Главная > Статьи > Статьи по психологии > Детская психология > Давай поделимся!

Давай поделимся!

 


Сплошная польза 

Когда у
малыша отсутствует понимание категорий «мое»/«чужое», и он легко прощается с
личными вещами, это также не очень хорошо. Подобное поведение свидетельствует о слабых личных границах.
И тогда их надо укреплять. Когда же ситуация складывается обратным образом, легкая
установка на «щедрость» помогает малышу обзавестись новыми и очень ценными
психологическими качествами:

  • налаживать сложные коммуникационные связи;
  • «играть» по правилам общественной жизни;
  • быть психологически гибким.

 

Сначала был эгоизм…

Если вам кажется, что эгоизм — это очень плохое качество. Ну, во всяком
случае, не правильное, то вы во многом заблуждаетесь. Детский эгоизм —
обязательный и совершенно нормальный этап становления личности. Острое чувство
собственности появляется, куда раньше остальных и порождается отнюдь не
пресловутой жадностью, а потребностью в стабильности и безопасности. Без этого
не может обойтись ни один младенец, которому нужна определенная и привычная
атмосфера понятной любви и порядка. Только в условиях простого и до
совершенства знакомого мирка карапузу спокойно и хорошо. И в этих условия
развитие ребенка оптимально.

Стало быть, поделиться вниманием любимой мамы, плюшевого медвежонка и
чашкой, которая по десять раз в день попадает в ручки, очень сложно. Невозможно
даже — это же подорвет основы стабильности! Так что и не просите. Карапузы до
двух-трех лет дикие собственники по психологическим соображениям.

 

Первые шаги навстречу другу…

Постепенно острое чувство собственной территории бледнеет. Нет, у
четырех и даже пятилетнего малыша еще могут возникать собственнические
конфликты. Но с ним уже можно договориться. По-настоящему ребенок дозревает до
коллективной деятельности с общими материальными благами годам к шести-семи.
Однако для этого уже должна быть создана «правильная» эмоциональная база и
некие навыки.

Потому, без спешки и лишнего «усердствования» с вашей стороны, которое
оказывается стрессовым, можно начинать работу над щедростью. Она должна носить
регулярный характер и не быть слишком навязчивой.

Несколько
основных правил поможет вам не пересекать «запрещенные территории».

  • Не нужно настаивать, на великодушных поступках,
    ребенок вовсе не обязан давать значимые ему вещи чужим людям! Ваша
    настойчивость может вызвать глубокие негативные переживания и даже поселить у
    малыша страхи. 
  • Искреннее поощрение и похвала поступков малыша
    (когда он сам поделился) закрепляют приятные стороны этого процесса. Эмоции
    малыш запоминает прекрасно!
  • Показывайте собственным примером, что дать на
    время свою вещь — норма взрослой жизни. Делитесь при малыше и рассказывайте ему
    об этих фактах (как папа попросил дать ему ваш проездной билет, и вы выручили
    его; как соседка взяла на время книгу).

 

Полезные игры

Быть щедрым — искусство! И ему необходимо обучаться. А малыши с
удовольствием освоят новые навыки, если им предложить оптимальную для усвоения
форму — игру.

 

Театр

Очень полезным и интересным для деток раннего возраста является
домашний театр. Пусть в импровизированном спектакле участвуют все самые любимые
игрушки, которые эмоционально «общаются» между собой: спрашивают разрешения
поиграть чужой игрушкой, берут эту игрушку, меняются и возвращают вещи владельцу.

 

Эта долька для ежа…

Дайте малышу корзинку с печеньем или коробочку с кубиками, карандашами.
Попросите взять один предмет себе, а остальные раздать каждому, находящемуся в
комнате. Если ребенок совсем маленький, необходимо хвалить каждый его шаг,
каждая печенька и игрушка сопровождается похвалой: «Моя доченька, умница!
Поделилась с папой, угостила бабушку!». Если ребенку уже четыре-пять лет, ему
объявить благодарность, когда дело будет закончено, но не менее искренне и
радостно!

 

Правило пары

Отправляясь в гости, на прогулку или ожидая гостей к себе,
позаботьтесь, чтобы значимые малышу игрушки (лакомства) оказались в парном
варианте. Вы можете предложить малышу поделиться с другом «аналоговой копией» и
объяснить, что теперь у всех одинаковые вещи. Когда у обоих малышей оказались
подобные же игрушки, предложите им обменяться. «Они же совершенно одинаковые!
Проверьте это сами, возьмите скорей в ручки игрушки, поменяйтесь!». Не забудьте
про похвалу.  

Наконец, многие черты закаляются лишь собственной практикой. Потому не
всегда нужно влезать в детские конфликты. Дайте малышу самостоятельно
пообщаться с его товарищем и попытаться разобраться с игрушками. А вы сможете
сделать для себя интересные выводы, наблюдая ребят со стороны.


Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

Дмитрий Лиханов

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.