Поиск

На первый-второй рассчитайсь!

07/11/2010
ЗАБЕЛИНА Татьяна
574

Итак, вы ждете второго ребенка!  Вы уже любите его и разговариваете с ним, пересматриваете пеленочки и ползуночки,  оставшиеся после первенца, и прикидываете, где и как разместить детские кроватки, чтобы в обществе уже немного подросшего малыша создать уют для новорожденного. Но о чем же все-таки стоит подумать в первую очередь, решившись на второго ребенка?

 Наверное, о своем первенце, и только о нем! О том, как осторожно и терпеливо подготовить малыша к появлению братика или сестрички, о том, как уберечь его еще очень  ранимую и нежную душу, прежде жившую в полной гармонии с вами, от тревожной ревности. И что же сделать, чтобы ваш малыш разделил вместе с вами радость появления крохи, а не растерялся и не почувствовал себя одиноким.
Однажды мой шеф на работе рассказывал о том, как попросил старшего сына-школьника рассказать, с какого возраста тот себя помнит. И мальчик ответил — с того самого дня, когда младшего братика Алешку привезли из
роддома. Тогда Сереже (именно так зовут мальчика) только что исполнилось 3 года. Так сколько же чувств пришлось пережить ему в тот момент!

Когда возраст нашей маленькой дочурки едва перешагнул за полтора годика, мы поняли, что совсем скоро наша кроха станет СТАРШЕЙ СЕСТРОЙ, от чего ей, почти наверняка, придется повзрослеть гораздо раньше своих сверстников-«одиночек».


Я, выросшая у родителей одна, конечно же, задумывалась о втором ребенке, однако такой маленькой разницы в возрасте мы с мужем не планировали. Во-первых, хотелось, чтобы дочка, как минимум, научилась говорить и ей можно было бы объяснить происходящее. А что можно объяснить двухлетней крохе, которая и сама-то еще не успела отвыкнуть от материнских рук. И, во-вторых, ребенок постарше уже может хоть как-то концентрироваться на  самостоятельной игре, его легче отвлечь конструктором, рисованием, а наша малышка была моим «хвостиком» и подолгу могла лишь листать детские книжки да цветные журналы и опустошать содержимое кухонных шкафов, расставляя всю утварь на диване и на полу. Во все остальные игры она, как и полагалось детям ее возраста, с удовольствием играла только вместе со мной. И, пожалуй, единственным моим
ЛИЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ являлось наше чтение с ней детских книг, когда Леночка стояла около стула, на котором лежала ее книжка, и, слушая мое чтение, в нужный момент перелистывала страницы. А я, стоя за кухонным столом, проговаривала наизусть «Федорино горе», «Мойдодыр», ни на минуту не отвлекаясь при этом от кухонной суеты.


А теперь представьте, что, взяв такую кроху за руку, вы прогуливаетесь  по тихой улице или скверу. О чем вы беседуете с малышом? Да обо всем, что вокруг  вас движется, меняется, живет — о воркующих голубях, о бегущем навстречу спаниэле с большими и добрыми глазами, о голубом небе и далеком белом самолетике. Обратите внимание малыша на «тетю с колясочкой», в которой спит маленький кроха. Скажите ребенку тихонько, что и у вас в семье скоро появится еще один малыш. Не ждите от крохи какой-либо реакции, а просто
обнимите его, поцелуйте в лоб и переведите беседу на другую тему. И пусть этот разговор будет для малыша мимолетным и ненавязчивым. При случае, на улице снова вернитесь к этой теме, если, конечно, ваш ребенок настроен доброжелательно. Уверяю, скоро двухлетка и сам начнет обращать ваше внимание на детские колясочки с таким же интересом, как и на яркую машинку или пушистую кошку. А главное — он начнет потихоньку настраиваться на ожидание своего крохи. Моя подруга Ирина, имеющая 2-х сыновей (сегодня уже
школьников), рассказывала о том, как перед рождением 2-го сына полуторагодовалый Витя обнимал ее за живот и лопотал одну-единственную фразу, которую мог произнести: «Мама, буди (искаженное от слова «будет») Ваня». И Ваня родился.

В два года любимой книжкой дочери стал сборник стихов Агнии Барто с картинками художника Виктора Чижикова. Серии добрых и доступных малышу стихов «Младший брат» и «Вовка — добрая душа» стали самыми ее любимыми. Помните:
«Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюшка родился
В один хороший день...»


Тихонько говорю: «Доченька, а у тебя скоро тоже будет братик — такой же добрый и сильный, хочешь?» И малышка радостно кивает, а я предлагаю ей погладить мой животик, где спит этот «добрый и сильный».
Вообще я остерегалась задавать ей вопросы типа: «А ты хочешь братика или сестренку?» или «А ты будешь давать братику поиграть свои игрушки?»
Поскольку из собственного полуторагодичного опыта общения с мамами и детьми на детской площадке знаю, что нет никакой гарантии, что ребенок ответит утвердительно. Да и зачем это ему вдруг надо делиться игрушками непонятно с кем? Поэтому, когда у дочки было хорошее настроение и она с удовольствием играла или слушала чтение книг, мы ей просто напоминали: «У тебя скоро будет братик — твой защитник. И вам будет вдвоем очень весело».

Однажды мы с Леной отправились пешком на почту, которая находится от нас далеко. И на обратном пути  утомленная дочурка настойчиво попросилась на руки. Я, уже достаточно округлившаяся, присаживаюсь на корточки рядом с ней, обнимаю ее, целую и объясняю: «Доченька, ты видишь какой животик у меня? Там ТВОЙ БРАТИК СПИТ. Вас двоих я просто не смогу поднять. Но вот как только мы его переложим в колясочку, я буду носить тебя на руках столько, сколько ты захочешь. Договорились?» На меня внимательно посмотрели две любимые карие «вишни». Лена улыбнулась, кивнула и пошла вперед. Она все поняла, моя маленькая старшая!


Как-то месяца за два до рождения Саши к нам на подмогу в очередной раз приехала бабушка. Она предложила заранее «переселить» Лену  вместе с ее кроваткой в другую комнату, в которой лежал только ковер с игрушками, а в спальню поставить кроватку для малыша. Чтобы на момент его появления дома не пришлось мало того, что кроватку у Лены «отбирать» (никто не знает, как бы она на это среагировала), да еще и выселять ее из спальни. С бабушкиной легкой руки мы и «переселили» Лену, предварительно предложив ей игру: «Давай
ты будешь спать со своими игрушками!»
Наш Сашенька родился ранним ноябрьским утром, когда город лихорадило от холодной влаги первых заморозков. Но как же я была счастлива этой осенью! Я любила своего малыша, которого еще до рождения называла по имени, и очень сильно скучала по своей СТАРШЕЙ,  которой всего-то исполнилось к тому времени 2 года и 5 месяцев.
В день нашей выписки дочка, получившая статус СЕСТРЫ, сидя в машине, мужественно преодолела неблизкое расстояние до роддома (через весь город!), чтобы забрать маму и своего брата домой. Оглядываясь назад, мы понимаем, что совершенно правильно сделали, взяв ее в роддом. Наверное, это событие закрепило в дочкином сознании  ее большую причастность к появлению малыша дома. Эту поездку Лена помнит до сих пор.
Яркими Сашиными погремушками прежде дали наиграться Лене, сказав, что братик разрешил. А взамен — Лена показывала ему свои любимые игрушки и постройки из конструктора.


Этот первый год Сашеньке и нам всем дался очень нелегко. Дни бежали в бесконечных заботах о стирке, кормежке,  прогулках и горшках. Не обошлось и без длительного лечебного массажа. И все это время мне героически помогала мама, которая «взяла» на работе длительный административный отпуск (я его в шутку называла «декретным»), чтобы быть рядом с нами, а главное — рядом с Леной. В результате — дочка получала столько же внимания, как и до рождения брата.
Хотя Лена особенно не тянулась к куклам, мы все же незадолго до рождения братика купили ей детскую колясочку, чему она вначале скорее удивилась, нежели обрадовалась. Но теперь коляска превратилась в центральный объект игры. Вместе с Сашиными пеленками и подгузниками мы отглаживали стопки носовых платков — ее кукольных «пеленок». И во время Сашенькиных сборов на улицу Лена стояла рядом со мной и терпеливо надевала на свою куклу по 3—4 Сашиных шапочки и упаковывала в «пеленки», укладывая их «на уголок».
Частенько Лена просила запеленать и ее «так же, как братика», что мы и делали со смехом. А когда через год Лена пошла в детский садик, первое, что отметила наша воспитательница — это Ленино умение профессионально запеленать куклу в пеленки и перевязать лентой. Любые свободные часы посвящались дочке,
порою — в ущерб домашним делам. Мы много рисовали красками и играли в конструктор. А во время чтения книг она всегда просила принести брата, чтобы он «тоже послушал». И брат, немного послушав, сладко засыпал на руках. Иногда я устраивала между ними «диалоги». От имени Саши радовалась Лениным достижениям — знанию стихов, нарисованным картинкам. Или, вместо Саши, отвечала на ее бесконечные вопросы, адресованные ему.

Однажды произошло событие, очень нас  удивившее. К нам в гости всего на пару часов приехали наши знакомые с 3-месячной девочкой, которая добродушно всем улыбалась и ни разу не заплакала. В то время Саше только-только исполнился годик. Лена внешне очень спокойно восприняла девочку, но вечером, когда гости уже давным-давно уехали, я поняла, что дочка сильно перевозбуждена. Она очень долго не могла заснуть, а потом разразилась плачем, наконец объяснив причину: «Я думала, детей будут менять, думала, что заберут Сашу». Вот это да! Как же сложен и раним детский разум! Уложив Лену спать, я поняла, как было бы трудно нашей дочке год назад, когда родился Саша, если бы ее не готовили серьезно к его появлению.
Для нас сейчас наступило не менее сложное время. Во время игр детей одних стараемся не оставлять. Я слежу, чтобы Саша не разрушал Ленины постройки из конструктора, поскольку знаю, что это может привести к серьезному конфликту. Я уже поняла, что даже самая незатейливая постройка является очень важным элементом детского творчества. И ее разрушение может вызвать у ребенка недовольство и даже стать причиной агрессии. Поэтому все постройки, по возможности, мы отставляем в недоступные для Саши места, а Лене объясняем — «чтобы Саша случайно  не уронил». Приходится находиться с ними рядом, создавая для обоих видимость общей игры, постоянно искать  компромиссы и осторожно учить их уступать друг другу, хотя сделать это и непросто. Для совместных игр пока лишь подходят игра в мячик или в прятки. А совместная игра в конструктор удается только в том случае, если Саша настроен подавать Лене детальки, а не ломать постройки. Несмотря на любовь друг к другу, в игре они пока еще «собственники» — играют только сами по себе, и понятия «общая игрушка» для них не существует. Но в те редкие минуты, когда в их игре наступает полная гармония и моя «руководящая рука» не требуется, я тихонько оставляю их одних.


Дочке стараемся не напоминать о ее старшинстве, а наоборот, для соблюдения равноправия часто говорим ей, что они оба — НАШИ МАЛЕНЬКИЕ. По-моему, это совсем не мешает ей быстро одеваться самой или читать слоги по методике Зайцева. А то, что она старше брата, думаю, Лена и сама прекрасно понимает. Однажды, гуляя на детской площадке, Лена торжественно объявила: «Смотрите, это мой маленький братик! Но он скоро подрастет и станет БОЛЬШИМ и СТАРШИМ».

 

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.