Для детей адаптация в детском саду - сложный внутренний процесс. Одни замыкаются и молча наблюдают за происходящим, другие ярко демонстрируют свое неприятие к новому неизбежному укладу жизни. Стресс испытывают все – и малыши, и родители. Но психика любого, даже самого маленького человека, способна приспосабливаться к переменам, главное не мешать процессу, минимизировать неприятные впечатления и помогать. Мы попросили дать свои советы по адаптации малыша в детском саму клинического психолога сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Варвару Данекину.
Что чувствует ребенок?
Большое психологическое напряжение, потому что у него происходит смена привычного образа жизни. Но стресс — это не всегда плохо. Это физиология, которая может оказывать большое влияние на человека. И в большинстве случаев, процесс адаптации - это временное беспокойство для малыша.
Что мешает легко адаптироваться?
-
Неуверенность и тревожность родителей. Одно только твердое решение и внутренняя уверенность мамы, что садик нужен ребенку - уже львиная доля успеха. Никакие тревоги, которые неизбежно будут возникать, не должны вызывать сомнения, колебания, быть причиной метаний «а может пока не надо». Состояние близких, особенно мамы – главная опора для ребенка, и он должен это чувствовать.
-
Длительный период адаптации. Все имеет свое начало и свой логический конец. Поэтому адаптационный период не должен затягиваться на несколько месяцев. Педагоги рекомендуют начинать знакомство со средой детского сада плавно – от двух часов в день. Но это время должно постепенно увеличиваться. Если родители начинают искусственно продлевать этот период, ребенок таким образом перестраивается на новый режим дольше и неохотнее.
-
Окружающая среда. Причиной дискомфорта ребенка может быть воспитатель или дети, которые ведут себя непривычно для него. Очень хорошо, когда малыш уже умеет говорить, чтобы рассказать маме о важных деталях своего пребывания в новой для него месте.
-
Правила и распорядок дня. В любом садике есть свой режим и определенные правила. Практически любому ребенку первое время будет сложно их принять, но важно не давить и не настаивать, если период адаптации проходит остро.
Идеальный возраст для сада: когда?
Конечно, четкой возрастной границы нет – у каждого ребенка свой характер, особенности психики. Правда, психологи отмечают, что если ребенку меньше двух лет, все же стоит воздержаться от длительного пребывания в саду: контактировать с ровесниками в этом возрасте непросто. А вот после кризиса трех лет, напротив, продолжительная разлука с мамой уже не нарушит важное базовое доверие к миру. К тому же, трехлетки любят демонстрировать свою самостоятельность – умеют держать чашку, пытаются одеваться, владеют важным горшечным этикетом. Такие навыки очень облегчают процесс привыкания к саду.
Если ребенок плачет и не хочет идти в группу, нужно запастись терпением и помнить, что дети примерно до 9 лет наделены лабильной психикой. Вот он плачет перед входом, а через 5 минут убежал и переключился на новое занятие. Но не стоит ждать, что через 3-5 дней, он с нетерпением будет ждать понедельника и сверкая пятками побежит в сад. Очень важна мотивация. Не «мама работает, а ты побудешь это время в саду», а «сегодня вы будете лепить или вырезать ножницами. Это очень интересно и полезно. Покажешь потом свою поделку?».
Что поможет ребенку?
-
Возможность заранее показать садик, познакомить с новым зданием, группой, площадкой, где он будет гулять с ребятами. Об этом всегда можно договориться с воспитателем;
-
Режим дня. Даже вне детского сада (в выходные или во время отсутствия), нужно стараться придерживаться садовского распорядка, к которому важно привыкать;
-
Проигрывание обстановки в игровой форме. Можно дома устроить игру: мама и папа идут в садик, а малыш – воспитатель или взрослый, который отводит его в сад. Как известно, игровая форма помогает легче и спокойнее принять ситуацию;
-
Любая игрушка, которую малыш может взять с собой и помочь ему быть увереннее в непривычной обстановке;
-
Родительское тепло, забота и понимание. Нельзя убегать, пока он не видит или отвернулся. Нужно проститься, сказать теплые слова, возможно, придумать какой-то ритуал прощания, и обязательно обнимать и целовать его при встрече.
Важно!
Как правило, испытывать стресс нормально в течение полутора-двух месяцев. После этого должна наступить адаптация. Острый период не должен превышать две недели, чтобы не закрепляться как тяжелая стрессовая ситуация.
Кому нужен логосад?
Если ребенок испытывает трудности речевого развития, то адаптироваться в саду ему бывает сложнее, чем сверстникам. Такой малыш может отличается от них интеллектуально, психологически – ему сложно играть со сверстниками, контактировать с теми, кто понимает его гораздо хуже родителей. В этих случаях стресс ярче и может проявляться в замкнутости, закрытости и большом внутреннем сопротивлении. Вот почему логопедический сад может стать отличным местом для мягкой адаптации и решения многих логопедических и не только проблем. В логопедическом саду малыш получает ежедневную заботу и квалифицированную помощь от педагогов, которые имеют специальное образование в коррекционной педагогике.
Процесс адаптации не должен вызывать страха – это может занять время, но постепенно привычка станет вытеснять дискомфорт. При помощи родителей и воспитателей появится больше уверенности и желания развиваться и знакомиться с новым миром.