Поиск

Ты - мне, я - тебе

07/10/2008
АДАЕВА Ольга
545

        Жадность бывает разная
        Новорожденному не знакомо понятие собственности, наверное, потому что никто у него ничего не отбирает. Правда, это не более, чем предположение. Зато чуть позднее, где-то около года, ребенок уже начнет произносить "волшебные" слова - "мое", "отдай". Этот период обычно совпадает с активным овладением навыками ходьбы.
        Самостоятельно передвигаясь, дети разглядывают мир уже не отвлеченно, они осознают желание попробовать, потрогать, изучить все то, из чего он "сделан". Простодушное любопытство сметает на своем пути любые преграды, включая запреты взрослых или переживания других малышей. С завидным упорством маленький исследователь всюду протягивает ручонки, набивая шишки и вызывая неодобрение старших.
        Нередко дети убеждены в том, что им принадлежит любая игрушка, которую они случайно заметили в песочнице. Фраза "Папа, давай заберем этого солдатика домой, он мне понравился!" неизменно шокирует родителей: "Что ты, это чужая вещь, положи на место, а то о нас плохо подумают!". Но малыша, если честно, такие "пустяки" не беспокоят.
        Согласитесь, чть взять легко, а отдать, напротив, куда сложнее. Тем более для самых маленьких. Удивительный факт: до определенного момента они могут воспринимать игрушку как некое продолжение собственной руки, частичку родного "я", а не отдельный, извне существующий предмет. Потребуется время для примирения с мыслью, что кто-то дотронется до него и при этом не сломает, не разрушит.
        Из чего же складывается умение (или не умение) делиться? Традиционно здесь включается, если можно так выразиться, принцип тройного влияния, которое оказывают, во-первых, авторитетные для ребенка взрослые, главным образом, семья; во-вторых, дети, с которыми ребенок общается на прогулках или в детском саду; в-третьих, мультфильмы, книжки и журналы для детей. Из этих чистых и не очень чистых источников малыш черпает свои представления о том, как вести себя с окружающими и играть со сверстниками, быть ли добрым и отзывчивым или грубым и замкнутым. Конечно, "модель", усвоенная от родителей, самая действенная, поскольку она воспринимается ребенком подсознательно, как совокупность его личных, врожденных качеств. Вот почему психологи так настойчиво ведут разговоры о родительской ответственности за судьбу маленького человечка.
        Кроме того, в поведении ребенка неизбежно проявляются особенности темперамента, характера, степень контактности. Иными словами, один ребенок подбежит к незнакомцу, возьмет у него игрушку, не утруждаясь дополнительными просьбами и преспокойно отправится с ней играть, другой будет стоять в стороне, жалобно глядя на вожделенную вещицу блестящими от слез глазами, а третий весело поздоровается с "новеньким" и предложит поиграть вдвоем.
        Правда, до трех лет дети не часто устраивают коллективные игры, предпочитая возиться рядом, но не вместе. Даже орудуя чужой лопаткой в первом попавшемся ведре, малыш краем глаза наблюдает за тем, что происходит с его собственным "имуществом". Так, придя на площадку, маленькие хитрецы с великим энтузиазмом используют игрушки друзей, весьма неохотно извлекая из пакета собственные мяч, совок или формочку. Возможно, это означает, что они еще не совсем готовы поделиться, уступить право пользоваться этой вещью другому. И вообще, им просто жалко и новую заграничную куклу с мигающими глазами, и старого зайца с оторванным ухом, и, главное, себя - такого обделенного, одинокого и несчастного. Это на самом деле так: не в пример уравновешенным взрослым дети еще не умеют подавлять чувства и эмоции.
        К сожалению, родители не всегда об этом знают, находясь в плену своих заблуждений. Если мама решила, что сын должен строить дом с детьми на этой площадке, боюсь, у него не останется выбора. "Он будет это делать, потому что так делает соседский Ваня", - нет неблагодарнее занятия, чем сравнивать одного ребенка с другим, но родители вряд ли когда-нибудь перестанут этим заниматься. "Сказано, отдай лошадку, значит, отдай, и не надо мне объяснять, что у нее может испачкаться хвост и отвалиться нога, видишь, тебя девочка просит".
        Родители, несомненно, хотят как лучше: их ребенок должен вырасти щедрым, отзывчивым и добродушным. Но мамам кажется, что на них смотрят с осуждением, и тогда они начинают заботиться не об интересах ребенка, а о том, что подумают окружающие. На самом деле нельзя насильно отбирать у малыша его игрушки и отдавать их другим детям, если он сам "жадничает".
        Кстати, не всегда это слово сюда подходит. У детей бывают Любимые Вещи. Да, с большой буквы. Вещи - символы безопасности, игрушки, обладающие сверхценностью, с которыми малыша ни в коем случае нельзя разлучать. Хотите знать, почему? Скорее всего, потому, что ребенку не хватает тепла, ласки, внимания в семье. Сильно выраженная зависимость от игрушки может означать, что она как бы искусственно замещает родителей, играет их роль в душевной жизни ребенка.
        Иная проблема - абсолютно безотказные дети. Они без сожаления отдадут при первой же просьбе все, включая дорогой подарок на день рождения или папины часы, причем не требуя возврата. Какие бы то ни было предметы - мелочь по сравнению с тем ужасом, который они испытывают при необходимости сказать "нет". Такое положительное поведение должно насторожить родителей. Постарайтесь помочь ребенку, найдите способ объяснить, что, подчиняясь, впадая в зависимость от других, он никогда не станет самостоятельным, не научится отстаивать свои права, осознавать свои желания и поступать в соответствии с ними.
        Детям полезно внушать мысль не только о том, как хорошо играть вместе и делиться игрушками, но и о том, что у них есть право распоряжаться личной, пусть скромной, собственностью, право не уступать, если угодно. Не сочтите это за похвалу жадности, но детям совершенно необходим крохотный островок, отмеченный на карте как "Моя Частная Собственность". Добавим лишь, что взрослые не должны позволять этому островку достигать размеров континента, иначе он станет необитаемым: у ребенка исчезнет потребность в контактах с детьми.
        Одно из проявлений душевных терзаний малыша - бурные ссоры с родителями (часто при посторонних): "Ты плохая, ты заставила меня отдать Маше брелок!" Как поступить? Велико желание шлепнуть и "поставить на место". Воспользуйтесь таким психологическим приемом, как активное слушание: пусть ребенок выскажется, а вы постарайтесь понять те чувства, что он испытывает, и объяснить ему их. "Ты обиделся, потому что я запретила тебе забирать игрушку!" Выражая словами нахлынувшие эмоции, мы помогаем ребенку осознать их, а значит, постепенно учим его управлять своим поведением.
        Как научить малыша делиться
        Прежде чем дать наши рекомендации, хотим отметить, что ребенок быстрее привыкнет делиться, если вы будете приучать его к этому не спеша, не в приказном порядке, а ласково, словно исподволь.
        Для начала продемонстрируйте сыну или дочери привлекательность совместной игры, объясните, к примеру, что катать мяч от одного к другому гораздо интереснее, чем выхватывать его из чужих рук. Навыки сотрудничества - бесценное качество для будущей взрослой жизни.
        Зачастую ссоры из-за всяких предметов вспыхивают у детей на пустом месте, да еще так внезапно, что взрослые не успевают вмешаться и исправить дело. Бывает, лежит всеми забытая кукла на качелях, и никто на нее даже не смотрит. Но стоит одному малышу взять ее, как тут же вся компания непременно хочет играть именно с ней. Понадобилась Паше палка - всем подавай.
        Используйте "в мирных целях" эту страсть ребятни к подражанию: придумайте сюжетную (о чем?) или ролевую (о ком?) игру с предметом, где каждый ребенок сможет на короткое время почувствовать себя его хозяином, тогда не останется обиженных и прибавится довольных. От вас, конечно, потребуется фантазия, смекалка и изрядная доля терпения, чтобы организовать импровизированные забавы. Если подобные споры возникают в детском саду или в группе малышей, за которыми вы присматриваете дома, - решить проблему еще проще: надо купить несколько одинаковых игрушек.
        В любом случае, не оставляйте своего ребенка одного, находитесь поблизости. И если что-то пойдет не так, смело берите инициативу на себя, устанавливайте правила игры: к примеру, предложите катать машинку по очереди. Приучайте малыша не просто отдавать кому-то вещь, а обмениваться: "Дай Пете посмотреть самолет, а он покажет тебе свой паровозик". Поощряйте ребенка самостоятельно устанавливать контакты с детьми, не просите, например, за него понравившиеся игрушки, пусть подойдет и попросит сам.
        Кстати, мы неосознанно "тренируем" у малыша умение делиться едва ли не с самого его рождения, когда говорим: "Дай погремушку маме - я тебе ее верну", "Оставим кусочек пирога папе", "Угости бабушку конфетой". Просьбы (или требования) взрослых должны быть эмоционально привлекательны для ребенка, то есть помимо предложения, к примеру, обменяться игрушками, содержать некую позитивную характеристику малыша: "Покажи, что ты уже большой и умеешь делиться". Образцы поведения усваиваются быстрее, если подкреплены родительской похвалой.
        Однако не переоценивайте возможности ребенка управлять собой, не просите отдать любимую книжку или последнюю конфету - это потребует от него героических усилий.
        Единственная ситуация, когда мама должна настоять на своем - если ребенок бесцеремонно отнимает игрушку у кого-то другого. Строго, но мягко остановите его и объясните, почему грубое вторжение "на чужую территорию" запрещено.
        Наконец, если сын или дочь не торопятся поделиться с друзьями, не надо вызывать у ребенка чувства стыда или вины. "Ах, ты, жадина-говядина..." - неудачная дразнилка. Вы потребуете, он подчинится, чувствуя себя при этом очень несчастным и на следующий день вряд ли что-нибудь отдаст. Лучше поговорите с малышом по-доброму, объясните ему, что от умения делиться, сочувствовать и оказывать внимание другим зависит то, как он сможет поладить с окружающими его людьми.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.