Поиск

Точка опоры для НЕПОСЕДЫ.

15/09/2010
РАЗДОЛИНА Екатерина
497

Если ваш ребенок не может спокойно посидеть на месте и пяти минут, если он
никогда не доводит до конца начатых дел, легко раздражается и никак не может
сконцентрироваться на чем-нибудь одном, возможно, он относится к
сверхактивным детям.

Знаете ли вы,
как ему помочь?
Малыш не останавливается ни на секунду. Весь день бегает туда-сюда, хватаясь
то за одно, то за другое. Но хуже всего, что ничто не занимает его внимания
надолго и нет никакой возможности успокоить его и заставить посидеть тихо
хотя бы немножко. Если такое описание более-менее соответствует поведению
вашего ребенка, его можно назвать сверхактивным. Так говорят про детей,
обладающих следующими особенностями: неумением сконцентрироваться,
потребностью в постоянном движении, невнимательностью,
некоммуникабельностью, непостоянством...
Родители часто не обращают внимания на эти «симптомы» сверхактивности до тех
пор, пока ребенку не исполнится два, три или четыре года, т.е. до тех пор,
пока он не пойдет в детский сад и не станет общаться с детьми его возраста.
Но «симптомы» эти могут быть обнаружены намного раньше: например, еще в
грудничковом возрасте малыш много ворочается, легко раздражается и часто
плачет без видимой причины.

Почему они так подвижны?
Сверхактивные дети неадекватно реагируют на получаемые импульсы, так как их
мозг не в состоянии обозначить приоритеты. Поэтому ни одна игрушка не
занимает их надолго, так как другие игрушки и занятия постоянно притягивают
их внимание и отвлекают.
Со временем это может вызвать проблемы с учебой, так как таким детям гораздо
труднее, чем другим, сконцентрировать внимание на том, чем они занимаются,
что позднее скажется при обучении чтению и письму.

В чем причина?
Прежде всего нужно знать, что сверхактивность — это не болезнь. Некоторые
исследования показали, что она связана с проблемой неустойчивости нервной
системы. Но такая неустойчивость наблюдается и у не сверхактивных детей, так
как нервная система ребенка в возрасте до года еще недостаточно развита.
Кроме того, со временем это должно пройти. Поэтому, даже если и существует
какая-либо причина органического свойства, сверхактивному ребенку в первую
очередь нужна психологическая помощь. Особенно нужно иметь в виду, что на
развитие ребенка влияет обстановка, в которой он растет, и отношение к нему
родителей.
«Отсутствие постоянных эмоциональных стимулов, излишнее количество объектов,
привлекающих внимание, слишком большое количество игрушек и занятий или
отношение к ребенку как к игрушке: «Позже я с тобой поиграю, а сейчас играй
один и не мешай мне: я занят», — отрицательно влияют на ребенка, — считают
психологи. — Поэтому этим детям нужна не столько медицинская помощь, сколько
спокойная обстановка, где бы у них были точки опоры, где бы они могли
научиться правильно себя вести и где бы укрепилась их уверенность в себе, в
целом низкая, так как они чувствуют себя непонятыми».

Где искать помощь?
Но как себя вести со сверхактивным ребенком? У большинства родителей этот
вопрос вызывает затруднение, потому что такие дети очень переменчивы: то,
что сегодня они делали хорошо, они могут вообще не сделать завтра. Кроме
того, они часто плачут и легко раздражаются без всякой на то причины. Такое
положение вещей создает нестабильную обстановку, ребенок чувствует это, и
его беспокойство растет. Поэтому таким детям необходима помощь.
Но к кому обратиться? К педиатру, невропатологу или детскому психологу?
Обычно родители обращаются к педиатру, но тот не придает этому расстройству
особого значения, так как сверхактивный ребенок не является больным
ребенком. Лучше всего обратиться за помощью к детскому психологу, который не
только поможет малышу, но и объяснит родителям, как себя надо с ним вести.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
l Сведите возможность выбора до минимума. Если ребенок хочет поиграть,
дайте ему только одну игрушку, а если вы едете в «Макдоналдс», предложите
ему только два блюда на выбор: «Ты хочешь макчикен или гамбур-гер?» — иначе
он не сумеет сориентироваться.
l Нужно, чтобы за ребенком следил кто-то один. Если в детский сад его водить
будет папа, забирать оттуда — соседка, а сидеть по вечерам — бабушка, то
проблем вам не избежать.
l Необходим постоянный контроль со стороны мамы. Когда ваш ребенок чем-то
занимается, не упускайте его из виду. Так будет надежнее.
l Стремитесь к простоте. В детской все должно быть просто.
l Объясняйте ребенку все подробно. Такие дети быстро учатся, но не
задумываясь над смыслом того, что делают. Каждый раз, когда вы что-то
делаете, объясняйте ему причины: «Сегодня ты оденешь резиновые сапоги,
потому что на улице идет дождь».
l Ребенку нужны точки опоры. Его жизнь должна быть рутинной: детский сад или
школа, прогулка в парке, полдник, ванна, ужин и сон. Таким образом он
приучится к режиму дня.
l Научите малыша следить за собой, контролировать эмоции. Если он, например,
переходит улицу, то должен стоять спокойно и внимательно смотреть по
сторонам. Также он должен научиться «ждать» на приеме у врача или при
раздаче подарков.
l Учитесь слушать собеседника. Иногда мы просим, чтобы дети рассказали нам,
что они делали сегодня в саду или видели на экскурсии, но они часто отвечают
односложно, потому что впечатления еще свежи и у них не было времени, чтобы
их «переварить». Через несколько часов или дней дети поговорят об этом
подробно. Именно в этот момент малышам нужно, чтобы их выслушали.
l Смена занятий. Нужно чередовать активную деятельность с пассивной.
l В течение дня проводите несколько часов вместе для того, чтобы поговорить
с малышом или поиграть.
l Просите малыша помочь вам в каких-либо домашних делах, постепенно усложняя
задания.

У вас сверхактивный ребенок, если у него:

l проблемы с координацией. Сложности при письме, рисовании и других
занятиях, требующих координации;
l повышенная подвижность. Ребенок не стоит на месте ни секунды: прыгает,
бегает, сталкиваясь со всем, чем только можно, ерзает на стуле;
l невнимательность. Малышу трудно сконцентрироваться и последовательно
выполнять задание;
l импульсивность. Ребенок сначала что-то делает, а потом думает или совсем
не думает, что делает;
l сложности в общении;
l эмоциональная неустойчивость. Малыш легко раздражается, плачет без всякой
причины, подвержен частым вспышкам гнева;
l неуверенность в себе. У крохи мало друзей;
l непостоянство. Ребенок никогда не доводит до конца начатых дел.

Сверхактивный или
неспокойный?

Некоторые «симптомы» сверхактивности наблюдаются и у просто неспокойных
детей. Как же отличить одних от других? Обратите внимание на детали. Ваш
ребенок не сверхактивен, если он:
l при виде некоторых людей или вещей улыбается;
l смотрит в глаза;
l хорошо спит и не плачет без видимой причины;
l способен делать что-то организованно.

 

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.