Поиск

Стрессоустойчивый малыш

21/07/2010
ШАЛЯПИНА Ирина
770

Стрессоустойчивый малыш

«Учительница первая моя»

Согласно ряду исследований, большая часть российских школ до сих пор придерживается традиционного стиля педагогического руководства, основанного на беспрекословном, слепом подчинении учащихся авторитету учителя.

Парадигма, доставшаяся в наследство от тоталитарного режима, давно признана специалистами устаревшей и наносящей вред психологическому здоровью детей.

Поколение, рожденное в демократическом государстве, нуждается в качественно иных формах обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого из них.

И такие формы существуют. Но пока еще в небольшом количестве образовательных учреждений.

Однако если массовое внедрение новаторских методов –дело будущего, то стычка между учителями и учениками сегодня не редкость. Главная задача родителей –не допустить углубления или затягивания конфликта, помочь ребенку разобраться в ситуации и показать конструктивные методы выхода из нее.

Как быть?  Лучше всего не решать проблемы, а предотвращать их. Постарайтесь подружиться с педагогами: по мере возможности посещайте родительские собрания, оказывайте посильную помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий. Как правило, у детей, чьи родители принимают активное участие в общественной жизни школы, складываются доброжелательные отношения с одноклассниками и преподавательским составом.

 

Стресс – от английского слова stress, которое можно перевести как давление, нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение. Стресс –общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которое нарушает спокойное состояние организма. Существуют положительная и отрицательная формы стресса.


«Опять двойка»

Так сложилось, что для большинства детей школьного возраста не существует зверя страшнее двойки. При этом  многих из них пугает не сама отметка, а неприятности, которые она неизбежно за собой повлечет. Осуждение учителя, «разбор полетов» дома, всевозможные наказания. Вот и получается, что бьются девчонки и мальчишки на протяжении всех лет обучения за очередную цифру пять в журнале. А в итоге вместе с золотой медалью и аттестатом зрелости получают нарушения психосоматического и психического характера –последствия хронического стресса.

Как быть? Отправляя малыша в первый класс, ориентируйте его на собственный рост и самосовершенствование. Нельзя допустить, чтобы отметка стала мотивом учебной деятельности, в ущерб познавательному интересу ребенка. Обязательно стимулируйте и поощряйте стремление детей к приобретению новых знаний и умений. Ведь только формирование позиции «Хочу учиться, чтобы узнать то, что я еще не знаю» гарантирует желаемый результат обучения.

Хронический стресс может развиться на фоне многочисленных и долгоиграющих неприятных событий. Он очень вреден для здоровья. Ребенка в особенности.

Такая форма стресса может спровоцировать развитие болезней кожи, желудочно-кишечного тракта и даже серьезные гормональные нарушения.

 

 «Жадина-говядина»

Обидные прозвища всегда были и до сих пор остаются едва ли не главной причиной детских переживаний. И пятьдесят,  и десять, и пять лет назад –в одном классе одновременно существовали: «каланча», «очкарик», «жиртрест», «карлик». Обзывалки только на первый взгляд кажутся невинной детской забавой, на самом деле это не что иное, как один из способов эмоционального насилия. Высмеивание и вербальное унижение ребенка в присутствии сверстников нередко оказывают разрушающее действие на его еще незрелую психику, что в дальнейшем может привести к проблемам личностного плана. Так, у тех детей, которых постоянно дразнят, могут развиться комплексы неполноценности, например дисморфофобия –неприятие своей внешности.

Как быть?   Для начала поговорите с ребенком по душам, объясните, что

уверенные в себе люди никогда не будут обижать других, это скорее прерогатива слабых, которые хотят привлечь к себе внимание окружающих и выбирают для этого самый легкодоступный способ. Поэтому не стоит вступать в словесную перепалку с обидчиком, лучше набраться терпения и промолчать, выразив тем самым равнодушное отношение к происходящему. В конце концов агрессору надоест безразличие со стороны жертвы, и он отстанет.


«Папа ушел и уже не вернется»

Психологами установлено, что дети острее взрослых воспринимают факт распада семьи, при этом характер переживаний разнится в зависимости от их возраста.

Так, малыши дошкольного возраста боятся потерять оставшегося с ними родителя, поэтому сильно привязываются к нему и ходят за ним буквально по пятам. Детям постарше свойственно винить себя в том, что все так произошло.

А подростки, с присущей им категоричностью, склонны долгое время вообще не принимать развод и даже протестовать против него.

Как быть?  Прежде всего бывшие супруги должны уяснить, что применение приставки «экс» никогда и ни при каких условиях не приемлемо по отношению к совместному чаду. Помните, сыновья, равно как и отцы, априори не могут быть бывшими. Следовательно, оба родителя имеют право на ребенка, так же как и малыш имеет право на них. Когда происходит разрыв, дети любого возраста требуют особого внимания к себе, терпения и заботы. Им важно знать и чувствовать, что мама и папа продолжают любить их, как и раньше.


«Младший брат»

К сожалению, появление второго ребенка в семье помимо позитивных аспектов имеет и некоторые негативные моменты.

Например, первенцы к новорожденному малышу нередко испытывают агрессию, основанную на ревности. Это и понятно, ведь уход за младенцем отнимает у взрослых много сил и времени, из-за чего старший ребенок часто остается как бы не у дел. В таком случае что же еще он должен чувствовать к младшему, если тот отнял у него самое дорогое, что было, –родительскую любовь?

Как быть? Самое главное, что должны сделать родители –это заблаговременно подготовить первенца к появлению малыша в доме. Желательно на доступном для него языке рассказать, как происходит зарождение и развитие новой жизни внутри материнской утробы. Идеальный вариант –пригласить ребенка на ультразвуковое исследование плода, тогда он собственными глазами сможет увидеть насколько мал, беззащитен и абсолютно безвреден его потенциальный конкурент. Можно приобщить старшенького к благоустройству детской комнаты и покупке приданого младенцу, а в дальнейшем и уходу за ним. Только не переусердствуйте, не превратите старшее чадо в няньку, особенно если оно категорически не хочет ею быть.

Как бы ни было тяжело маме и папе, они обязательно должны находить время для общения и игры с первым ребенком, ведь старший –это не всегда взрослый, а значит, он все еще нуждается в родительской ласке заботе не меньше, а порой и больше новорожденной крохи.

Дети, так же как и взрослые, по-разному реагируют на стрессовую ситуацию.

Некоторым даже может понадобиться профессиональная помощь. Тем не менее многое родители могут сделать и сами. Вместо того чтобы пытаться оградить ребенка от всех невзгод и опасностей, надо научить его не отчаиваться и самостоятельно преодолевать трудности. Само собой, мама и папа должны помогать детям и поддерживать их, но не решать те задачи, с которыми их чадам предстоит столкнуться на длинном жизненном пути.

 

Признаки стресса

Американская Академия детской и подростковой психологии выделяет следующие признаки того, что ребенку необходимо вмешательство специалиста.

Для младшего школьного возраста:

 

  • заметное ухудшение школьной успеваемости; 
  • увеличение времени занятий при снижении результатов;
  • выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;
  • гиперактивность, нервные тики или постоянное движение, апатия и снижение активности; 
  • постоянные ночные кошмары; провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца); 
  • частые вспышки раздражения.

 


Для среднего и старшего подросткового возраста:

  • изменение школьной успеваемости;
  • употребление алкоголя или наркотиков; 
  • изменения в режиме сна или питания; 
  • частые жалобы на физическое состояние; 
  • одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения; 
  • противопоставление себя правам и власти других людей;
  • длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти, частые проявления агрессивности или жестокости.

 

Ирина Шаляпина, психолог

Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.