«На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький
принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил
ему: «Цветку, который ты любишь, ничего не грозит... Я нарисую твоему барашку
намордник... Нарисую для твоего цветка броню... Я...» Я не знал, что еще ему
сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он
услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня... Ведь она такая таинственная
и неизведанная, эта страна слез...». Мир стал еще опаснее с того времени, как
Экзюпери написал эту известную всем вещь.
Когда ребенок встречается с насилием или смертью, его представление
о мире резко меняется. Малыш до знакомства с реалиями современного мира живет
в окружении как минимум трех иллюзий:
иллюзии собственного бессмертия. Он думает, что умрут все,
но только не он.
иллюзии простоты устройства мира. Для ребенка мир - это
черно-белый телевизор. Здесь люди бывают плохими и хорошими, вода - горячей
и холодной, а поступки - правильными и неправильными.
иллюзии справедливости мира. «Если я буду хорошим, все будет
хорошо. Со мной ничего не случится» - примерно так думает кроха.
Расставаясь с иллюзиями, ребенок испытывает стресс. «Нормальная
реакция на ненормальные обстоятельства» - это состояние посттравматического
стресса. Посттравматический стресс дает о себе знать примерно через месяц после
самого события и у каждого ребенка проявляется по-разному. Есть дети, которые
не всегда готовы (или вообще не склонны) делиться с родителями своими переживаниями.
Иногда взрослые даже и не подозревают, с чем пришлось столкнуться их сыну или
дочери. Но любящий родитель все равно заметит изменения в поведения маленького
человека. Если у вас возникли любого рода догадки, подозрения приглядитесь к
ребенку. У посттравматического стресса есть четыре признака:
Навязчивое воспроизведение события
Малыш не знает, как дать выход эмоциям. Страшная ситуация,
которую он наблюдал или участником которой был сам, постоянно сидит у него в
голове, он все время «прокручивает» ее в памяти. Ему снится один и тот же сон,
он постоянно рисует одно и то же или играет в одну и ту же игру. Это повторение
не приносит малышу облегчения: он только «вспоминает» новые детали и еще больше
нервничает. А потом снова рисует, например, лежащий в руинах дом или сбитую
машиной собаку.
Отрицание события
Если ребенок вдруг, без видимой причины, отказывается идти
в детский сад, гулять во дворе, переходить дорогу или входить в лифт, не настаивайте.
Такое поведение говорит о том, что что-то произошло, причем именно на этом месте.
А реакция, которую вы наблюдаете - своего рода «психологическая анестезия» для
пострадавшего малыша. Он не говорит, почему боится лифта или подворотни, он
просто избегает всего, что связано с его страхом. Часто ребенок начинает бояться
любых ассоциаций с произошедшим. Например, если на него пытались напасть в арке
большого дома, он начинает сторониться всего, что имеет эту же форму - будь
то дверь на даче, ворота в парке или забор в садике. Бывает и так, что малыш
не хочет общаться с людьми - свидетелями ситуации. Он может забросить игрушки,
которые были у него с собой в тот момент или те, которые как-то напоминают ему
о его страхе. Кроха «загоняет» страх глубоко в себя, но не избавляется от него.
Повышенная психическая возбудимость
Малыш вздрагивает от каждого резкого звука и слова, ночью
долго не может заснуть, а утром - проснуться. Плохо ест и со стороны кажется,
что он все время чего-то ждет. Взгляд маленького человека становится затравленным,
как у загнанного в ловушку зверька. Такое поведения связано с крушением иллюзии
справедливости мира: малыш полагает, что страшная ситуация может повториться,
что мир готовит ему еще много боли и страданий.
Нарушение социально значимых видов деятельности
Малыш не может нормально общаться, играть с детьми, в детском
саду или в школе держится особняком. Он становится невнимательным во время занятий,
появляются проблемы с учебой. Почему? Ребенку кажется, что все вокруг - друзья,
учителя, воспитатели - остались прежними, а он изменился. Навсегда. Бесповоротно.
У крохи может даже появиться «ощущение укороченного будущего» - он не в состоянии
представить себя взрослым, большим. Он не может и не хочет размышлять, мечтать
о том, что с ним будет через месяц и даже через неделю.
На что еще обратить внимание взрослым, которые подозревают,
что с их чадом происходит что-то неладное? На новые ритуалы, которые вдруг начал
придумывать ребенок. Посмотрите: может быть, малыш перед сном постоянно заглядывает
в шкаф, под кровать, или по ночам встает, чтобы проверить, заперта ли входная
дверь, устраивает себе в кровати «гнездо», подтыкая одеяло со всех сторон? Все
это - также признаки посттравматического стресса.
Как помочь?
В такой ситуации родители, к сожалению, не всегда правильно себя ведут. Есть
две неправильных линии поведения. Первая - поддаться панике. Вы не имеете на
это права! Мама и папа - это люди, которые всегда могут защитить, они самые
сильные и умные. Если родители паникуют, ребенку становится вдвойне страшно.
Но опасна и другая крайность под названием «ничего страшного, ничего не произошло».
Ведь малыш знает, что оно произошло, и что оно действительно страшно! А если
мама этого не понимает, значит, больше ей ничего не стоит рассказывать.
Лучшие способы борьбы с посттравматическим стрессом - игры и всевозможные методы
арт-терапии о них мы не раз писали в предыдущих номерах Няни.
Как уберечь?
Желание посадить своего ребенка под стеклянный колпак, как маленький принц свою
Розу, и никуда не выпускать вполне объяснимо. Посмотришь новости, и выходить
из дома страшно, и в нем оставаться небезопасно... Как быть? Продолжать жить.
Просто следует аккуратно предупредить малыша о возможной опасности, не рисуя
перед ним страшных картин.
Чтобы предостеречь кроху от опасности, многие родители прибегают к старому,
проверенному способу под условным названием «А вот один мальчик...». Ребенок
узнает, что «один мальчик» сунул пальцы в розетку и... В общем, картины родители
рисуют разные, в зависимости о чувства меры и фантазии. Психологи считают такой
способ небезопасным, прежде всего для детской психики. Постепенно, таким образом,
предостерегая чадо от разных ситуаций, вы «формируете» у него ощущение того,
что мир полон злых людей, собак, машин и пострадавших от этого детей.
Лучше дать ребенку объективную информацию и составить четкий список правил поведения.
Малыш должен знать, что засовывать пальцы в розетку нельзя, что самостоятельно
включать плиту спичками может только тот, кто, к примеру, достиг «вон той» отметки
на стене. Что если хочешь погладить собаку на улице, нужно спросить разрешения
у ее хозяина, а гладить бродячую собаку нельзя. Что разговаривать с незнакомыми
людьми и тем более куда-то идти с ними можно только с мамой, папой или бабушкой.
И так далее. Четко обозначенные правила поведения должны четко соблюдаться и
не иметь исключений.
Еще один способ оградить ребенка от потрясений - свести к минимуму его общение
с телевизором. Это только кажется, что вы смотрите новости, а малыш играет и
ничего не слышит, не понимает из того, что происходит на экране. Даже отстраненный,
случайный просмотр детьми новостей о таких событиях, как захват заложников в
«Норд-Осте» и Беслане привел к тому, что многие дети отказывались ходить в школу
и в театр, стали бояться оставаться дома одни, играть во дворе. И помните, речь
идет не только о просмотре выпусков новостей. Дошкольник редко разграничивает
происходящее в кино и в реальности. Захват заложников он может увидеть и в каком-нибудь
американском фильме, и потрясение будет не меньше.
Если избежать проблемы не удалось, малыш все-таки видел какие-то выпуски новостей
с мест трагических событий и теперь отказывается идти в школу, оставаться один
дома, что делать? Для начала попробуйте все те же методы арт-терапии. Поговорите
с малышом. Попытайтесь вселить в него уверенность, что его есть кому защитить.
Подробно расскажите, что в его школе есть охранник, у которого имеется телефон,
и он сможет вызвать целый наряд милиции, заподозрив неладное. Объясните, что
взрослые и известные, управляющие страной люди после того, что случилось, приняли
меры, чтобы подобного не повторилось. Расскажите какие. Обязательно провожайте
и встречайте ребенка из школы. Малыш должен четко знать, что, скажем, в 12-20
у порога школы его будет ждать бабушка. Что они пойдут домой, а вечером придут
мама с папой. Что будет ужин, «секретики» с сестренкой на ночь... А потом снова
утро нового дня. Потому что даже в этом безумном мире у каждого маленького принца
и маленькой принцессы есть ласковая и безопасная планета под названием «дом».