Поиск

Скорая психологическая помощь

07/10/2008
461

   «На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничего не грозит... Я нарисую твоему барашку намордник... Нарисую для твоего цветка броню... Я...» Я не знал, что еще ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня... Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез...». Мир стал еще опаснее с того времени, как Экзюпери написал эту известную всем вещь.

    Когда ребенок встречается с насилием или смертью, его представление о мире резко меняется. Малыш до знакомства с реалиями современного мира живет в окружении как минимум трех иллюзий:

    иллюзии собственного бессмертия. Он думает, что умрут все, но только не он.
    иллюзии простоты устройства мира. Для ребенка мир - это черно-белый телевизор. Здесь люди бывают плохими и хорошими, вода - горячей и холодной, а поступки - правильными и неправильными.
    иллюзии справедливости мира. «Если я буду хорошим, все будет хорошо. Со мной ничего не случится» - примерно так думает кроха.


    Расставаясь с иллюзиями, ребенок испытывает стресс. «Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства» - это состояние посттравматического стресса. Посттравматический стресс дает о себе знать примерно через месяц после самого события и у каждого ребенка проявляется по-разному. Есть дети, которые не всегда готовы (или вообще не склонны) делиться с родителями своими переживаниями. Иногда взрослые даже и не подозревают, с чем пришлось столкнуться их сыну или дочери. Но любящий родитель все равно заметит изменения в поведения маленького человека. Если у вас возникли любого рода догадки, подозрения приглядитесь к ребенку. У посттравматического стресса есть четыре признака:
    Навязчивое воспроизведение события
    Малыш не знает, как дать выход эмоциям. Страшная ситуация, которую он наблюдал или участником которой был сам, постоянно сидит у него в голове, он все время «прокручивает» ее в памяти. Ему снится один и тот же сон, он постоянно рисует одно и то же или играет в одну и ту же игру. Это повторение не приносит малышу облегчения: он только «вспоминает» новые детали и еще больше нервничает. А потом снова рисует, например, лежащий в руинах дом или сбитую машиной собаку.
    Отрицание события
    Если ребенок вдруг, без видимой причины, отказывается идти в детский сад, гулять во дворе, переходить дорогу или входить в лифт, не настаивайте. Такое поведение говорит о том, что что-то произошло, причем именно на этом месте. А реакция, которую вы наблюдаете - своего рода «психологическая анестезия» для пострадавшего малыша. Он не говорит, почему боится лифта или подворотни, он просто избегает всего, что связано с его страхом. Часто ребенок начинает бояться любых ассоциаций с произошедшим. Например, если на него пытались напасть в арке большого дома, он начинает сторониться всего, что имеет эту же форму - будь то дверь на даче, ворота в парке или забор в садике. Бывает и так, что малыш не хочет общаться с людьми - свидетелями ситуации. Он может забросить игрушки, которые были у него с собой в тот момент или те, которые как-то напоминают ему о его страхе. Кроха «загоняет» страх глубоко в себя, но не избавляется от него.
    Повышенная психическая возбудимость
    Малыш вздрагивает от каждого резкого звука и слова, ночью долго не может заснуть, а утром - проснуться. Плохо ест и со стороны кажется, что он все время чего-то ждет. Взгляд маленького человека становится затравленным, как у загнанного в ловушку зверька. Такое поведения связано с крушением иллюзии справедливости мира: малыш полагает, что страшная ситуация может повториться, что мир готовит ему еще много боли и страданий.
    Нарушение социально значимых видов деятельности
    Малыш не может нормально общаться, играть с детьми, в детском саду или в школе держится особняком. Он становится невнимательным во время занятий, появляются проблемы с учебой. Почему? Ребенку кажется, что все вокруг - друзья, учителя, воспитатели - остались прежними, а он изменился. Навсегда. Бесповоротно. У крохи может даже появиться «ощущение укороченного будущего» - он не в состоянии представить себя взрослым, большим. Он не может и не хочет размышлять, мечтать о том, что с ним будет через месяц и даже через неделю.
    На что еще обратить внимание взрослым, которые подозревают, что с их чадом происходит что-то неладное? На новые ритуалы, которые вдруг начал придумывать ребенок. Посмотрите: может быть, малыш перед сном постоянно заглядывает в шкаф, под кровать, или по ночам встает, чтобы проверить, заперта ли входная дверь, устраивает себе в кровати «гнездо», подтыкая одеяло со всех сторон? Все это - также признаки посттравматического стресса.

   
    Как помочь?
    В такой ситуации родители, к сожалению, не всегда правильно себя ведут. Есть две неправильных линии поведения. Первая - поддаться панике. Вы не имеете на это права! Мама и папа - это люди, которые всегда могут защитить, они самые сильные и умные. Если родители паникуют, ребенку становится вдвойне страшно. Но опасна и другая крайность под названием «ничего страшного, ничего не произошло». Ведь малыш знает, что оно произошло, и что оно действительно страшно! А если мама этого не понимает, значит, больше ей ничего не стоит рассказывать.
    Лучшие способы борьбы с посттравматическим стрессом - игры и всевозможные методы арт-терапии о них мы не раз писали в предыдущих номерах Няни.

   
    Как уберечь?
    Желание посадить своего ребенка под стеклянный колпак, как маленький принц свою Розу, и никуда не выпускать вполне объяснимо. Посмотришь новости, и выходить из дома страшно, и в нем оставаться небезопасно... Как быть? Продолжать жить. Просто следует аккуратно предупредить малыша о возможной опасности, не рисуя перед ним страшных картин.
    Чтобы предостеречь кроху от опасности, многие родители прибегают к старому, проверенному способу под условным названием «А вот один мальчик...». Ребенок узнает, что «один мальчик» сунул пальцы в розетку и... В общем, картины родители рисуют разные, в зависимости о чувства меры и фантазии. Психологи считают такой способ небезопасным, прежде всего для детской психики. Постепенно, таким образом, предостерегая чадо от разных ситуаций, вы «формируете» у него ощущение того, что мир полон злых людей, собак, машин и пострадавших от этого детей.
    Лучше дать ребенку объективную информацию и составить четкий список правил поведения. Малыш должен знать, что засовывать пальцы в розетку нельзя, что самостоятельно включать плиту спичками может только тот, кто, к примеру, достиг «вон той» отметки на стене. Что если хочешь погладить собаку на улице, нужно спросить разрешения у ее хозяина, а гладить бродячую собаку нельзя. Что разговаривать с незнакомыми людьми и тем более куда-то идти с ними можно только с мамой, папой или бабушкой. И так далее. Четко обозначенные правила поведения должны четко соблюдаться и не иметь исключений.
    Еще один способ оградить ребенка от потрясений - свести к минимуму его общение с телевизором. Это только кажется, что вы смотрите новости, а малыш играет и ничего не слышит, не понимает из того, что происходит на экране. Даже отстраненный, случайный просмотр детьми новостей о таких событиях, как захват заложников в «Норд-Осте» и Беслане привел к тому, что многие дети отказывались ходить в школу и в театр, стали бояться оставаться дома одни, играть во дворе. И помните, речь идет не только о просмотре выпусков новостей. Дошкольник редко разграничивает происходящее в кино и в реальности. Захват заложников он может увидеть и в каком-нибудь американском фильме, и потрясение будет не меньше.
    Если избежать проблемы не удалось, малыш все-таки видел какие-то выпуски новостей с мест трагических событий и теперь отказывается идти в школу, оставаться один дома, что делать? Для начала попробуйте все те же методы арт-терапии. Поговорите с малышом. Попытайтесь вселить в него уверенность, что его есть кому защитить. Подробно расскажите, что в его школе есть охранник, у которого имеется телефон, и он сможет вызвать целый наряд милиции, заподозрив неладное. Объясните, что взрослые и известные, управляющие страной люди после того, что случилось, приняли меры, чтобы подобного не повторилось. Расскажите какие. Обязательно провожайте и встречайте ребенка из школы. Малыш должен четко знать, что, скажем, в 12-20 у порога школы его будет ждать бабушка. Что они пойдут домой, а вечером придут мама с папой. Что будет ужин, «секретики» с сестренкой на ночь... А потом снова утро нового дня. Потому что даже в этом безумном мире у каждого маленького принца и маленькой принцессы есть ласковая и безопасная планета под названием «дом».
   

Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.