Чадо, которое не только еще не овладело ненормативной лексикой, а и вовсе не
умеет говорить. В общем, мамам и папам следует знать и быть готовым к тому,
что переживать так называемый «переходный» или трудный возраст ваш малыш будет
как минимум три раза до того, как превратится в ужасного подростка.
В психологии эти периоды в развитии ребенка принято называть возрастными кризисами.
И в первый кризис каждый нормально развивающийся ребенок вступает в период с
9 до 12 месяцев от роду.
Как понять маме, что ее малыш на пороге трудного возраста? Первые сигналы начинают
поступать тогда, когда бабушка – ваша мама с умилением начинает замечать, что
кроха все больше и больше становится похожим на отца. Он упрямится, стал строптив,
если бы умел говорить, то обязательно бы выступил, и вообще у него начинает
проявляться несносный характер. Дни идут, и вы все чаще и чаще раздражаетесь
на ужасное чадо и, наконец, однажды выносите приговор: ребенок невыносим! Его
как подменили!
Совсем чужой...
Очаровательный младенец сидит в коляске или в манеже и тихонько играет.
Проходит немного времени. И вот долгожданный момент – на радость родственникам
кроха начинает ходить! Сначала ничто не предвещает беды. Ребенок аккуратно передвигается,
держась за предметы мебели, счастливый тем, что может сам взять любимые игрушки.
Малыш день ото дня становится смышленее и все лучше и лучше понимает вас. Через
некоторое время появляется лепет, который умиляет всю семью. Более того, карапуз
способен даже в течение некоторого времени занимать себя кубиками или пирамидкой!
Вот тут бы маме и вздохнуть спокойно, но – нет! Пирамидка очень быстро надоедает,
и в разряд любимых игрушек одно за другим входит все то, что трогать нельзя:
папина бритва, мамина косметика, видеомагнитофон. Кроха быстро понимает, что
в ходунках далеко не уйдешь и ничего нужного не достанешь, поэтому категорически
противится, когда вы пытаетесь его туда усадить. К году очаровательный лепет
все чаще переходит в недовольный крик, сопровождаемый неизменным указующим жестом.
Ходить на улице за ручку чадо отказывается, за столом малыш нервно отнимает
у вас ложку, а все попытки мирно его накормить кончаются криком. Ребенок становится
раздражительным, обидчивым, агрессивным, упрямым. Что бы это значило? Это значит,
что малыш вошел в кризисный возраст. А все вышесказанное – ничто иное, как симптомы
кризиса.
Плохо, если, наоборот, годовалый ребенок не вступил в «трудный возраст», если
он все так же покладист и спокоен, по-прежнему тихо сидит в кроватке . Это сигнал
обратиться к специалисту. Как ни странно, здесь действует правило: чем хуже
– тем лучше!
Понять друг друга
Как правило, к девяти месяцам ребенок начинает ходить. И главное в акте
ходьбы не столько то, что расширяется детское пространство, сколько то, что
малыш впервые отделяет себя от взрослого! Раньше мама и дитя были единым «МЫ».
А теперь происходит дробление этой единой социальной ситуации – не мама ведет
ребенка, а он ведет маму. Куда захочет. Умение самостоятельно передвигаться
– первое достижение этого возраста.
Второе достижение или, как принято говорить в психологии, новообразование –
появление первого слова. Конечно, слово – это громко сказано. В основном это
похожие друг на друга звукосочетания. Они имеют разную эмоциональную окраску
и сопровождаются указательными жестами. Так, «БА» может быть и собакой, и банкой,
и словом «упал», и колбасой, и, конечно же, бабушкой. Но близкие безошибочно
определяют, о чем идет речь. Малыш «говорит», и его понимают! Там, где было
единство, стало двое – ребенок и взрослый. И общение теперь должно строиться
с учетом интересов обеих сторон.
А поскольку ребенку в раннем возрасте интересен ПРЕДМЕТ, у него появляется третье
новообразование – предметная деятельность. Она-то и встает между малышом и взрослыми.
Родители не успевают перестроиться на новый уровень общения «РЕБЕНОК–ПРЕДМЕТ–ВЗРОСЛЫЙ».
Результат – детский протест.
Суть кризисного периода в том, что на пути развития малыша появляются новые
достижения, которые открывают перед ним новые горизонты. Ребенок «перерастает»
старую ситуацию развития. Новообразования как бы «взрывают» ее изнутри и ведут
к кризису. Упрямство, агрессивность, крик – это сигналы о том, что малыш готов
поменять старые способы общения, а мы, взрослые, – нет.
Что делать?
В первую очередь, родителям надо постараться перестроиться. Как? Необходимо
понять и принять содержание новой деятельности ребенка, в данном случае предметной.
Вокруг малыша множество предметов. Он может сам дойти и взять их. Предмет полностью
поглощает кроху. Но что с ним делать? Для чего он? Его можно кидать, он занимательно
грохает об пол. Если повезет – он разобьется и развалится на несколько предметов.
Здорово! А как по-разному стучат они о полированный стол и какие очаровательные
ямки остаются на столе! Но очень скоро оказывается, что все это нельзя. И мама
настырно сажает в манеж и предлагает опостылевшую пирамидку! А когда дают картонную
книжку, любые попытки освоить новое действие – порвать ее – пресекаются на корню.
Куда ни пойдешь, все нельзя. И вроде бы вот он – ПРЕДМЕТ, но что с ним делать?
Если, как выясняется, делать с ним ничего нельзя! Что делать?
Обратите внимание: и вы, и ваш малыш задаетесь одним и тем же вопросом. Разница
лишь в том, что он вам на него ответить не может, а у вас есть ответ! Это не
сложно. Просто помогите ребенку познакомиться с миром предметов, таким актуальным
и увлекательным для него.
Границы возможного
Итак, начнем. Все вещи, которые дороги вашему сердцу, от мобильного телефона
до хрустальных ваз, должны быть убраны. Также следует убрать с глаз долой все,
что может угрожать здоровью малыша: лекарства, колюще-режущие предметы, бытовую
химию. Что вы этим добьетесь, кроме нарушенного интерьера? Вы сократите количество
бесконечных «нельзя», которые накаляют и без того нелегкую кризисную атмосферу.
Нормально развивающийся ребенок в годовалом возрасте с помощью протеста и непослушания
проверяет границы дозволенного, определяет сферу возможного и недопустимого
в своих отношениях с близкими. И родители должны спокойно и с пониманием относиться
к малышу в кризисе.
Это вовсе не значит, что нужно все разрешить крохе. Просто все «нельзя» должны
быть не на каждом шагу, а сконцентрированы, например, в двух-трех шкафах, на
которые будет наложен категорический запрет. Это – мамин шкаф, это – папин шкаф.
Туда лезть нельзя! Это опасно. Но будьте справедливы! Должен быть и крохин шкаф,
где ему можно все и где он все может! Предметы и игрушки в его шкафу должны
регулярно меняться по мере освоения действий с ними. Раз в две недели среди
них должны появляться 1—2 новых, а всего в уголке на виду должно быть не больше
5—7 игрушек. Их можно периодически прятать, а потом, через какое-то время, снова
доставать.
Самостоятельно, без вас, ребенок не может постичь назначение предметов. Поэтому
вы должны все показывать и рассказывать. Нужно постоянно предлагать аналогичные
предметы для закрепления уже освоенных действий. И вносить новые для ознакомления.
В этом-то и заключается содержание ваших новых отношений. Чем больше предметного
общения будет между вами и малышом, тем интенсивней будет развиваться кроха,
тем спокойней будет протекать кризис.
И самое главное, раз и навсегда расстаньтесь с иллюзией, что, чем старше становится
ребенок, тем меньше внимания и времени нужно будет ему уделять. Все обстоит
с точностью до наоборот. Чем старше чадо, тем больше вашего внимания оно будет
требовать. Ему необходимо, чтобы вы менялись вместе с ним и меняли способы общения
до тех пор, пока он сам не обзаведется собственными детьми.
Кризис первого года жизни – это кризис «мировоззрения». Ребенок освоил новый
вид деятельности, в которой активно развивается его личность. Наступает «период
затишья» до нового переходного возраста – 3 лет. Развившаяся личность в очередной
раз заявит о себе, но об этом в другой раз.
Удачи вам и терпения!
И именно в этот момент каждому родителю следует принять, как постулат, две
вещи:
Все это безобразие не имеет отношения к характеру вашего малыша!
То, что внешне выглядит ужасным поведением, на самом деле является свидетельством
положительных внутренних психических изменений.
Д.Б. Эльконин – знаменитый исследователь в области детской психологии,
занимаясь изучением кризисов развития, делил их на две группы:
кризисы «мировоззрения» – это те, что открывают ориентацию в мире вещей и преодолеваются
в смене ведущего вида деятельности
и кризисы отношений, вслед за которыми возникает ориентация в человеческих отношениях.
На пути развития они чередуются между собой, вытекая один из другого.