим моральное неудобство.


Настольная книга

Например, книги профессора МГУ Юлии Борисовны Гиппенрейтер оказали поддержку уже не одному поколению родителей. На вопрос «Общаться с ребенком. Как?» она дает ответ в одноименной книге, во многом опираясь именно на труды Выготского. Книгу мне посоветовала молоденькая психолог. Придя к ней по рекомендации, я попыталась выплеснуть на бедного доктора все, что меня беспокоило (а беспокоил меня, ни много ни мало, полный ассортимент дошкольных эмоциональных проблем, которыми страдала, как мне казалось, моя дочь). Устав разубеждать меня и уверять меня, что с ребенком все в порядке, девушка сказала: «Если хотите, мы можем встречаться два раза в неделю. Но я понимаю, что ездить вам далеко (спасибо, доктор!), поэтому давайте поступим так: вы купите книгу Гиппенрейтер и придете, если возникнут дополнительные вопросы». Как вы догадываетесь, книга стала настольной.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, также, как дети «с комплексами», «забитые» и «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». «Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы». «Известный семейных терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! …ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания» (из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).


Как аукнется, так и откликнется

Когда молодая, неопытная, уставшая и невыспавшаяся мама остается с малышом один на один изо дня в день, не имея возможности отвлечься и отдохнуть, ребенок нередко превращается в причину всех бед и источник постоянного раздражения. Я ведь сделала все, от меня зависящее, так почему же он все время плачет… кричит… орет – неужели назло?! В свое время спасением для меня, запертой в четырех стенах наедине с младенцем, стала книга чудесного психолога Людмилы Николаевны Лордкипанидзе. Благодаря мудрому и рассудительному изложению, я поняла мотивацию «вечно пищащего комочка», стала смотреть на происходящее совершенно по-другому и постепенно успокоилась. С тех пор каждый раз, когда я вижу раздраженную поведением сына или дочери маму, хочется посоветовать ей «Книгу о детях для думающих взрослых».

«Надеюсь, вы согласитесь, что любое, самое непонятное на первый взгляд, поведение ребенка является следствием какой-то причины. И лишь поняв, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, можно помочь ему изменить поведение. А причина чаще всего кроется в нас, в родителях.

…В подавляющем числе случаев причиной плохого аппетита у детей бывает неправильное отношение родителей к кормлению ребенка с самых первых дней его жизни. При грудном вскармливании мамы нередко используют кормление как способ успокоить малыша, когда он плачет. Но беспокойство ребенка далеко не всегда связано с чувством голода. Ему может мешать складочка на одежде, раздражать мокрая пеленка, причиняют боль скопившиеся в кишечнике газы и многое другое… Инстинктивно ребенок при этом может сосать грудь или молоко из бутылочки довольно активно, но это не избавляет его от неудобств. И если такое сочетание боли, дискомфорта с приемом пищи повторяется многократно, у ребенка может сформироваться негативное отношение к кормлению.

Родители часто жалуются, что маленького ребенка трудно уложить спать. …Обычно они сами провоцируют подобную ситуацию. …Вечером, когда вся семья в сборе, ребенку уделяется слишком много внимания: с ним играют, возятся… Малыш смеется, бегает, бывает очень доволен… И вдруг, в разгар удовольствия ему заявляют: «Все! Хватит! Поздно! Пора спать!» Не всякий взрослый способен так сразу перейти из состояния возбуждения в состояние полного торможения, каковым является сон. Тем более ребенок. Конечно же, начинаются слезы, протесты». «Не бойтесь избаловать малыша любовью. Ребенок развивается оптимально, если уверен, что для своих родителей он самый лучший, самый любимый, что они ни за что не променяют его на другого ребенка, даже если тот красивее, умнее или послушнее» (из «Книги о детях для думающих взрослых»).

Анна Фрейд

На западе одним из инновационных подходов в понимании развития ребенка является детский психоанализ, основанный дочерью отца психоанализа З. Фрейда Анной Фрейд. Для своего времени идеи, исповедуемые Анной, были уникальны и неординарны. Она открыла во всей полноте наличие внутренней эмоцио- нальной и интеллектуальной жизни ребенка, которую зачастую очень сложно увидеть, «вытащив» наружу, и разработала целую систему общения с маленькими пациентами путем игр. А в 1947 г. основала Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический центр. Однако интересно, что сама Анна, пройдя через анализ отца, З. Фрейда, так и не вышла замуж и собственных детей не имела, а нерастраченную энергию молодая женщина направляла на работу, на помощь детям и на огромную привязанность и дочернюю любовь к отцу.

Валерия Сергеевна Мухина

В настоящее время Валерия Сергеевна известна как специалист в области детской психологии, психологии личности и этнопсихологии. А область ее особого интереса – это психологическое сопровождение детей и взрослых в трудных ситуациях. Зерном же и направлением научных взглядов Мухиной является то, что личность всегда, по своей «феноменологии» предполагает развитие. Развитие личности ребенка происходит постепенно через опосредование общественных отношений, путем воспитания духовной и материальной культуры. Из-под ее пера уже вышло более трехсот пятидесяти печатных работ в России и за рубежом.

Если перевести слово «психология» на русский язык, получится «наука о душе» (гр. Psyche – «душа» и logos – «учение»). Детская психология – молодая наука, ей чуть более 100 лет. Точкой отсчета для исследований психологии малыша считается книга немецкого ученого Вильгельма Прейера «Душа ребенка», в которой он описал результаты ежедневных наблюдений за своим сыном. Прейер впервые взялся за изучение самых ранних лет жизни ребенка и ввел метод объективного наблюдения. С тех пор ни один из выдающихся психологов не пропускал детскую тему: ее так или иначе затрагивали Джон Уотсон, Анри Валлон, Зигмунд Фрейд, а также Владимир Бехтерев, Александр Лурия и Петр Гальперин.

Записи родителей-психологов о развитии собственных детей в раннем возрасте стали поворотным пунктом детской психологии. Отрадно, что на первенство в данном вопросе могут претендовать отечественные ученые (Н.А. Рыбников, «Детские дневники как материал по детской психологии», 1946). В наши дни каждый западный профильный институт считает своим долгом опубликовать собственную методику изучения психологии детей. Однако, по мнению Л.Ф. Обуховой («Детская (возрастная) психология», 1996), «ни в одной из этих по-настоящему интересных книг мы не встречаем анализа целостной концепции детского развития, разработанной Л.С. Выготским и его последователями.


Любимые грабли

Ошибка, от которой труднее всего удержаться

Так называется глава, на которую я «клюнула», в очередной раз «окопавшись» у книжной полки, не в силах выбрать одну книжку из пяти привлекательных. Автором оказался… ух ты! Владимир Львович Леви – один из самых популярных психологов времен молодости моих родителей, произведения которого переведены на 25 языков. Одна из особенно импонирующих мне черт Леви – легкое перо.

«Вы убеждены – я убежден – мы убеждены, мы твердо знаем, нет никаких сомнений в том, что нашему ребенку НАДО: хорошо и вовремя кушать, учиться на пятерки, заниматься спортом, следить за здоровьем, быть честным, ответственным, аккуратным, быть смелым, уметь за себя постоять… закончить, поступить, сдать, выполнить, получить… добиться… достичь. И вот мы начинаем: приказывать, требовать, добиваться, а также: убеждать, уговаривать, напоминать, а также: советовать, подсказывать, высказывать свои мнения, пожелания и предложения, обещать и брать обещания, а также: ворчать, скрипеть, нудеть, зудеть, давать ЦУ, капать на мозги, пилить, мотать душу (нужное подчеркнуть) – короче: ВНУШАТЬ. За годы врачебно-психологической практики я узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые: не здороваются, не умываются, не читают книги, не занимаются спортом, музыкой, языком… не учатся, не работают, не женятся, не лечатся, не живут - только потому, что их к этому понуждали. И приблизительно столько же тех, которые: сосут палец, грызут ногти, ковыряют в носу, курят, пьют, бездельничают, матерятся, плюются, воруют – лишь потому, что их заставляли не делать этого».

«Родитель! С тебя лепится первообраз мира. Глубина и мощь отпечатка, оставляемого тобой в детской душе, никакому сравнению не поддается – сильнее этого только сама Природа» (из книги В.Л. Леви «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок»).

А для тех, кто устал от прозы жизни, – лирико-психологические наставления Владимира Леви:

«Не пугайте малыша,

от него уйдет душа,

убежит в подземный сад,

не найдет пути назад...

Станет взрослым и больным,

будет сам себе чужим,

и от счастья убегать,

и своих детей пугать,

слышите?..»

Наследие Януша Корчака

Есть просто хорошие психологи – и психологи от Бога. Таким, на мой взгляд, был Януш Корчак, книга которого «Как любить ребенка» считается одной из лучших в «науке о детской душе». Опытный педиатр, тонкий психолог, замечательный человек, посвятивший всего себя детям-сиротам и отдавший за них жизнь во время Второй мировой войны. Прошло уже 70 лет, но его слова ничуть не устарели: «Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево – семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой? Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты? Разве любовь – услуга, которую можно оплатить?

…Воспитание ребенка – не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений... Не отрекайся от этих ночей. …ценность их не только в знаниях, но и в глубоком духовном перевороте, который… учит действовать в тех условиях, которые есть. Во время этих ночей может родиться чудесный союзник, ангел-хранитель ребенка – интуиция материнского сердца, предвидение, которое складывается из воли исследователя, мысли наблюдателя, незамутненности чувства».

Корчак отстаивал право малыша на индивидуальность. Психолог объяснял: каждый ребенок – индивидуален, и большинство материнских волнений по поводу его слишком раннего развития или, наоборот, отставания от сверстников, – беспричинны. «Сто новорожденных. Они разные… Я встречаю разные взгляды – тусклые, подернутые пеленой, лишенные выражения; упрямые и болезненно сосредоточенные, живые, дружеские и вызывающие. И улыбки – приветливая, внезапная, дружеская или улыбка после внимательного изучения, или улыбка-ответ на мою улыбку и ласковое слово.

Когда ребенок должен ходить и говорить? – Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? – Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться. Но ведь нам известны нормы: в любой популярной брошюре переписаны из справочников эти мелкие истины для всех детей разом и враки – для твоего одного. Ведь есть новорожденные, которым требуется больше сна и меньше; бывают ранние зубы (гнилые с момента появления) и поздние здоровые зубы…; темечко у здоровых детей зарастает и на 9-м, и на 14-м месяце; глупые нередко начинают болтать раньше, умные иной раз долго не говорят».

Так бы цитировала и цитировала, стремясь поделиться бесценными, на мой взгляд, советами лучших психологов современности. Однако, как сказал Януш Корчак: «Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда».

Любовь Семеновна Цветкова

Л.С. Цветкова – это величайшая фигура в мире психологии. Цветкова является основателем чрезвычайно важного и динамично развивающегося направления – детской нейропсихологии и восстановительного обучения. Принимая во внимание опять же тот факт, что дети – это не «маленькие взрослые», а индивидуумы, имеющие качественное отличие в психологии – постоянное развитие – она создает методы исследования и объяснения результатов, отличные от общей нейропсихологии. Детская нейропсихология – молодая наука, ей чуть больше десяти лет. В настоящий момент это одно из самых востребованных и перспективных направлений в детской психологии. Популярность науке дает возможность с помощью нейропсихологических методов диагностики понять суть нарушения психики у ребенка, причем точность постановки диагноза крайне высока.

Огромным вкладом Цветковой считается и то, что детская нейропсихология присутствует не только в России, но на Западе, США и Кубе.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.