Казалось бы всё просто: зевает, капризничает, значит, пора укладывать спать. Но почему это работает не всегда и не у всех? Почему мамы так часто сталкиваются с долгими укладываниями, протестами, укачиваниями, а то и вовсе с отказом от сна, спросили у психолога-консультанта, специалиста по поведенческой коррекции детского сна, Члена российского общества сомнологов Ольги Ковтунович.
Дело в том, что укладывание спать по признакам усталости актуально не всегда и не для всех детей. Лучше всего это работает в первые 3-4 месяца. Далее, чем старше становится ребёнок, тем он активнее, и тем менее информативны те самые признаки усталости. Кроме того, они бывают ещё и ложными. Например, зевать или капризничать ребёнок может начать, если ему стало скучно или в данный момент ему не хватает адресного внимания мамы.
Многие дети вообще не показывают признаки усталости, они могут быть бодры и веселы, а потом просто начинают сильно капризничать. Это значит, что подходящее время для укладывания пропущено и ребёнок уже переутомился. Но он был так сильно заинтересован чем-то, что не подал маме «сигнал» о своем желании спать. Такое актуально чаще всего после того, как ребенок научился ползать и особенно часто встречается у детей старше года.
Укладывать переутомленного ребёнка всегда сложно. Ведь детская нервная система незрелая и она очень быстро реагирует всплеском кортизола. А это и слезы, и протесты, и даже «второе дыхание» в виде внезапно повышенной активности. А сам сон после этого может быть очень беспокойным.
Также важно понимать, что ребенок может устать, но при этом он еще не будет готов спать. Проверить это достаточно легко: переключите внимание ребенка, предложите ему какое-либо спокойное занятие. Если он отреагирует на это положительно, то признаки усталости ложные и спать он еще истинно не готов. Если предложенное занятие уже не будет интересными, то вероятнее всего ему уже действительно пора засыпать.
Но ведь заниматься такой «проверкой» и каждый раз предлагать разные занятия тоже не самый удобный вариант, верно? И если ребёнок вовсе не показывает признаки усталости, это ведь не значит, что он и вовсе может обойтись без дневного сна. Именно поэтому как раз после 3-4 месяцев я рекомендую укладывать детей по индивидуальным нормам бодрствования.
Но индивидуальные нормы - это не те, что Вы легко можете найти в интернете в таблицах с нормами сна и бодрствования для детей. Это лишь средние значения, а Ваш ребёнок не обязан им соответствовать. Многие дети на самом деле бодрствуют дольше, а спят меньше, чем указано в таких таблицах. При этом спят хорошо и чувствуют себя отлично!
Вы можете использовать эти таблицы в качестве «отправной точки», а далее поступить следующим образом:
-
Начните вести дневник сна и записывать время начала укладывания спать и время окончательного засыпания.
-
Проанализируйте как вёл себя ребёнок - был ли протест на укладывание, слёзы или он был спокоен?
-
Как долго длилось засыпание?
В норме ребенок засыпает в течение 20 минут, без слёз и протестов. Если он засыпает дольше, но при этом спокоен, то Вам стоит попробовать укладывать его немного позже.
Если Вы столкнулись с протестом и слезами, то попробуйте перейти снова на спокойное бодрствование. Если ребенок успокаивается и готов продолжать бодрствование, то Вы его укладываете рано и спать он просто ещё не готов. Выражает это слезами и протестом, по-другому пока не умеет. А вот если он не успокоился, то значит протест связан с переутомлением и Вам стоит в следующий раз укладывать его немного раньше.
Обратите внимание, что на то, как быстро и насколько спокойно засыпает ребенок влияет не только продолжительность его бодрствования, но и времяпрепровождение перед сном.
Принцип «сильнее устанет - быстрее уснёт» не работает с незрелой детской нервной системой. Очень важно, чтобы ребенок перед сном проводил время спокойно. А вовремя перевести его на спокойные занятия и «замедлить» - задача родителей.