А стоит ли?
Конечно, — да! Ведь
детский сад — это начало социальной жизни человека. Его достижения, успехи, а
также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько хорошо он освоил
в детстве искусство коммуникации. И при всем желании ни родители, ни бабушки,
ни няни не смогут заменить ребенку коллектива сверстников. Кроме того, в
детском саду малышу придется все делать самому, что не только ускорит процесс формирования
самостоятельности, но и приведет к развитию разнообразных других способностей.
Только во сколько?
Вопрос
неоднозначный, поскольку определяющим фактором является даже не возраст, а
степень готовности ребенка. Одни малыши в год-полтора с удовольствием бегут в
детский сад, а есть такие, которых и в пять лет туда не затащишь — все
индивидуально.
Как понять?
Готовность
ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим,
психологическим и социальным.
Диагностикой биологической зрелости обычно занимается
врач-педиатр. Критериями могут служить размеры тела (длина, масса, окружность
грудной клетки) и зубная формула. На основании этих данных делается вывод о том
насколько уровень развития ребенка соответствует (опережает/отстает) своему
календарному возрасту.
Под социальной готовностью понимают способность
ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Он должен:
слушаться взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять четкий распорядок дня,
установленный в детском саду. А также: уметь общаться, взаимодействовать и сотрудничать
со сверстниками.
О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне
дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих,
довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с
небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.
Если вы все еще
сомневаетесь, отдавать ли ребенка в сад, воспользуйтесь специальным тестом*. Ответив
на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.
Каковы взаимоотношения вашего ребенка с
другими детьми?
Легко идет на
контакт — 3 балла
Избирательно — 2
балла
Трудно — 1 балл
Как ребенок относится к занятиям: внимателен,
усидчив, активен?
Да — 3 балла
Не всегда — 2
балла
Нет — 1 балл
Уверен ли ребенок в себе?
Да — 3 балла
Не всегда — 2
балла
Нет — 1 балл
Как ребенок переносит разлуку с мамой (или
другим человеком, который осуществляет за ним уход)?
Легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально
окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.
Как относится ребенок к высаживанию на
горшок?
Положительно — 3
балла
Отрицательно — 1
балл
Просится ли ребенок на горшок?
Да — 3 балла
Нет, но бывает
сухой — 2 балла
Нет, и ходит
мокрый — 1 балл
Есть ли у ребенка отрицательные привычки?
Да, (сосет
пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл
Нет — 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками и разными
предметами дома и в новой обстановке?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям
взрослых?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
Умеет — 3 балла
Не всегда — 2
балла
Никогда не
играет сам — 1 балл
Как ребенок общается с взрослыми?
Легко идет на
контакт со всеми — 3 балла
Избирательно — 2
балла
Трудно — 1 балл
Какова продолжительность дневного сна
ребенка?
Два часа и
больше — 3 балла
Меньше 2-х часов
— 1 балл
Какой аппетит у ребенка?
Хороший — 4
балла
Избирательный —
3 балла
Неустойчивый — 2
балла
Плохой — 1 балл
Какое настроение преобладает у ребенка в
последнее время в домашней обстановке?
Бодрое,
уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2
балла
Подавленное — 1
балл
Как ребенок засыпает?
Быстро, спокойно
(до 10 мин.) — 3 балла
Лежит спокойно,
но долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1
балл
Используются ли дополнительные воздействия
при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
Прогноз адаптации:
v
ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40
баллов;
v
условно готов — 39-24 балла;
v
не готов — 23-16 баллов.
*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. Москва, 2007.