Маленький принц
В последние годы семьи нередко решают ограничиться одним ребенком. И не
только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному
ребенку психологически более комфортно: у него нет повода для ревности, ему
не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования
он получит больше, поскольку матери не надо разрываться между ним и другими
детьми, и она сможет бросить все силы на обучение чада... Но так ли уж бесспорны
эти выгоды? Давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.
Как ни крути, но у единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти
эгоистом. А такие люди, как известно, повышенно ревнивы, им хочется, чтобы весь
мир вращался только вокруг них. А поскольку объективно повода для ревности у
детей нет, то они его специально ищут и находят.
Типичный пример: шестилетний Игорь дома вел себя прекрасно. Но когда с работы
приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то чтобы он проявлял недовольство...
Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур
бурно, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь
становился обидчивым, раздражительным. Он не давал родителям спокойно поговорить,
требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал понимать, что папа устал
и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность проявлялась
еще более откровенно: мальчик наотрез отказывался засыпать в своей кровати и
с детской непосредственностью пытался спровадить туда отца.
– Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, – умильно уговаривал он папашу,
который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной «ссылки».
Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или к подругам. Некоторые женщины
жалуются, что они даже по телефону спокойно поговорить не могут: сын или дочь
тут же начинают плохо себя вести, демонстративно мешают общаться. Есть и такие,
которые просто требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение «единственного
и неповторимого» вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.
Просто ее направление будет несколько иным.
У семи нянек...
Единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых.
Особенно трепетно – в силу возраста – относится к малышам старшее поколение.
Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как
известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они
могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали
и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые,
решительные поступки.
Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром Вселенной, вокруг которого вращаются
планеты-спутники — его семья.
А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит
к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим
придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и
прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Хотя, если разобраться, «единственный и неповторимый» ведет себя вполне логично:
взрослые воспитывали маленького принца – и вот принц вырос. С какой стати он
должен служить кому-то?
Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков
и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только,
что далеко не последняя причина подростковой инфантильности, воспитание детей
в одно-двудетных семьях, когда гиперопека взрослых не дает чаду нормально повзрослеть.
И оно, будучи эгоистом, уверено, что быть взрослым значит иметь массу прав и
почти никаких обязанностей.
Представьте, каково придется взрослому «маленькому принцу», когда его родители
состарятся! Ведь на единствен- ных детей падает огромная нагрузка по опеке пожилых
членов семьи. Часто бывает, что у тридцатилетнего мужчины еще живы престарелые
бабушка с дедом, которым нужно то кран на кухне починить, то огород на дачном
участке вскопать. А тут еще и мать, живущая отдельно, попадает в больницу, ее
тоже навещать приходится. Да и своя семья заботы требует. А если еще и у жены
нет братьев и сестер, то нагрузка на «принца» удваивается.
Конечно, воспитанный эгоистом, такой сын может сказать родным:
– Это ваши проблемы. Устраивайтесь, как можете.
Но вряд ли вы захотите такого утешения в старости. Да и человеку, который так
говорит, придется несладко. Сколько бы он себя ни уверял в своей правоте, ему
не заглушить до конца голос совести. А это порождает внутренние конфликты, ведет
к душевному надлому.
Важность подражания и социальный опыт
Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального
развития, но это еще одно распространенное заблуждение.
Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого
научиться, не с кем играть. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем
развитии ребенка, в том числе интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает
маленькому человечку объемное пред-ставление о мире.
У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью
за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав
в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять
из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть
интерес к учебе, возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует
интеллектуальному развитию.
Все под Богом ходим...
Родители, предпочитающие ограничиться одним ребенком, не задумываются и
о других, немаловажных последствиях своего решения. Вот что пишет крупный российский
демограф профессор Синельников: «Родителям единственного ребенка, конечно, жить
легче, но они не знают, как много у них шансов стать бездетными в старости.
По нашим расчетам, основанным на данных Госкомстата за 1995 год , вероятность
того, что мать переживет сына, равна 32%!
Только родители двух-трех и более детей имеют достаточно надежную гарантию от
потери их всех».
Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в младенческом возрасте – младенческая
смертность за последнее время, слава богу, выросла незначительно. Теряют, увы,
в подростково-молодежном, когда родителям уже поздно думать еще об одном малыше.
Но поскольку такое «может произойти с кем угодно, но не с нами», люди живут
в мире иллюзий. Без оглядки на статистику.
Один. Только один.
Если же по каким-то причинам, причем весьма серьезным, ребенок так и останется
у вас единственным, постарайтесь смягчить негативные последствия воспитания
одного чада в семье и перевести их в позитив. Как? Во-первых, везде и всегда
развивайте и поощряйте альтруизм. Пусть ребенок сызмальства приучается помогать
окружающим, делать что-то для других: для бабушки, дедушки, крестного...
Хорошая палочка-выручалочка в данном случае... дачный участок. Работы в саду
и огороде обычно хоть отбавляй, а деятельность как раз направлена на благо всей
семьи.
В семье, где растет один малыш, очень важно поддерживать связи с родственниками.
Единственному ребенку необходима большая «родня». Тогда он практически не будет
страдать от одиночества.
Конечно, можно пытаться восполнить нехватку братьев или сестер друзьями, но
родственные связи – это что-то особенное. Это гораздо глубже, чем просто общность
вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет родных братьев или сестер, но будут
двоюродные, троюродные, четвероюродные... да хотя бы седьмая вода на киселе!
Тут особенно значима вторая часть слова – «родные».
Есть и еще одна возможность «подарить» ребенку брата с сестричкой: станьте для
кого-нибудь крестной матерью. Это замечательно, когда крестный брат или сестра
воспринимаются ребенком как близкие родственники. Но для этого, конечно, нужно,
чтобы и вы считали крестника членом своей семьи.
Наше наследие
По мнению психологов, личная жизнь «единственных наследников» обычно является
«калькой» с родительского брака. Как показывает опыт, ко времени рождения своих
детей они вдруг обретают прагматичное здравомыслие, полностью «прощают» своих
родителей за отсутствие братьев и сестер и... заводят одного-единственного «наследника».
Почему? Скорее всего, сказывается привычка. Модели воспитания и поведения в
семье, где растет несколько детей, у них нет.
С точки зрения психоанализа
Фрейд был первым из психиатров, заметивших, что «позиция ребенка среди сестер
и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни». Так, например,
известно, что старшие в семье дети обладают некоторыми общими характеристиками:
ориентация на достижение, качества лидера. Кроме того, старший ребенок сперва
воспитывается как единственный. Затем, когда для него стала уже привычной его
привилегированная позиция, его «место» в душе родителей занимает новорожденный.
Когда «захват» происходит до пяти лет, это становится крайне шокирующим переживанием
для ребенка. После пяти лет старший уже имеет место вне семьи, в социуме и поэтому
психологически меньше ущемляется пришельцем.
Борьба со стереотипами
Стереотипное представление о психологических проблемах единственного ребенка
в семье сегодня не находит подтверждения. Как показали исследования детских
и подростковых психиатров из г. Мангейма (Германия), единственные дети в семье
не отличаются по доле отклонений в поведении, страхам, школьной неуспеваемости
от своих сверстников, имеющих брата или сестру. Не выявлено также каких бы то
ни было значимых различий между мальчиками и девочками. В то же время, как показали
специалисты Мангеймского центрального института психического здоровья, решающее
значение имеют сплоченность семьи, стиль общения в семье, а также социальная
среда, где растет ребенок. Единственное, что явно отличает единственного ребенка
в семье, — это более высокий (на 4 пункта) уровень развития интеллекта.
Первый или единственный
Первый ребенок многим похож на единственного. Мир взрослых оказывает на
него огромное влияние, и им начинает двигать желание посоревноваться со старшими.
Первый ребенок обычно консервативен, поскольку привык защищать свое положение.
Он очень ответственен и физическим столкновениям предпочитает словесные. В нем
обостренно развито чувство долга, а его цельная и целеустремленная натура достойна
доверия.
Появление брата/сестры неожиданно лишает его власти, отбрасывает обратно в мир
детей. И вот тогда начинается борьба за возвращение утраченного первого места
в сердцах родителей. Привычка использовать свою власть в отношении братьев и
сестер позднее проявляется в стремлении доминировать над другими и всегда держать
ситуацию под контролем.
У него сильный характер, а давление со стороны родителей заставляет его с максимальной
требовательностью относиться к себе. Он всегда ставит планку очень высоко, и
потом никогда не ощущает, что достиг достаточно. То, что он является первым
и старшим, на всю жизнь дает ему ощущение собственной исключительности, делает
спокойным и уверенным в себе.
Твой порядковый номер и карьера
Исследователи выяснили, что единственные дети в семье и, в некоторой степени,
первые дети чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность.
Рожденные не первыми дети более тяготеют к карьере, связанной с искусством и
работой вне офиса.
«Эти результаты согласуются с теорией, по которой порядковый номер рождения
влияет на личность ребенка», — говорит Фредерик Т. Л. Леонг (Frederick T. .
eong), соавтор исследования и профессор психологии в Государственном университете
Огайо.
«Как правило, родители имеют различные ожидания и предпочтения в отношении ребенка
в зависимости от его порядкового номера рождения, — продолжает Леонг. — Например,
родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоиться
о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее
проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому
же единственный ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те,
у кого есть братья и сестры».
Кроме того, родители могут обращать внимание единственного или первого ребенка
в семье на области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.
Возможно, поэтому дети, рожденные позже, скорее проявят интерес к профессиям
в области искусства.