«Учительница первая моя»
Согласно ряду исследований, большая часть российских школ до сих пор придерживается традиционного стиля педагогического руководства, основанного на беспрекословном, слепом подчинении учащихся авторитету учителя.
Парадигма, доставшаяся в наследство от тоталитарного режима, давно признана специалистами устаревшей и наносящей вред психологическому здоровью детей.
Поколение, рожденное в демократическом государстве, нуждается в качественно иных формах обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого из них.
И такие формы существуют. Но пока еще в небольшом количестве образовательных учреждений.
Однако если массовое внедрение новаторских методов –дело будущего, то стычка между учителями и учениками сегодня не редкость. Главная задача родителей –не допустить углубления или затягивания конфликта, помочь ребенку разобраться в ситуации и показать конструктивные методы выхода из нее.
Как быть? Лучше всего не решать проблемы, а предотвращать их. Постарайтесь подружиться с педагогами: по мере возможности посещайте родительские собрания, оказывайте посильную помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий. Как правило, у детей, чьи родители принимают активное участие в общественной жизни школы, складываются доброжелательные отношения с одноклассниками и преподавательским составом.
Стресс – от английского слова stress, которое можно перевести как давление, нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение. Стресс –общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которое нарушает спокойное состояние организма. Существуют положительная и отрицательная формы стресса.
«Опять двойка»
Так сложилось, что для большинства детей школьного возраста не существует зверя страшнее двойки. При этом многих из них пугает не сама отметка, а неприятности, которые она неизбежно за собой повлечет. Осуждение учителя, «разбор полетов» дома, всевозможные наказания. Вот и получается, что бьются девчонки и мальчишки на протяжении всех лет обучения за очередную цифру пять в журнале. А в итоге вместе с золотой медалью и аттестатом зрелости получают нарушения психосоматического и психического характера –последствия хронического стресса.
Как быть? Отправляя малыша в первый класс, ориентируйте его на собственный рост и самосовершенствование. Нельзя допустить, чтобы отметка стала мотивом учебной деятельности, в ущерб познавательному интересу ребенка. Обязательно стимулируйте и поощряйте стремление детей к приобретению новых знаний и умений. Ведь только формирование позиции «Хочу учиться, чтобы узнать то, что я еще не знаю» гарантирует желаемый результат обучения.
Хронический стресс может развиться на фоне многочисленных и долгоиграющих неприятных событий. Он очень вреден для здоровья. Ребенка в особенности.
Такая форма стресса может спровоцировать развитие болезней кожи, желудочно-кишечного тракта и даже серьезные гормональные нарушения.
«Жадина-говядина»
Обидные прозвища всегда были и до сих пор остаются едва ли не главной причиной детских переживаний. И пятьдесят, и десять, и пять лет назад –в одном классе одновременно существовали: «каланча», «очкарик», «жиртрест», «карлик». Обзывалки только на первый взгляд кажутся невинной детской забавой, на самом деле это не что иное, как один из способов эмоционального насилия. Высмеивание и вербальное унижение ребенка в присутствии сверстников нередко оказывают разрушающее действие на его еще незрелую психику, что в дальнейшем может привести к проблемам личностного плана. Так, у тех детей, которых постоянно дразнят, могут развиться комплексы неполноценности, например дисморфофобия –неприятие своей внешности.
Как быть? Для начала поговорите с ребенком по душам, объясните, что
уверенные в себе люди никогда не будут обижать других, это скорее прерогатива слабых, которые хотят привлечь к себе внимание окружающих и выбирают для этого самый легкодоступный способ. Поэтому не стоит вступать в словесную перепалку с обидчиком, лучше набраться терпения и промолчать, выразив тем самым равнодушное отношение к происходящему. В конце концов агрессору надоест безразличие со стороны жертвы, и он отстанет.
«Папа ушел и уже не вернется»
Психологами установлено, что дети острее взрослых воспринимают факт распада семьи, при этом характер переживаний разнится в зависимости от их возраста.
Так, малыши дошкольного возраста боятся потерять оставшегося с ними родителя, поэтому сильно привязываются к нему и ходят за ним буквально по пятам. Детям постарше свойственно винить себя в том, что все так произошло.
А подростки, с присущей им категоричностью, склонны долгое время вообще не принимать развод и даже протестовать против него.
Как быть? Прежде всего бывшие супруги должны уяснить, что применение приставки «экс» никогда и ни при каких условиях не приемлемо по отношению к совместному чаду. Помните, сыновья, равно как и отцы, априори не могут быть бывшими. Следовательно, оба родителя имеют право на ребенка, так же как и малыш имеет право на них. Когда происходит разрыв, дети любого возраста требуют особого внимания к себе, терпения и заботы. Им важно знать и чувствовать, что мама и папа продолжают любить их, как и раньше.
«Младший брат»
К сожалению, появление второго ребенка в семье помимо позитивных аспектов имеет и некоторые негативные моменты.
Например, первенцы к новорожденному малышу нередко испытывают агрессию, основанную на ревности. Это и понятно, ведь уход за младенцем отнимает у взрослых много сил и времени, из-за чего старший ребенок часто остается как бы не у дел. В таком случае что же еще он должен чувствовать к младшему, если тот отнял у него самое дорогое, что было, –родительскую любовь?
Как быть? Самое главное, что должны сделать родители –это заблаговременно подготовить первенца к появлению малыша в доме. Желательно на доступном для него языке рассказать, как происходит зарождение и развитие новой жизни внутри материнской утробы. Идеальный вариант –пригласить ребенка на ультразвуковое исследование плода, тогда он собственными глазами сможет увидеть насколько мал, беззащитен и абсолютно безвреден его потенциальный конкурент. Можно приобщить старшенького к благоустройству детской комнаты и покупке приданого младенцу, а в дальнейшем и уходу за ним. Только не переусердствуйте, не превратите старшее чадо в няньку, особенно если оно категорически не хочет ею быть.
Как бы ни было тяжело маме и папе, они обязательно должны находить время для общения и игры с первым ребенком, ведь старший –это не всегда взрослый, а значит, он все еще нуждается в родительской ласке заботе не меньше, а порой и больше новорожденной крохи.
Дети, так же как и взрослые, по-разному реагируют на стрессовую ситуацию.
Некоторым даже может понадобиться профессиональная помощь. Тем не менее многое родители могут сделать и сами. Вместо того чтобы пытаться оградить ребенка от всех невзгод и опасностей, надо научить его не отчаиваться и самостоятельно преодолевать трудности. Само собой, мама и папа должны помогать детям и поддерживать их, но не решать те задачи, с которыми их чадам предстоит столкнуться на длинном жизненном пути.
Признаки стресса
Американская Академия детской и подростковой психологии выделяет следующие признаки того, что ребенку необходимо вмешательство специалиста.
Для младшего школьного возраста:
- заметное ухудшение школьной успеваемости;
- увеличение времени занятий при снижении результатов;
- выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;
- гиперактивность, нервные тики или постоянное движение, апатия и снижение активности;
- постоянные ночные кошмары; провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);
- частые вспышки раздражения.
Для среднего и старшего подросткового возраста:
- изменение школьной успеваемости;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- изменения в режиме сна или питания;
- частые жалобы на физическое состояние;
- одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;
- противопоставление себя правам и власти других людей;
- длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти, частые проявления агрессивности или жестокости.
Ирина Шаляпина, психолог