О страхе разочарования
28/04/2011
ХОЛМАНСКАЯ Мария
173

Среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии и часто за счет здоровья

Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок походил на улыбающееся чудо с рекламной картинки, счастливого обладателя абсолютно безоблачного детства? Вот только в погоне за детским счастьем приходится действовать в соответствии со своими представлениями о благе ребенка. Широченный кругозор, английский и французский в совершенстве, теннис, музыка, в общем, «драмкружок, кружок по фото...». Если же вдобавок малыш «осознает» глубину родительской заботы и безропотно посещает все секции и клубы, то это на первый взгляд совсем замечательно.
 О том, что нервные и психологические перегрузки зачастую плохо заканчиваются, слышали почти все. Сниженный иммунитет, плохое зрение — далеко не единственные последствия неумеренных родительских амбиций. Мамочка и папочка сил не жалеют ради благополучного детства своего чада, а у того на лице все реже возникает довольная улыбка. Все чаще родители отмечают, что ребенок стал беспокоен, напряжен, нервозен. А потом и вовсе психолог объявляет, что у вашей девочки или мальчика повышенный уровень тревожности.
Что это значит и чем чревато? Повышенная тревожность — это признак эмоционального неблагополучия ребенка, ведущий за собой массу других психологических и педагогических проблем. Взрослые часто подменяют ее повышенным чувством ответственности. Они чуть ли не культивируют в ребенке переживания перед мало-мальскими испытаниями, полагая, что это поможет ему быть собраннее и относиться ко всему с должной серьезностью. Действительно, часто этот прием срабатывает, но есть и обратная сторона медали. Во всем ожидая неблагополучного исхода, тревожные дети гораздо острее, чем все остальные, переживают ситуации успеха и неуспеха. Каждая контрольная работа такому ребенку стоит огромного количества нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Каждый ответ у доски — сильнейший стресс. А результат часто невысок: по исследованиям психологов, если при выполнении простых заданий такая встряска нервной системы иногда и помогает, то перед более сложными тревожные дети сразу пасуют. Кроме того, повышенный уровень тревожности мешает ребенку правильно оценивать свои силы. Он может ждать успеха, когда шансы совсем невелики, и, наоборот, сомневаться в нем даже в тех случаях, когда вероятность достаточно высока. Такая ситуация развивается по закону замкнутого круга, порождая состояние неопределенности и усиливая тревогу.
Отношения со сверстниками у тревожных детей тоже зачастую неблагополучны. Одноклассники воспринимаются ими как агрессивные, ненадежные, отвергающие. А это ведет за собой сложности в общении с ними и другие проблемы. Откуда же берется этот страшный зверь — тревожность? Большинство психологов ищут корень зла в семье, особенно если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике. Изучение детских страхов показало, что больше всего дети боятся разлуки с матерью, наказаний, а также возможности огорчить кого-то из взрослых. А это-то и есть излюбленные орудия добрых папы с мамой: «Не сделаешь, как я, сказал, накажу, не буду любить» и т. д. Стоит малышу пойти в школу, как заботливые взрослые, расписавшие свои амбиции на десять лет вперед, получают еще одно великое средство пыток — оценку. И ведь часто даже гордятся, что их дети переживают из-за каждой четверки! И испытывают тихую радость от того, что «ответственное» чадо не спит ночь перед контрольной, зазубривая наизусть учебник. А то еще и поддерживают в нем эту мобилизацию, предлагая за полчаса до выхода в школу весь материал повторить еще раз.
Потом, когда тревожное дитя не справляется со сложным заданием, его для профилактики отругают, чтоб в следующий раз готовился лучше. Кстати, интересный факт. Воспитатели детских садов и школьные учителя по-разному воспринимают тревожных детей. Учителя часто отзываются о них как об ответственных и успешных учащихся. Воспитатели же применяют к ним совсем другие эпитеты: зажатый, неуверенный в себе, необщительный. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, в школе большинство ситуаций предсказуемы, а тревожные люди действуют в них успешнее. В детском саду, в условиях спонтанного развития игры, эти дети просто теряются. Во-вторых, среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии, и часто — за счет здоровья. Как показали комплексные исследования, у этих детей в течение учебного года резко ухудшается состояние здоровья, развивается вегето-сосудистая дистония и т. д.
Словом, страх разочаровать родителей зачастую не так уж и безобиден и продуктивен, как кажется. Конечно, это не единственная причина повышенной тревожности. Психологи отмечают, что тревожные дети очень часто растут в семьях, где по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Предчувствие постоянной угрозы, ощущение нестабильности окружающего мира передается от взрослого ребенку. А ведь дошколятам и первоклашкам особенно важно чувствовать надежность и защищенность.
Преодолеть тревожность можно, но для этого требуется специальная работа психолога. Причем будьте готовы к тому, что она начнется именно с вас. А вам, в свою очередь, придется помогать профессионалу работать с ребенком, и усилием воли менять что-то из своих взглядов на жизнь.

Комментарий психолога
Несколько способов помочь тревожному ребенку:
l говорите с ним о том, что его беспокоит, но не ругайте за «неправильную реакцию»;
l старайтесь рассказывать малышу обо всех изменениях в его жизни заранее, чтобы у него было время «переварить информацию»;
l обязательно говорите ребенку о том, что вы всегда будете любить его, что ваша любовь не зависит ни от оценок, ни от его поведения. Вы можете на него рассердиться, обидеться, наказать, но любить не перестанете;
l постарайтесь сами поменьше переживать из-за не очень серьезных неудач, как своих, так и крохи;
l поддерживайте своего сына или дочь, когда у него что-то не получается, объясните, что каждый человек когда-нибудь попадает в такую ситуацию, расскажите, что не ошибается и не оступается тот, кто ничего не делает .

И тем не менее родители должны знать, что у нормального, психически и психологически здорового человека есть и должен быть некоторый нормальный уровень тревожности. Он позволяет улавливать сигналы окружающей нас психологической среды, чувствовать других людей. Слишком низкие показатели — тоже плохо. Помните об этом. Потому что здесь, как и во всем, нужно найти золотую середину.

Из разговора двух мам:
— Моя девочка с таким усердием учится. Пока уроки не выучит, спать ни за что не ляжет. Все успевает: и спорт, и язык, и живопись. Вот какая ответственная!
А другая с грустью:
—У меня тоже неплохо учится, вот только те предметы, что дочка не любит, — математику, например, делает неохотно, ей все равно, что получится.

Вам также будет интересно
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Такая женская мигреньЧитать статью
Почему костюмы единорога так популярны?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.